Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Методика изучения сложения и вычитания чисел в пределах 10
План 1. Основные понятия математики. 2. Раскрытие смысла действий сложения и вычитания. 3. Сложение и вычитание в пределах 10. Литература: (1) Глава 2, § 1, С.63-71; (7) Глава 4 § 14; (2) § 25. Основные понятия математики Сложение целых неотрицательных чисел связано с операцией объединения непересекающихся конечных множеств. Сумма целых неотрицательных чисел а и b - число элементов в объединении непересекающихся множеств А и В таких, что п(А) = а, п(В) = b, т.е. а + b = п(АÈ В), где а == п(А), b = п(В). Вычитание целых неотрицательных чисел а и b связано с выделением из множества А (а = п(А)) подмножества В (b = п(В)). Разность целых неотрицательных чисел а и b - число элементов в дополнении множества В до множества А при условии, что п(А) = а, п{В) = b, вÌ а, т.е. а - b = п(А\В). 2. Раскрытие смысла действий сложения и вычитания При изучении темы " Сложение и вычитание чисел в пределах 10" перед учителем стоят задачи: - раскрыть смысл действий сложения и вычитания, помочь детям уяснить его и усвоить всю терминологию, связанную с этими действиями; - добиться усвоения детьми всех вычислительных приемов, изучаемых в этой теме, и сформировать умение применять их на практике; - добиться усвоения детьми таблицы сложения. Остановимся на характеристике каждой из задач. Раскрытие смысла действий происходит постепенно в течение длительного времени. Перед учителем стоит задача организовать деятельность детей и свою так, чтобы помочь детям уяснить суть каждого из этих действий. Большую помощь детям в этом оказывают действия с предметами. Можно выделить три типа ситуаций, которые связаны с операцией объединения: 1. Увеличение данного множества на несколько объектов. 2. Увеличение на несколько объектов множества, равночисленного данному. 3. Составление одного множества из двух данных. В процессе выполнения предметных действий у ребенка формируется представление о сложении как о действии, которое связано с увеличением количества предметов. При формировании у детей представлений о вычитании можно условно ориентироваться на следующие предметные ситуации: 1. Уменьшение данного множества на несколько объектов. 2. Уменьшение множества, равночисленного данному на несколько объектов. 3. Сравнение двух множеств, т.е. ответ на вопрос: «На сколько объектов в одном множестве больше (меньше), чем в другом?»В процессе выполнения предметных действий у младших школьников формируется представление о вычитании, как о действии, которое связано с уменьшением количества предметов. Работа по раскрытию смысла действий сложения и вычитания начинается уже при изучении нумерации однозначных чисел.
|