Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Выехало - 7 м. и 3 м.
Осталось -? Задача. На школьном стадионе школьники в первый день расчистили 45 м беговой дорожки, во второй на 6м меньше, чем в первый, а в третий на 8 м больше, чем во второй. Сколько метров дорожки расчистили школьники в третий день? I - 45м II —? на б м меньше III —? на 8 м больше Задача. 4 конверта стоят 28 коп. Сколько стоят 6 таких конвертов?
Задача. Мотоциклист проехал до места назначения 370 км. До остановки он был в пути 3 часа и ехал со скоростью 70 км в час, остальной путь он проехал за 2 часа. С какой скоростью ехал мотоциклист после остановки? 70 км/ч?
! ----! ----! ----! --------! --------! 370км
У учителей часто возникают вопросы по поводу выполнения краткой записи. Надо ее делать или нет? Когда ее надо делать, когда нет? и т.д. Напомним, что краткая запись задачи одно из вспомогательных средств, а не самоцель. Надо учить детей составлять краткую запись, чтобы они могли ею воспользоваться в случае необходимости. Не следует давать задания детям обязательно выполнить краткую запись дома. В контрольной работе также не следует требовать обязательного выполнения краткой записи - важно, чтобы дети правильно решили задачу. На уроках при выполнении краткой записи форму краткой записи чаще предлагает учитель. Поиск пути решения задач. Решить задачу в широком смысле этого слова - значит, раскрыть связи между данными и искомым, заданные условием задачи, выбрать на основе этого арифметические действия, выполнить их и дать ответ на вопрос задачи. Разобрав содержание задачи, выполнив краткую запись или сделав иллюстрацию к задаче, не все учащиеся могут найти путь ее решения, т.е. не все могут установить связи между данными и искомыми величинами. I С этой целью учитель проводит работу, в ходе которой он помогает найти путь решения задачи. Чаще всего - это специальная беседа, в ходе которой учитель ставит детям вопросы так, чтобы подвести их к осознанному и правильному выбору арифметического действия. Важно, чтобы вопросы эти не были подсказывающими, а вели бы детей к самостоятельному нахождению пути решения задачи. Характер каждой такой беседы зависит от вида и сложности задачи. При решении составных задач сложностьих бывает разная, поэтому характер бесед также должен быть разным. Если решается задача нового вида или сложная задача, учитель может построить беседу двумя способами: 1. От вопроса задачи к данным - примерно по такой схеме: - Что нужно узнать в задаче? (Какой главный вопрос задачи? Что спрашивается в задаче?) - Что нужно знать, чтобы ответитьна этот вопрос? - Что из этого известно? - Что неизвестно? - Что нужно знать, чтобы это узнать? и т.д. Задача. В ларек привезли 10 ящиков яблок по 9 кг в каждом, и 8 одинаковых ящиков слив. Всего привезли 170 кг этих фруктов. Найти массу ящика. Поиск здесь нужен, так как большая часть учащихся может встретить затруднение. В ходе разбора содержания задачи составляется краткая запись в виде таблицы.
Затем ведется беседа. - Что нужно узнать в задаче? (Массу одного ящика слив). - Что нужно знать, чтобы узнать массу 1 ящика со сливами? (Сколько всего слив положили в 8 ящиков) - Это известно? (Нет) - А что можно использовать из данных задачи, чтобы этоузнать? (Всего 170 кг яблок и слив) - Что надо узнать, чтобы найти, сколько всего слив? (Сколько всей яблок привезли) - Это можно найти? (Да) - Что для этого известно? (10 ящиков по 9 кг). 2. От данных к вопросу - в таком плане: - Если известно то-тои то-то, что можно узнать? - Каким действием? Задача. На товарную станцию прибыло 2 состава с бревнами. В одном и них было 37 платформ, а в другом на 4 больше. Разгрузим 60 платформ. Сколько еще платформ осталось разгрузить? Пример рассуждений. - Зная, что в 1 составе 37 платформ, а во втором на 4 больше, что можем узнать? (Сколько платформ во втором составе?) - Каким действием? (Сложением) - Зная сколько платформ в первом составе и сколько во втором, что можем узнать? (Сколько всего было платформ?) - Каким действием? (Сложением) - Зная, сколько платформ было всего, и что 60 платформ разгрузи ли, что можем узнать? (Сколько платформ осталось?) - Каким действием? (Вычитанием). Поиск пути решения заканчивается составлением плана решения задач! Составление плана решения задача. Под планом решений в методике Бантовой М.А. понимается объяснение того, что узнаем, выполнив то или иное действие, и указание по порядку арифметических действий? Для предыдущей задачи план решения такой: - сначала мы узнаем, сколько яблок привезли в магазин действием] умножения; - затем узнаем массу слив действием вычитания; - в третьем действии мы узнаем массу ящика слив действием деления. Поиск пути решения и составление плана не следует проводить для каждой задачи (как это часто делается в практике), а для новых видов задач и задач, наиболее трудных для детей. Иногда надо делать частичный поиск, выделив наиболее трудные или важные моменты. На практике мы часто встречаемся с такими случаями, когда поиск либо совсем не проводится, либо делается подробно к каждой задаче. Запись решения задачи. Решение задачи может выполняться устно или письменно. При устном решении называются арифметические действия и даются соответствующие пояснения к ним. В начальных классах примерно половина задач решается устно. При письменном решении действия записываются, а пояснения к ним учащиеся либо записывают, либо проговаривают устно. В начальных классах могут быть использования в основном две формы записи решения: 1.Запись решения в виде отдельных действий: Задача. а) без записи пояснений: 1) 37 + 4 = 41 (пл.) 2) 37 + 41 = 78 (пл.) 3) 78 – 60 = 18 (пл.) Ответ: 18 платформ осталось разгрузить б) с записью пояснений: 1) 37 + 4 = 41 (пл.) - во втором составе. 2) 37 + 41 = 78 (пл.) - в двух составах. 4) 78 - 60 = 18 (пл.) - осталось разгрузить. Ответ: 18 платформ. в) С записью пояснений в вопросительной форме: 1) Сколько платформ было во втором составе? 37 + 4 = 41 (пл.) 2) Сколько платформ было всего? 37 + 41 = 78 (пл.) 3) Сколько платформ осталось разгрузить? 78 – 60 = 18 (пл.) Ответ: 18 платформ Первые две разновидности этой формы записи используются довольно часто, начиная со второго класса. Третья практически не используются, но детей следует знакомить с этой формой записи. 3.Запись решения в виде выражения. Эта форма записи имеет также три разновидности: Задача. Саша принес 6 морковок, а Оля 4 морковки. 8 морковок они отдали кроликам. Сколько морковок осталось? а) Постепенная запись выражения без записи пояснений: 6 + 4 (м.) (6 + 4) - 2 = 2 (м.) Ответ: 2 морковки осталось. б) Постепенная запись выражения с записью пояснений: 6 + 4 (м.) - принесли Саша и Оля (6 + 4) - 2 = 2 (м.) - осталось Ответ: 2 морковки. в) Запись окончательного выражения: (6 + 4) – 2 = 2 (м.) Ответ: 2 морковки осталось. Запись решения задачи в виде выражения начинает применяться в первом классе при решении составных задач. Проверка решения задачи. В начальной школе используют четыре способа проверки решения задачи. 1. Предварительная прикидка. 2. Составление и решение задачи, обратной данной. 3. Установление соответствия между числами, полученными в результате решения задачи, и данными в условии задачи. 4. Решение задачи различными способами. Остановимся на каждом из них подробнее. 1. Предварительная прикидка - установление границ искомого числа. Суть этого способа состоит в том, что еще до решения задачи устанавливают, какое число должно получится при ответе на вопрос задачи: больше или меньше какого-то из данных чисел. Этот способ следует применять уже в первом классе. Он ценен тем, что помогает детям сориентироваться в выборе правильного решения задачи. Прикидка результата позволяет предупредить или заметить не правильность рассуждений ребенка. Этим способом хорошо проверять простые задачи, а также и составные. Следует отметить, что вычислительные ошибки при применении этого способа проверки могут остаться незамеченными. Поэтому применение этого способа не исключает применение и других способов проверки. Задача. Из стопки дежурный взял сначала 10 тетрадей, а потом 6 тетрадей. Сколько тетрадей взял дежурный? Чтобы уточнить, как дети вникли в смысл задачи и правильно ли выбирают нужное действие, учитель ставит вопрос: " Дежурный за 2 раза взял тетрадей больше, чем 10 или меньше? ". 2. Проверка решения задачи способом составления и решения задачи, обратной данной заключается в том, что после решения задачи составляется обратная по отношению к данной задача. Если при ее решении в ответе получится значение величины, которое было задано в условии данной задачи, то можно считать, что она решена правильно. Прежде чем ввести этот способ проверки, происходит знакомство с задачей, обратной данной. Дети упражняются в составлении и решении задач, обратной данной. Этим способом можно проверить любую простую, но не всякую составную задачу, т.к. обратная задача может оказаться трудной для детей. Этот способ проверки применяется в начальных классах для проверки всех простых задач, задач на нахождение четвертого пропорционального, задач на движение и некоторых других. При выполнении проверки решения задачи этим способом следует предостерегать детей от формального его применения и приучать их осуществить при этом ряд последовательных действий: 1) подставить найденное число в задачу; 2) выделить новое искомое в задаче; 3) составить новую задачу; 4) решить составленную задачу; 5) соотнести полученный результат с тем данным, которое исключили, то есть приняли за искомое; 6) сделать вывод. Пример. В бочке было 90 л воды. 56 л израсходовали на полив. Сколько литров воды осталось в бочке? Решение: 90 – 56 = 34 (л) Проверка. Составляется обратная задача. - Сколько здесь можно составить обратных задач? (Две). № Учитель предлагает составить одну, указав, новое искомое - количество воды. Задача составляется устно. Задача. В бочке было несколько литров воды. После того как на полив израсходовали 56 л, в ней осталось 34 л. Сколько литров воды было в бочке? Решение: 56 + 34= 90 (л). Верно. Ответ: 34 литров воды осталось. 3. Установление соответствия между числами, полученными в результате решения задачи, и данными в условии задачи. Суть этого способа проверки заключается в следующем: числовые значения искомой величины, полученные в ответе на вопросы задачи, вводятся в текст задачи, и устанавливается, не возникает ли при этом противоречия, выполняются арифметические действия, согласно их связям между собой, которые заданы в условии задачи. Если при этом получаются числа, данные в условии задачи, делается вывод о верном решении задачи. Этот способ можно использовать, начиная со второго класса. Практически он применяется только в третьем классе при решении задач на пропорциональное деление и на нахождение неизвестных по двум разностям. Пример. В двух кусках 8 метров одинаковой ткани. Один кусок стоил 15 рублей, другой - 9 рублей. Сколько метров ткани в каждом куске? 1)15 + 9 = 24 (р.) 2) 24: 8 = 3 (р.) 3) 15: 3=5(м) 5) 9: 3 = 3(м) Проверка: 3 + 5=8 (м). 4. Решение задач различными способами. Напомним, что задача считается решенной различными способами, если ее решения отличаются связями между данными и искомыми, положенными в основу решения или последовательностью использования этих связей. Получив при решении задачи различными способами один и тот же результат, делаем вывод о том, что задача была решена, верно. Пример. От двух пристаней, находящихся на расстоянии 510 км, отплыли одновременно навстречу друг другу катер и моторная лодка. Встреча произошла через 15 ч. Катер шел со скоростью 19 км в час. С какой скоростью шла моторная лодка? 1 способ 1) 510: 15 = 34(км/ч) 2) 34 - 19=15 (км/ч) 2 способ 1) 19 –15 = 285 (км) 2) 510 - 285 = 225 (км) 3) 225: 15 = 15 (км/ч) Ответы одинаковые - задача решена верно.
|