![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Методические рекомендации по изучению дисциплиныСтр 1 из 6Следующая ⇒
МЕХАНИКА. МОЛЕКУЛЯРНАЯ ФИЗИКА И ТЕРМОДИНАМИКА. Программа, методические указания и контрольные задания Для студентов - заочников инженерных специальностей
Глазов 2011 Краткая аннотация В основании современной естественнонаучной картины мира лежат физические принципы и концепции. Физика составляет фундамент естествознания. Физика относится к числу дисциплин, составляющих основу технического и естественнонаучного образования и теоретического мышления специалистов. Курс физики представляет собой единое целое. Изучение физики совместно с другими дисциплинами цикла способствует формированию у студентов современного естественнонаучного мировоззрения, освоению ими современного стиля физического мышления. Целостность курса физики является одной из фундаментальных предпосылок для воспитания образованного члена общества. Приоритетами курса являются: изучение основных физических явлений; овладение фундаментальными понятиями, законами и теориями классической и современной физики, а также методами физического исследования. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ Основной формой обучения студента-заочника является самостоятельная работа над учебным материалом. Для облегчения этой работы организуется чтение лекций, практические занятия и лабораторные работы. Поэтому процесс изучения физики состоит из следующих этапов: 1) проработка установочных и обзорных лекций; 2) самостоятельная работа над учебниками и учебными пособиями; 3) выполнение контрольных работ; 4) прохождение лабораторного практикума; 5) сдача зачетов и экзаменов. При самостоятельной работе над учебным материалом необходимо: 1) составлять конспект, в котором записывать законы и формулы, выражающие эти законы, определения основных физических понятий, сущность физических явлений и методов исследования; 2) изучать курс физики систематически, так как в противном случае материал будет усвоен поверхностно; 3) пользоваться каким-то одним учебником или учебным пособием (или ограниченным числом пособий), чтобы не утрачивалась логическая связь между отдельными вопросами, по крайней мере внутри какого-то определенного раздела курса. Контрольные работы позволяют закрепить теоретический материал курса. В процессе изучения физики студент должен выполнить четыре контрольные работы. Решение задач контрольных работ является проверкой степени усвоения студентом теоретического курса, а рецензии на работу помогают ему доработать и правильно освоить различные разделы курса физики. Перед выполнением контрольной работы необходимо внимательно ознакомиться с примерами решения задач по данной контрольной работе, уравнениями и формулами, а также со справочными материалами, приведенными в конце методических указаний. Прежде чем приступить к решению той или иной задачи, необходимо хорошо понять ее содержание и поставленные вопросы. Контрольная работа содержит восемь задач и два теоретических вопроса. Вариант задания контрольной работы определяется в соответствии с последней цифрой номера зачетной книжки студента. Таблица вариантов
При выполнении контрольных работ необходимо соблюдать следующие правила: 1) указывать на титульном листе номер контрольной работы, наименование дисциплины, фамилию и инициалы студента, номер варианта; 2) контрольную работу следует выполнять аккуратно, оставляя поля для замечаний рецензента; 3) задачу своего варианта переписывать полностью, а заданные физические величины выписать отдельно, при этом все числовые величины должны быть переведены в одну систему единиц; 4) для пояснения решения задачи там, где это нужно, аккуратно сделать чертеж; 5) решение задачи и используемые формулы должны сопровождаться пояснениями; 6) в пояснениях к задаче необходимо указывать те основные законы и формулы, на которых базируется решение данной задачи; 7) при получении расчетной формулы для решения конкретной задачи приводить ее вывод; 8) задачу рекомендуется решить сначала в общем виде, т. е. только в буквенных обозначениях, поясняя применяемые при написании формул буквенные обозначения; 9) вычисления следует проводить с помощью подстановки заданных числовых величин в расчетную формулу. Все необходимые числовые значения величин должны быть выражены в СИ (см. справочные материалы); 10) проверить единицы полученных величин по расчетной формуле и тем самым подтвердить ее правильность; 11) константы физических величин и другие справочные данные выбирать из таблиц; 12) при вычислениях по возможности использовать микрокалькулятор, точность расчета определять числом значащих цифр исходных данных; 13) в контрольной работе следует указывать учебники и учебные пособия, которые использовались при решении задач. Контрольные работы, оформленные без соблюдения указанных правил, а также работы, выполненные не по своему варианту, не засчитываются. При отсылке работы на повторное рецензирование обязательно представлять работу с первой рецензией. Во время экзаменационно-лабораторных сессий проводятся лабораторные работы. Цель лабораторного практикума — не только изучить те или иные физические явления, убедиться в правильности теоретических выводов, приобрести соответствующие навыки в обращении с физическими приборами, но и более глубоко овладеть теоретическим материалом. На экзаменах и зачетах в первую очередь выясняется усвоение основных теоретических положений программы и умение творчески применять полученные знания к решению практических задач. Физическая сущность явлений, законов, процессов должна излагаться четко и достаточно подробно; решать задачи необходимо без ошибок и уверенно. Любая графическая работа должна быть выполнена аккуратно и четко. Только при выполнении этих условий знания по курсу физики могут быть признаны удовлетворительными. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (1 семестр) Введение Физика как наука. Наиболее общие понятия и теории. Методы физического исследования: опыт, гипотеза, эксперимент, теория. Математика и физика. Физика и естествознание. Философия и физика. Важнейшие этапы истории физики. Роль физики в развитии техники и влияние техники на развитие физики. Физика как культура моделирования. Физические модели. Компьютеры в современной физике. Роль физики в образовании. Общая структура и задачи курса физики. Роль измерения в физике. Единицы измерения и системы единиц. Основные единицы
|