Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Сравнительный анализ современных политических систем.
К универсальным тенденциям изменений в современных политических системах относятся: - тенденция к усилению роли государства, расширению его регулирующей и инновационной функций (этатизация) и правового регулирования, охватывающего все важные сферы общественной жизни; - тенденция к централизации и концентрации власти. Этот универсальный процесс, происходящий во всех формальных организациях, проявляется главным образом в том, что окончательные решения все чаще принимаются высшим уровнем власти, независимо от того, будет ли это аппарат государства, политическая партия, общественная организация. Другой формой централизации власти в организациях является сокращение автономии звеньев низшего уровня. Процессам централизации власти, как правило, сопутствует её концентрация, т.е. сокращение круга лиц (общественно-профессиональных групп), принимающих окончательные решения на всех уровнях организационной иерархии; - тенденция к усилению взаимозависимости между звеньями политических систем. Этот процесс имеет место в политических организациях, между политическими организациями, входящими в состав той же самой политической организации; правящей партией и парламентской оппозицией, а также между самими системами (развитие сотрудничества в рамках ЕЭС и СНГ). Универсальные тенденции изменений политических систем присутствуют и при описании типологии современных политических систем. По замечанию политолога П. Шарона, «ключ к различным политическим системам следует искать в соответствующих им идеологиях и институтах, с помощью которых функционирует каждое государство и общество»(1984). Коренное различие между политическими системами проявляется в том, как распределяется политическая власть на различных этапах процесса государственного управления: рассредоточена она между отдельными субъектами власти (демократическая модель) или концентрируется в руках одного обладателя власти (автократическая модель). Аптер описывает и различает типы государственного управления по двум основаниям: по степени централизации системы власти и по системе ценностей, которых эта власть придерживается. Эти два простых типа государственного управления разделены на так называемые «тоталитарные» и «либерально-демократические» политические системы. Алмонд использует понятия «структуры» и «культуры» для характеристики четырех отличительных типов современных политических систем. Это – англо-американская, континентально-европейская, доиндустриальная и частично индустриальная и тоталитарная система. Англо-американская система характеризуется мультиценностной политической культурой, в которой большинство граждан верит в такие ценности, как свобода личности, массовое благосостояние и безопасность. Этот тип политической системы действует на основе диффузии власти и влияния. Континентально-европейская система характеризуется фрагментарной, неоднородной политической культурой, в которой присутствуют элементы старой, традиционной политической культуры. Доиндустриальные политические системы имеют смешанную политическую культуру, а также сильный потенциал насилия (часто в лице армии, бюрократического аппарата). Тоталитарные политические системы не допускают присутствия политических добровольных ассоциаций, часто функционируют, опираясь на монопольно властвующий бюрократический или партийный аппарат. В целом, все существующие политические системы с точки зрения их тенденций к модернизации можно классифицировать как консервативные системы и реформируемые политические системы.
|