Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
О происхождении государства
Чем древнее история того или иного социального института, тем более сумма гипотез и концепций о его природе и истоках. Это правило характеризует и решение проблемы происхождения государства. Считаясь с естественно-научным плюрализмом ответов на вопросы «как и почему возникло государство», отметим, во-первых, что исследования проблем происхождения государства в истории политических учений служат одним из главных способов определения смысла существования государства в настоящем, его нормативной модели и судьбы в будущем. В этом качестве гипотезы о происхождении государственности всегда являются необходимыми составными частями всех мировых политических идеологий (либерализма, консерватизма, социализма, коммунизма и др.). И, во-вторых, любая и каждая, взятая в отдельности гипотеза о происхождении государства, отвечая своим содержанием ценностным предпочтениям той или иной идеологической доктрины, является односторонне-ориентированной и потому сама по себе не способна полностью удовлетворить потребности научного знания. В современной политологии на основе достижений многих наук (истории, потестарной этнографии, политической философии и др.) сложилась и является общепризнанной концепция полифакторного происхождения государства. В числе факторов, действия которых привели к возникновению государства, важнейшими являются: - антропологические факторы. Их влияние состоит в том, что истоки государственности коренятся в самой естественно-социальной природе человека, и государство, подобно семье и селению, возникает само по себе, как «естественная форма общежития» (Аристотель). Концепция естественного происхождения государства своими идеологическими корнями восходит к теологическим идеям о божественной природе государственности и в виде различных интерпретаций является составной частью идеологии консерватизма; - факторы общественного разделения труда, среди которых самым важным оказалось разделение общества «на правящее меньшинство и производящее большинство» (А. Тойнби). Развитие функций правящего меньшинства привело к образованию специального органа – государства; - факторы возникновения частной собственности, эксплуатации, классов-антагонистов и классовой борьбы. «Чтобы классы с их противоположными экономическими интересами не пожрали друг друга и общество в бесплодной борьбе, для этого стала необходимой сила, стоящая над обществом, сила, которая бы умиряла столкновение, держала его в границах «порядка». И эта сила, происшедшая из общества, но ставящая себя над ним, …есть государство» (Ф. Энгельс); - факторы войн и завоеваний одних народов другими. Победители, чтобы упрочнить свое господствующее положение, сделать его постоянным, эффективным и держать в повиновении побежденных, осуществляют ряд организационных и иных мер. Их результатом явилось возникновение государства (Л. Гумилович); - рационально-эмоциональные факторы (страх и разум). В догосударственном, т.е. «естественном обществе» «все имеют право на все», а потому здесь актуален принцип «человек человеку – волк», втягивающий людей в «войну всех против всех» (Т.Гоббс). Отсутствие органов, которые могли бы беспристрастно решать конфликты между людьми, осуществлять наказание виновных в нарушении естественных законов, – все это порождает обстановку страха и неуверенности (Дж. Локк). Инстинкт самосохранения и естественный разум понуждают людей стремиться к миру и искать средства и силы, способные его обеспечить. В целях надежного обеспечения естественных прав, равенства, свободы, безопасности личности и защиты частной собственности они заключают «общественный договор» об учреждении государства. Теория «общественного договора» оказала прямое влияние на создание США, на разработку конституции этой страны, и, являясь составной частью идеологии либерализма, не утратила своей актуальности и в 21 в. Таким образом, государство возникает и развивается под влиянием множества факторов, среди которых едва ли следует выделять какой-нибудь один в качестве определяющего.
|