Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Современные государства: формы правления и территориально-политического устройства.






В современном мире существует более 200 государств и для понимания механизмов осуществления ими своих универсальных функций необходимо знание форм правления и территориальной организации государственной власти.

Форма правления характеризует способ образования и организации верховных органов государственной власти, их источники, систему взаимодействия друг с другом и с населением. По данным критериям различают две основные формы правления – монархию и республику, притом каждая из этих форм имеет разновидности.

Монархия (единовластие) – это форма правления, при которой фактическим или формальным источником верховной власти, ее носителем (сувереном) и главой государства является одно лицо – монарх (император, король, султан, шах, царь и т.п.). Власть монарха как главы государства первична, осуществляется пожизненно, передается по наследству и не зависит от населения.

Монархические формы правления в настоящее время имеют более чем 40 стран мира. В их числе выделяют следующие разновидности современных монархий:

- абсолютная монархия (Саудовская Аравия, Катар, Оман, Бахрейн, Бруней), для которых характерно всевластие главы государства, воля которого лежит в основе законов и не может быть ограничена другими институтами власти;

- конституционная монархия – это форма правления, при которой власть монарха имеет ограничения, зафиксированные в конституции. Конституционные монархии в свою очередь разделяются на дуалистические и парламентские.

а) дуалистические монархии ( Иордания, Кувейт, Марокко)характеризуются разделением власти между правительством, которое формируется монархом и ответственно только перед ним, и парламентом, избираемым народом. Парламент осуществляет законодательные полномочия, но монарх располагает правом отлагательного вето, правом роспуска парламента и является главнокомандующим армией;

б) парламентская монархия (Великобритания, Испания, Швеция, Норвегия, Япония и др.) отличается полным безвластием монарха. Он является главой государства, но фактически исполняет только представительные и церемониальные функции. Здесь монарх царствует, но не правит, являясь символом государственности и единства нации. Управление страной осуществляет правительство во главе с премьер-министром, которое формируется парламентским большинством и подотчетно не монарху, а избранному народом парламенту.

Республика – это такая форма правления, где источником государственной власти является народ, и она осуществляется выборными органами, персональный состав которых избирается на определенный срок непосредственно населением.

Республиканская форма правления – самая распространенная в современном мире. Существенное большинство государств, представленных сегодня в ООН, являются республиками. В зависимости от того, кто (парламент или президент) формирует правительство, кому оно подотчётно и подконтрольно, республики разделяются на президентские, парламентские и полупрезидентские (смешанные).

Президентская республика (США, Аргентина, Бразилия, Боливия, Венесуэла, Филиппины и др.) – форма правления, которая характеризуется следующими главными признаками:

- выборы президента и парламента осуществляются отдельно всеобщим голосованием на четко определенные и независимые друг от друга сроки;

- президент одновременно является главой государства, главой исполнительной власти и главнокомандующим вооруженными силами;

- президент самостоятельно формирует правительство и лично управляет его деятельностью. Депутаты парламента не могут быть одновременно членами правительства;

- состав правительства утверждается с согласия парламента, но оно ответственно и подконтрольно только президенту и не может быть отправлено в отставку парламентом;

- президент имеет право на законодательную инициативу, а также право отлагательного вето на любой утвержденный парламентом законопроект.

Наличие такого объема полномочий не означает, что президент – диктатор. Его власть существенно ограничена со стороны парламента и судебной власти, что выражается в следующем:

- законодательная власть принадлежит только парламенту, и он может не только отклонить любой предложенный президентом законопроект, но и преодолеть президентское вето квалифицированным большинством голосов (2/3 состава парламента);

- президент не имеет право роспуска парламента, но парламент имеет право на импичмент, т.е. отстранение президента от власти через суд в случае нарушения им Конституции и законов страны.

В целом же президентская форма правления характеризуется соединением сильной исполнительной власти с эффективным парламентским контролем. Отношения между ветвями власти строятся на основе «сдержек и противовесов», а возможности взаимных вмешательств существенно ограничены. Это форма правления с «жестким разделением властей».

Разновидностью президентской формы правления является суперпрезидентская республика. Такая форма правления существует в странах с глубоко укорененными авторитарными традициями (в Латинской Америке, Азии, Африке на территории бывшего СССР). Суперпрезидентская республика имеет следующие характерные признаки:

- президент конституционно наделен такими обширными полномочиями, которые позволяют ему сосредоточить всю реальную власть в своих руках;

- президент не только независим от парламента и судебной власти, но и располагает конституционным правом контролировать и направлять работу всех органов государственной власти;

- процедуры импичмента настолько сложны и громоздки, что практически исключают возможность досрочного смещения президента.

Парламентская республика. Данную форму правления характеризуют следующие признаки:

- правительство формируется парламентом, и оно ответственно перед ним. Вотум (решение, выраженное путем голосования) недоверия правительству ведет либо к отставке правительства с последующим формированием нового, либо к роспуску парламента и проведению досрочных парламентских выборов;

- главой государства является президент, который избирается парламентом, но, как и монарх в парламентской монархии, не обладает реальной властью и выполняет представительные и церемониальные функции;

- первым лицом в политической иерархии является глава правительства (премьер-министр);

Таким образом, в парламентской республике от парламента исходит не только законодательная, но и фактическая исполнительная власть. Парламентскими республиками являются сегодня Италия, Греция, Индия и др.

Парламентско-президентская (смешанная республика). Данная форма правления характеризуется следующими признаками:

- президент избирается населением, является главой государства и наделен обширными полномочиями. Он ответственен за общественный порядок, государственную безопасность, оборону страны и руководит внешней политикой;

- исполнительную власть возглавляет премьер-министр, и правительство несёт двойную ответственность (перед президентом и парламентом), что выражено в праве президента назначать и отстранять премьер-министра, других членов правительства, и в праве парламента вынести кабинету министров вотум недоверия;

- в случае вотума недоверия правительство уходит в отставку или распускается парламентом. Право выбора принадлежит президенту;

- парламент имеет право на импичмент.

Парламентско-президентскими республиками являются сегодня Австрия, Исландия, Литва, Польша, Португалия, Финляндия, Франция и др.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал