Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Пример. К какой категории конституционных принципов относится принцип социального государства?
А) универсальные принципы Б) особенные принципы В) единичные принципы
3. Выбор неопределенного количества правильных ответов из нескольких предложенных вариантов. Пример. Общими источниками конституционного права как науки и отрасли права являются А) действующие и утратившие силу законы Б) правовые обычаи В) проекты конституций Г) судебные прецеденты Д) правовая доктрина 4. Задание дополнить или закончить определенную фразу (определение, суждение и т.п.) Пример. Закончите фразу: «Правовое государство – это…»
5. Задание сформулировать определенный тезис или определение, указать признаки того или иного явления, процесса и т.п. Пример. Укажите признаки социального государства (задание выполняется в форме перечня).
Глоссарий – словарь юридических терминов по одной из тем семестра:
с толкованием, комментариями и примерами. Определение должно сопровождаться указанием источника. Рейтинговая оценка учитывает полноту раскрытия темы; корректность научного содержания терминов и примеров; количество терминов (не менее 20); разнообразие используемых источников. Аннотация – это краткая обобщенная характеристика печатной работы (книги, статьи). В аннотации указывается тип и название аннотируемого текста, определяются задачи, поставленные его автором, перечисляются основные содержательные линии, дается краткая характеристика содержательных особенностей текста, обосновывается новизна и т.п. Для выполнения задания необходимо самостоятельно подобрать не менее 3 печатных работ (книг, статей, авторефератов диссертаций), где анализируется одна общая проблема по одной из тем семестра. Материалы для аннотирования можно подбирать в электронной библиотеке, в Интернете и полиграфических изданиях. Аннотация каждой из работ начинается с ее полного библиографического описания, выполненного в соответствии с требованиями действующего ГОСТа. Далее располагается сама аннотация. Объем текста: 20–25 строк для аннотации статьи, 40–50 строк для монографии. Завершается аннотационный список обобщающим выводом, в рамках которого аннотируемые материалы распределяются на группы, показывается их общность и специфика. Рейтинговая оценка учитывает правильность выбора объектов аннотирования и составления текста аннотаций в соответствии с условиями задания.
Сравнительный анализ – выполняется в виде таблицы, в которой обязательно указываются критерии сравнения (определяются студентом самостоятельно на основе изученного материала), кратко формулируются основные общие и отличительные черты заданных объектов (норм конституционного и иных отраслей права/статуса политических партий и других общественных объединений/статуса беженцев и вынужденных переселенцев). При этом следует избегать цитирования статей нормативных правовых актов полностью; указания пункта, части статьи недостаточно. В конце таблицы должен быть вывод, основанный на проведенном сравнении. Рейтинговая оценка учитывает количество критериев сравнения, полноту и правильность их раскрытия; корректность и объем выводов.
Экспертное заключение – это аргументированное мнение специалиста относительно существа поставленного вопроса. В качестве учебного задания предполагается составление экспертного заключения, призванного показать не только знание учебного материала, но и способность к аналитическим действиям, выработке и формулировке собственного мнения, выстраиванию системы аргументов. В качестве предмета экспертизы предлагаются отдельные утверждения или материал статьи: 1. В.Е. Чиркин «Вызовы современности и российский конституционализм: общее, особенное, единичное» // Конституционный вестник. 2008. № 1 (19). С. 34 - 47 При выполнении задания необходимо: - ознакомиться со статьей и назвать описанные в ней вызовы конституционному развитию и уникальные черты конституционализма в России; - сформулировать собственную позицию относительно того, изменилась ли ситуация в настоящее время, появились ли новые общественные вызовы и как можно охарактеризовать современный российский конституционализм. Рейтинговая оценка учитывает систему аргументов, корректность использования терминологии, широкого спектра источников и их интерпретации. 2. «Россия – унитарная федерация?»
При выполнении задания необходимо: - оценить правомерность данного утверждения с точки зрения норм Конституции России, федеральных законов и решений Конституционного Суда РФ со ссылками на конкретные статьи; - назвать основные изменения, которые произошли в федеративном устройстве России с 1993 года по настоящее время, и оценить их с точки зрения соответствия принципам федерализма; - определить, о каких тенденциях и перспективах может идти речь применительно к федеративному устройству России. Рейтинговая оценка учитывает построение системы аргументов, использование широкого круга источников, характеризующих федеративное устройство и связанные с ним отношения, и корректность их интерпретации.
3. «Способом ограничения свободы экономической деятельности в России можно считать установление норм трудового права, поскольку в отдельных случаях интересы работодателей приходят в противоречие с правами работников. Конституционные положения предполагают наделение работодателя правомочиями, позволяющими ему в целях осуществления экономической деятельности и управления имуществом самостоятельно и под свою ответственность принимать необходимые кадровые решения (подбор, расстановка, увольнение персонала). Следовательно, предусматривая гарантии прав работников, в том числе направленные против возможного произвольного увольнения или необоснованного отказа в приеме на работу, законодатель не вправе устанавливать такие ограничения правомочий работодателя, которые ведут к искажению самого существа свободы экономической (предпринимательской) деятельности». При выполнении задания необходимо: - оценить правомерность данного утверждения с точки зрения норм и принципов Международного билля по правам человека, Конституции России и трудового кодекса со ссылками на конкретные статьи; - определить, можно ли предпочтение, отдаваемое при приеме на работу мужчинам, рассматривать в качестве нарушения (дискриминации), вправе ли работодатель самостоятельно определять, желает ли он принять на работу женщин или мужчин? С учетом неоднозначности правовой ситуации можно не только доказывать правомерность определенной точки зрения, но и воспроизвести контраргументы. Рейтинговая оценка учитывает построение системы аргументов, использование широкого комплекса норм, закрепляющих права, свободы и обязанности человека, судебной практики и корректность их интерпретации. Подготовка законопроекта/пояснительной записки к законопроекту предполагает обращение к темам, посвященным Конституции Российской Федерации, ее пересмотру, или федеративному устройству и законодательному процессу. Требуется определить разновидность закона, в котором может быть закреплен статус Конституционного Собрания, или условия и процедура изменения статуса субъекта РФ, или статус уполномоченных по правам человека в Российской Федерации, чем можно объяснить потребность в данном правовом регулировании и его содержательные характеристики. С образцами документов можно познакомиться на официальном сайте Государственной Думы в разделе «Законодательная деятельность» https://duma.gov.ru/ Рейтинговая оценка зависит от выбора варианта задания (пояснительная записка оценивается в максимум 4 балла), учитывает корректность использования терминологии и нормативных источников, соблюдение требований к форме документа, непротиворечивость и логичность его содержания. Анализ постановлений Конституционного Суда Российской Федерации предполагает формулирование собственной аргументированной позиции по предмету (соответствие рассматриваемых актов основам конституционного строя Российской Федерации) на основе Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 31 июля 1995 г. № 10-П с учетом особых мнений судей по данному делу. Рейтинговая оценка учитывает корректность использования Постановления Конституционного Суда, его интерпретацию, систему аргументов.
|