Рассмотрение эволюции теоретических подходов к отдельным аспектам функционирования организации позволяет не только оценить вклад различных школ, теорий и отдельных исследователей, но и получить представление об основных составляющих реструктуризации на современном этапе и определить логику собственного исследования.
Проблемы организации ставились в рамках еще экономической теории, где существовала теория поведения фирмы. Но основное развитие теория организации получила уже после выделения специальной науки об управлении.
Экономисты-классики (А. Смит, Д. Рикардо, Дж.С. Милль) имели дело не с организациями, а с хозяйствующими субъектами. Компании обычно имели одного владельца, одновременно выступающего и в качестве управляющего, за счет этого организация отождествлялась со своим собственником и не являлась самостоятельным субъектом рынка.
В соответствии с неоклассической теорией организация стала выступать как «рыночный институт»1, поэтому период формирования ортодоксальной неоклассической теории организации с конца XIX в. до первой трети XX в. считается первым этапом теории организации.
Образование организаций связывалось с процессом промышленного производства, причем происходило укрупнение производства. А. Маршалл объяснял данный процесс концентрации преимуществами именно крупномасштабного производства, которые
заключаются в «экономии квалифицированного труда, экономии машин и экономии сырья»2.
Рональд Г. Коуз (Ronald H. Coase) в работе «Природа фирмы» (1937) связывает появление экономических организаций с возможностью сократить издержки использования механизма цен (внешние трансакционные издержки). Хотя с появлением организации контрактные отношения не исчезают полностью, их количество значительно уменьшается. Размер организации, по мнению Коуза, зависит от соотношения внешних и внутренних трансакционных издержек, а также технических нововведений.
Если первоначально рассматривался только вариант фирмы, действующей в условиях совершенной конкуренции (модель Л. Вальраса), то с 20-х годов ХХ в. в работах П. Сраффи, Э. Чемберлена, Дж. Робинсон, Г. Штаккельберга и др. рассматриваются и неконкурентные типы организаций. В этот же период для анализа организации разрабатываются производственные функции (Дж. Б. Кларк и др.), то есть впервые делаются попытки дать количественное описание организации.
В целом организации, построенные на основе классической теории, являлись достаточно консервативными, т. к. не учитывали изменения, происходящие во внешней среде (конкуренция, усложнение технологии и необходимость повышения квалификации каждого работника, повышение уровня образования и другие), а также структуру капитала.
Ко второму этапу истории развития теории организации относится период конца 40-х — середины 70-х годов ХХ века (так называемая неортодоксальная неоклассика). В это время меняется подход к организации: с целью приближения основных положений теории организации к действительности для анализа начинают использоваться методы исследования, заимствованные у других наук (психологии, социологии, математики). В отличие от ортодоксальной неоклассической теории организации перестает действовать постулат о совершенстве информации, которой обладают экономические агенты.
1 Шишкин М.В. Теория фирмы в западной экономической литературе: этапы развития и основные направления//Вестник Санкт-Петербургского Университета. 1999. Сер. 5. Вып. 3 (№ 19), с. 85
2 Маршалл А. Принципы политической экономии: в 2-х частях. Ч. 1. М., 1983, с. 360
Критикуется и тезис о том, что главной целью организации является максимизация прибыли. Так, Г. Саймон видит в нем 5 проблем: неясно, какая именно прибыль должна максимизироваться — краткосрочная или долгосрочная; предприниматель ориентируется не только на прибыль, но и на получение некоего удовлетворения от своей деятельности; предприниматель может стремиться не к максимальной прибыли, а к какой-то приемлемой для себя; зачастую организациями управляют не собственники, а менеджеры, и они могут быть вообще не заинтересованы в прибыли; в условиях несовершенной конкуренции максимизация прибыль зависит не только от предпринимателя, но и от действий конкурентов.
Другие ученые, такие как А. Алчиян и М. Фридман, подвергли идеи Саймона критике. Споры о целях организации продолжались до 1971 г., когда Р. Солоу в математической форме доказал, что вне зависимости от целевой установки организации идентичным образом реагируют на изменение цен факторов производства, налогов и т.д. Следовательно, определение цели организации практически не приближает к пониманию механизма ее функционирования.
С 80-х гг. ХХ в. начинается третий этап в развитии теории организации, в основе которого лежит неоинституциональный подход, отраженный в работе Р. Коуза 1937 г. Начиная с 80-х годов неоинституциональное направление отрывается от неоклассического, в рамках которого оно возникло, и разделяется на две ветви: теорию институтов и институциональных изменений (Д. Норт и его последователи Ц. Хирш, Э. Кич и др.) и теорию способов управления (О. Уильямсон). Данные теории будут рассмотрены нами более подробно несколько позже.
Свое полное развитие теория организации получила в рамках теории менеджмента. В конце XIX — начале XXв. промышленная революция определила необходимость научного подхода к управлению. Фабричная система заставила руководителей сосредоточиться на разработке научных и рациональных принципов организации управления. Решение данной проблемы шло в двух направлениях: 1) повышение производительности за счет облегчения выполняемой работы; 2) мотивация работников, чтобы они пользовались новыми методами и приемами выполнения работы. Развитие менеджмента рассмотрено в табл. 1.
Таблица 1 Взгляды различных школ по теории организации
Название
школы и
Авторы
Научный вклад
Комментарий
период
времени
Школа
Ф.У.
В качестве главных рассматривались проблемы
Управление стало
научного
Тейлор,
повышения эффективности и производительности
признаваться
управления
Ф.
рабочей силы, основным объектом исследования являлось
самостоятельной
— 1885-
Гилбрет,
низовое управленческое звено организации. Кроме того,
областью
1920 гг.
Л.
сторонники научного управления выступали за отделение
исследований, а
Гилбрет,
функции управления от исполнительной работы, за то,
методы, прежде
Г. Гант и
чтобы управленческой работой занимались специалисты.
использовавшиеся
др.
только в науке и
технике, стали
применяться и для
управления
организацией.
Классическ
А.
Рассматривали организацию в широкой перспективе,
Акцент сместился к
ая или
Файоль,
пытаясь определить общие характеристики и
организации труда
администра
Л. Урвик,
закономерности развития компаний, а также стремились к
административного
тивная
Д.Д.
выработке универсальных принципов управления,
персонала.
школа в
Муни,
которые должны были обеспечить успех организации
управлении
А.К.
(сделать ее эффективной). Выделялись принципы двух
— 1920-
Рейли,
видов: относящиеся к построению рациональной системы
1950 гг.
А.П.
управления; а также принципы, относящиеся к
Слоун
построению структуры организации и управления
работниками. Систему управления, по мнению
представителей данной школы, следует строить по
принципу функционального деления организации. Что
касается второй категории, то широкую известность
получили 14 принципов управления Файоля, а также
работы Л. Гьюлика, Л. Урвика и Г. Черча, послужившие
основой развития процессного подхода к управлению.
5 Кузнецова Н.В. История менеджмента: современные школы. Книга вторая. Учебное пособие. — Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та, 2001, с. 55
6 Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ. — М.: «Дело», 1992, с. 71
формирова
другие), которые должны взаимодействовать для
ния
выполнения работы в организации. Апелляционная
организаци
подсистема включает в себя апелляционный суд,
й) — 1940-
состоящий из представителей рабочего совета, правления
1950 гг.
и председателя суда (со стороны). Работник может
обратиться с жалобой на любое решение любого уровня и
дойти до главного управляющего, а также обратиться в
апелляционный суд. Представительская подсистема
состоит из представителей, входящих в рабочий совет
вместе с руководителями. Их роль — доводить до
сведения администрации жалобы работников.
Законодательная подсистема вырабатывает политику
организации относительно найма, распределения работ во
времени, правил работы и других вопросов.
Ситуацион
Р.
Сторонники ситуационного подхода постарались
Взгляды сторонников
ный подход
Моклер,
объединить крайние взгляды на поведение организации в
данного подхода
(Contingenc
П. Дракер
разных ситуациях: заявив, что как не существует единого
отражают попытку
y approach)
универсального подхода к решению проблем
представить алгоритм
— 1960-по
организации, так и не все ситуации уникальны.
действий
настоящее
Следовательно, можно идентифицировать общие
организации в разных
время
принципы, подходящие ко всем ситуациям, для чего при
ситуациях.
анализе каждой ситуации выявляются и оцениваются так
называемые ситуационные переменные (contingency
variables): размер фирмы, ее окружение, ресурсы,
технология, динамика групп внутри организации,
индивидуальные особенности.
Процессны
А. Файоль
Управление — это серия взаимосвязанных
Выделение
й подход —
управленческих функций. Управленческая функция —
управленческих
1920-
цепочка взаимосвязанных действий (процесс). Разные
функций позволяет
настоящее
ученые выделяли разное количество основных функций
выявить структуру
время
управления, но все они сводятся к четырем, приводимым
управленческой
во всех учебниках менеджмента7: планирование
деятельности и
(Planning), организация (Organizing), мотивация (Leading),
создает предпосылки
контроль (Controlling).
для выделения
бизнес-процессов.
Теория
Д. Норт,
Оценивает влияние на организацию различных
Теория подчеркивает
институтов
Ц. Хирш,
институтов, то есть «правил игры, по которым играют
тот факт, что
и
Э. Кич и
различные экономические организации»8. К формальным
организации не могут
институцио
др.
институтам относятся нормативно-правовые акты, в
существовать
нальных
рамках которых действуют экономические субъекты; к
изолированно, а
изменений
неформальным — обычаи, мораль, договоры и другие
также важность
— конец
подобные нормы. Формальные институты можно
неформальных норм
1980-х —
изменить легче и быстрее, чем неформальные, которые
(к которым относится
начало
складывались постепенно и прочно укоренились в
и организационная
1990-х гг.
сознании людей.
культура).
7 См. например: Ivancevich J.M., Donnelly J.H., Jr, Gibson J.L. Management: principles and functions. Rev. Ed. Of: Managing for performance. 3rd ed, 1989, p. 5
8 Шишкин М.В. Теория фирмы в западной экономической литературе: этапы развития и основные направления.//Вестник Санкт-Петербургского Университета. Сер. 5. 1999. Вып. 3(№ 19), с. 93
Теория
О.
В отличие от Норта Уильямсон изучает экономических
Выделение типов
способов
Уильямсо
субъектов, причем дает свою трактовку понятия фирмы:
управления
управления
н
«Фирму… полезнее рассматривать как способ управления
компанией позволяет
(теория
сделками»9. Учитывается структура активов фирмы: их
лучше понять их
трансакцио
специфика определяет способ управления. Критерием
основные
нных
является минимизация издержек. Различаются три типа
характеристики, а
издержек)
управления компанией: 1) рыночный, при котором внутри
также достоинства и
— конец
компании существует рынок, подразделения
недостатки.
1980-х гг.
самостоятельны и взаимодействуют на основе договоров,
есть и трансакционные издержки; 2) иерархический, когда
в основе построения компании лежит принцип пирамиды,
mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.014 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Пожаловаться на материал