Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Интеллект
Единого определения интеллекта до сих пор нет, однако многие психологи считают, что когнитивные процессы высшего порядка (формирование понятий, рассуждение, решение задач), а также память и восприятие связаны с человеческим интеллектом. Поэтому можно дать такое определение. Интеллект – это способность: 1) приобретать, 2) воспроизводить и 3) использовать на практике знания для понимания конкретных и абстрактных идей, отношений между объектами и идеями. Существует несколько теорий, объясняющих природу интеллекта. Их можно разделить на две большие группы: факторные и когнитивные.
Факторные теории интеллекта Существует несколько факторных теорий интеллекта, основанных на разных концептуальных подходах и математическом методе обработки информации – факторном анализе. Уровень интеллекта можно определить с помощью коэффициента интеллекта IQ, которой определяет насколько умственный возраст отличается от хронологического. Умственный возраст определяется по количеству правильно решенных задач. Вместо показателя умственный возраст можно использовать возрастные нормы (Векслер). Испытуемый получает балл по отношению к показателям той возрастной группы, к которой он принадлежит на момент тестирования.
Развитие интеллекта Процессами развития интеллекта занимались многие психологи. Наиболее заметный вклад внесли Ж. Пиаже, Л. С. Выготский, А. Валлон. Развитие когнитивных процессов представляет собой результат постоянных попыток индивидуума адаптироваться к изменениям окружающей среды, выводящим его из равновесия и тем самым компенсировать эти изменения. Приспособление ребенка к миру осуществляется на основе двух процессов: 1) ассимиляции, 2) аккомодации. Ж. Пиаже выделил три стадии в развитии когнитивных процессов: 1) сенсомоторная (до 2-х лет) а) врожденные рефлексы, б) моторные навыки, в) циркулярные реакции, г) координация средств и целей, д) открытие новых средств, е) приобретение новых средств; 2) конкретных операций (с 2 до 11-12 лет), а) предоперациональный уровень (с 2 до 5 лет), б) первый уровень конкретных операций (с 5-6 до 7-8 лет), в) второй уровень конкретных операций (с 8 до 11 лет). 3) формальных операций (с 12-13 до 14-15 лет). Изменения внутри каждой стадии количественны и линейны, а изменения между стадиями носят качественный характер. Последовательность прохождения стадий обязательна, и чтобы достичь очередной стадии, ребенок должен пройти через все предыдущие.
Нарушения интеллекта Могут быть временные задержки или безнадежное отставание. Наиболее частое нарушение в интеллектуальной сфере – олигофрения. Олигофрения – заболевание, заключающееся в общем недоразвитии психики с преимущественным недоразвитием интеллекта. Различают три степени олигофрении: 1) дебильность; 2) имбецильность; 3) идиотия.
|