Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Мировоззрение А. Дистервега
Мировоззрение А. Дистервега складывалось под влиянием социально-исторических событий, происходивших в Германии в период его жизни, а также трудов философов, писателей, ученых – его предшественников и современников. Его взгляды на мир и вопросы воспитания определялись идеями немецкой классической философии, особенно И.Канта, который считал воспитание самой важной и сложной из задач, стоящих перед человечеством. От него А. Дистервег воспринял знаменитый «категорический императив» и то, что руководящим принципом нравственного воспитания является идея долга. Вера в человека и его высокое назначение, гуманизм по отношению к нему, звучавшие в произведениях немецких писателей Лессинга, Гердера, Шиллера, Гете, были близки А. Дистервегу. Общение в юности с мастеровыми, национально-освободительное движение против наполеоновских войск, революционные события способствовали формированию демократических воззрений и патриотизма А. Дистервега. Мировоззренческие позиции А. Дистервега складывались в процессе его творческой педагогической деятельности, на которую сильное влияние оказали идеи Ж.-Ж. Руссо и И.Г. Песталоцци, филантропистов. Высоко оценивая педагогическое значение учения И.Г. Песталоцци (он считал, что оно сопоставимо с открытием Н. Коперника), А. Дистервег проделал большую работу по ознакомлению с ним германского учительства и дальнейшему его развитию. Мировоззрение А. Дистервега формировалось в процессе непрерывного самообразования и саморазвития. Как и большинство просветителей Германии XIX в., решающую роль в преобразовании общественных отношений А. Дистервег отводил просвещению. Единая национальная школа, по его мнению, призвана способствовать внутреннему единству Германии и воспитывать патриотов, которым близки интересы родины, но чужд шовинизм, национальная вражда и местная ограниченность. Имущественное неравенство А. Дистервег рассматривает как неизбежное зло. Размышляя над тем, как устранить крайнюю бедность, он считал необходимым оказание планомерной помощи неимущим со стороны государства, предлагал организовать союзы трудящихся, члены которых осуществляли бы материальную и культурную взаимопомощь. А. Дистервег был верующим человеком. Христианское учение он считал воплощением гуманности и высоких моральных начал, в духе которых должна воспитываться вся германская молодежь. Он протестует против религиозной нетерпимости и фанатизма, насаждаемого в народных школах, конфессионального обучения. В своих взглядах на человека А. Дистервег руководствовался идеей о том, что люди изначально равны между собой и способны к обучению и развитию. В понимании человека и отношении к ребенку он придерживался основного положения кантовского гуманизма: «Ни в ком нельзя видеть только средство». Человек свободное существо, права которого достойны уважения. Вслед за Руссо А. Дистервег убежден в том, что «коренные права всякого человека – право быть человеком, жить по-человечески, приобретать имущество, располагать им, свободно пользоваться своими силами, не встречая препятствия в их развитии и применении (право свободы), не должны быть затронуты». Для понимания педагогических идей А. Дистервега очень важно рассмотреть его представления о природных задатках, которыми Творец и природа одаряют каждого человека. Он рассуждает следующим образом. В каждом ребенке существуют общечеловеческие задатки. В этом отношении все между собою сходны и имеют одинаковое назначение – быть людьми. Наряду с этим сходством в задатках и назначении человека существуют врожденные различия между отдельными людьми. Разных людей природа наделяет разными задатками. Опираясь на идею развития, разработанную представителями немецкой классической философии, и являющуюся центральной в понимании сущности природы человека И.Г. Песталоцци, А. Дистервег считает, что в задатках заложено стремление к развитию, причем не вообще какому-нибудь, а стремление к определенному роду развития. Из каждого задатка может получиться не все, что угодно, а лишь то, к чему в нем заложено стремление. «Из желудя может вырасти только дуб в силу природы желудя и заложенного в нем закона развития дуба…». Т.е. направленность и предопределенность хода развития человека всецело обусловливается его врожденными задатками. А. Дистервег убежден, что человек может стать только тем, к чему предназначила его природа. А. Дистервег указывает на постоянство, непрерывность, а так же последовательность процесса развития. «Не все задатки развиваются одновременно одинаково энергичным образом. Развитию некоторых из них предшествует развитие других. Первые мы называем высшими, вторые низшими задатками». Так развитие рассудка и разума предполагает определенный уровень развития восприятия, воображения, памяти. Развитие задатков зависит не только от физического организма, но и от «возбуждения извне». Дистервег подчеркивает, что задаткам дана только возможность, но не наличие самого развития. Они не в состоянии развиваться самостоятельно, без посторонней помощи. «Эта помощь заключается в воздействии на задаток, в полученном им раздражении, импульсе, возбуждении. Всякое развитие зависит поэтому от двух условий: от наличия задатка и от его возбуждения». Без возбуждения, помощи извне, задатки могут оставаться неразвитыми. «Возбудимость», восприимчивость к побуждениям, импульсам, впечатлениям извне, присущи каждому человеку. Но они благоприятны и способствуют его развитию только в том случае, если соответствуют задаткам. Поэтому, по мнению А. Дистервега, «никакое земное искусство не может из розы сделать гвоздику, из дуба сосну, из терновника маслину, из чертополоха виноградную лозу. Из желудя при благоприятных обстоятельствах вырастает дуб, и ничто другое, а из луковицы гиацинта – ничто иное, как гиацинт. Искусство может в этом отношении лишь изуродовать, исказить Природу». Однако развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Извне он может получить только возбуждение. Развитие достигается собственной деятельностью человека, собственными силами и их напряжением. Рассматривая проблему духовного развития, А. Дистервег считает, что в задатках не заложено ни добро, ни зло. «Человек не является в этот мир нравственно добрым или нравственно злым. Он становится или тем, или другим, т.к. обладает способностью и к добру, и к злу. Но один индивидуум легче становится добрым или злым, чем другой». По мнению А. Дистервега, это определяется различием «врожденной чувственной энергии». Каждый ребенок может стать добрым, может стать злым, что зависит от духовных усилий, воли самого человека, а также «воздействий, которые испытывает ребенок, одним словом, воспитание решает, как правило, пойдет ли он преимущественно по пути добра или зла». Таким образом, современный человек, с точки зрения А. Дистервега, соединяет в себе общую человеческую природу с ярко выраженными индивидуальными особенностями. Дидактические идеи А. Дистервега определялись его представлениями о сущности процесса познания человеком мира. Его взгляды в этом вопросе созвучны с идеями И.Г. Песталоцци, который процесс познания, называемый созерцанием, понимал как активное наблюдение, в ходе которого осуществляется переход от моря спутанных ощущений к определенным, а затем точным представлениям, а от них – к ясным понятиям. С точки зрения А. Дистервега, начальным этапом процесса познания являются чувственные ощущения. Посредством внешних восприятий человек при помощи органов чувств воспринимает отдельные предметы внешнего мира и их признаки. Посредством внутренних восприятий «перед его сознанием обнаруживаются отдельные состояния духа». Таким образом, внешние и внутренние представления всегда воспроизводят отдельные предметы. Итак, «предмет оказывает на ум раздражающее действие, вызывает в нем ощущения, возбуждает внимание, и он воспринимает предмет». Таким образом, человек получает сначала чувственные представления о предмете при непосредственном контакте с ним. «…затем он его воспроизводит, отделяет от чувства, углубляется в него, составляет представление о нем, которое сохраняется и в отсутствие предмета», то есть человек отделяет себя от предмета. Теперь, как пишет А. Дистервег, рассудок или умозрительная способность уже сама по себе овладевает ими, чтобы посредством исключения (абстрагирования) индивидуальных признаков и объединения общих создавать высшие или более общие представления и понятия. То есть, т.к. представления о предмете уже не связаны с самим предметом, познающий может воспроизвести их и в отсутствии предмета, то на следующем этапе процесса познания человек может, «отбрасывая в сторону единичные признаки, образовывать новые представления (понятия) и находить для них слова». Слово в данном случае отражает полные содержания представления. «Слово служит обозначением возникшего из непосредственного чувства, ставшего свободным, представления или развивающегося из него понятия». Делая вывод, А. Дистервег выдвигает философское и вместе с тем важное дидактическое положение: «Понятия без наглядных представлений пусты и бессодержательны». Обобщая сказанное, А. Дистервег следующим образом характеризует ход процесса познания. «Развитие человеческого ума начинается с чувственного восприятия внешнего мира. Оно выражается в ощущениях, которые связываются в наглядные представления, а последние возводятся разумом в общие представления или понятия. Поэтому понятия должны основываться на представлениях, представления на ощущениях. Иначе они окажутся лишенными содержания, пустыми, а обозначающие их слова пустословием». Таким образом, в своих взглядах А. Дистервег придерживался демократических позиций, являлся сторонником передовых для его времени идей, развивая лучшее, что было открыто научной мыслью, его прогрессивными предшественниками и современниками.
|