Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
А. Дистервег о педагогике, цели воспитания, факторах развития личности
Как было сказано выше, конец XVIII - начало XIX в. – период школьных реформ и развития педагогики как науки, опирающейся на обобщение школьного опыта, достижения философии и психологии. Большой вклад в становление педагогики как самостоятельной отрасли научного знания (фундамент которой был заложен в XVII в. Я.А. Коменским), в этот период внес известный немецкий философ, психолог и педагог И. Гербарт. Разработка дидактики средней школы принадлежит ему. Теоретиком же народной школы в Германии, верным последователем И.Г. Песталоцци, внесшим огромный вклад в развитие теории развивающего и стимулирующего обучения, является А. Дистервег. Педагогическая концепция А. Дистервега и система взглядов по вопросам профессиональной подготовки учителя представлена в ряде статей и главном педагогическом труде «Руководство к образованию немецких учителей». Целью этой книги было дать указания о том, «каким образом может учитель – или готовящийся им стать, повысить свои знания и педагогические умения, на какой путь он должен вступить в преподавании отдельных предметов и какими средствами он при этом должен пользоваться». В своей работе А. Дистервег пишет о значении педагогики как науки и поднимает вопрос о соотношении педагогической теории и искусства воспитания. «Если бы мы владели искусством воспитания, тогда мы охотно согласились бы обходиться пока еще без науки о воспитании. Ведь в жизни важно умение, а не знание. В этом то и несчастье, что одно не может существовать без другого, когда речь идет о воспитании человека, о воспитании его духа посредством духа другого человека». Теоретическое обоснование вопроса о педагогике как науке и искусстве воспитания дал выдающийся российский педагог К.Д. Ушинский (1824-1870). А. Дистервег считает необходимым разобраться в том, какой должна быть педагогика, к чему стремиться и какие решать задачи. Стремясь к осуществлению цели общечеловеческого воспитания, педагогика должна ставить и решать задачи по ее достижению, исходя из понимания сущности человека. А. Дистервег указывает, что воспитатель должен всегда помнить о том, что он имеет дело 1) с отдельным существом, индивидуумом, одаренным человеческими задатками, 2) с индивидуумом, принадлежащим определенной нации и одаренным национальными особенностями, 3) представителем всего человечества. Отсюда перед педагогикой и педагогами-практиками встают задачи воспитания человека 1) сообразно его природным особенностям, 2) своеобразию той нации, к которой он принадлежит, 3) согласно общечеловеческим целям. Решение первой задачи возможно благодаря знанию педагогом человеческой природы и законов ее развития, а также пониманию индивидуальных особенностей конкретного ребенка. Учитель должен хорошо знать психологию, уметь наблюдать и использовать необходимые методы для возбуждения задатков. Решение второй задачи зависит от осознания педагогом своей национальной принадлежности и знания особенностей национального характера. Понимание целей, стоящих перед человечеством, стремление учителя к их осуществлению, позволит, с точки зрения А. Дистервега, решить третью задачу. Педагогика и психология, которая по утверждению А. Дистервега должна быть положена в основу педагогики, призваны помочь учителю в решении этих задач. Источниками развития педагогической науки А. Дистервег видит опыт и знание природы человека. Он считает, что познание природы ребенка происходит в процессе работы с ним, поэтому называет педагогику «эмпирически рациональной наукой». Однако, когда речь идет о науке воспитания, важно обосновать, доказать высказанные взгляды, т.к. опыт никогда не дает права на безошибочные выводы. А. Дистервег считает, что сущность воспитания познается путем размышлений, которые приводят к обоснованию взглядов, а «опыт должен только подтвердить или опровергнуть то, что было ранее установлено». Он убежден в том, что попытки построить научную педагогику на эмпирических основаниях или авторитетах, ошибочны. В ее основе должны лежать определенные, заранее установленные принципы, которые А. Дистервег обосновывает в своем «Руководстве для немецких учителей». Вместе с тем, педагогика не является для него неким застывшим, раз и навсегда определенным знанием, он призывает никогда не смотреть на педагогику как науку завершенную и законченную. Обосновывая цель воспитания, А. Дистервег, как и многие его предшественники, рассуждает о цели и назначении человеческой жизни. Творец и природа наделили человека общечеловеческими задатками, предначертали быть прежде всего человеком. Поэтому, обращаясь к учителю, А. Дистервег призывает: «Не отвлекай своего взора от всего человеческого!...говори и думай: «человек – мое имя, немец – мое прозвище». Результат жизни человека является делом его собственных рук. Принцип свободы, свободного самоопределения каждого предусматривает то, что «человек должен искать в себе основу своего стремления и деятельности, …сам должен определить себя в самом себе», т.е. быть самодеятельным. «Самодеятельность означает, что человек должен стремиться к достижению своего назначения не путем страдания и терпения, самоотречения и самоуничижения, а деятельности и напряжения». Быть человеком, по мнению ученого, значит быть самодеятельным в стремлении к разумным целям. Человек, как свободное существо, сам вправе определять цель своей жизни, своих устремлений. По мнению А. Дистервега, цели стремлений человека навсегда выражены в идеалах истины, добра и красоты. Поэтому, с его точки зрения, определение назначения жизни человека как самодеятельность на служение истине, красоте и добру следует предпочесть всем остальным. Следовательно главная цель воспитания заключается в развитии самодеятельности в стремлении к общечеловеческим идеалам, благодаря чему «человек может впоследствии сделаться распорядителем своей судьбы, продолжателем образования своей жизни». А. Дистервег пишет, что результат воспитания можно считать достигнутым, оно закончено тогда, когда человек настолько созрел, что обладает силой и волей самого себя образовывать в течение дальнейшей жизни и знает способ и средства, как он это может осуществить в качестве индивидуума, воздействующего на внешний мир». То есть, говоря современным языком, когда процесс воспитания перешел в процесс самовоспитания. Реализация идеи общечеловеческого воспитания, получившей отражение в формулировке цели воспитания, по мнению А. Дистервега, состоит в том, что начальное образование должно быть общедоступным для всех детей без исключения, независимо от их социальной принадлежности, материального положения, вероисповедания, а также нижние ступени любых учебных заведений должны сообщать единые знания и нравственные установки, закладывая основы общего образования человека. «Общественная народная школа, которая должна положить основание для образования молодежи, объединяет всех детей нации без различия состояний и будущего призвания». Итак, основа всякого воспитания – общечеловеческая. Однако целью воспитания является не только общее развитие человека. Так как учитель имеет дело с ребенком как представителем определенной нации, осуществляет процесс воспитания в конкретной культурной среде, ценности которой ребенок впитывает, он должен решить задачу национального образования, общего для всех детей одной нации. Поэтому цель воспитания в понимании А. Дистервега отражает не только идею общечеловеческого воспитания, но и национального самосознания «Вся деятельность школы есть не что иное, как воспитание ученика для всего его призвания: как человеческого, так и гражданского, которые неразрывно связаны между собой, оставляя единое неделимое целое…». Таким образом, цель воспитания по Дистервегу заключается в воспитании гуманных людей и сознательных граждан. Прежде чем характеризовать педагогические идеи А. Дистервега о реализации цели воспитания, следует рассмотреть, как он решает проблему факторов развития личности. Итак, способности человека определяются его наследственностью, каждый наделен врожденными задатками, в которых заложена возможность к развитию, стимулируемому возбуждениями извне. «…образуется ли из того или другого желудя дуб, зависит от солнца, влажности, почвы и других внешних обстоятельств, которые в совокупности обусловливают силу развития». Возбуждения извне – это влияния среды и воспитания (самовоспитания). «Возбуждение происходит отчасти невольно и непреднамеренно, благодаря воздействию природной обстановки и т.д., частью преднамеренно в результате воздействия воспитателя, а позднее самовоспитания». При отсутствии возбуждений или при их несоответствии задаткам, последние могут остаться неразвитыми. Таким образом, решающее значение в развитии личности имеет рационально организованное воспитание и самодеятельность (саморазвитие) человека.
|