Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Краткая характеристика общественно-педагогического движения 60-х годов XIX века
60-е годы XIX столетия (начиная с 1855 года) были в России периодом большого общественного движения, обусловленного все растущими противоречиями между развитием производительных сил и тормозящими это развитие крепостническими отношениями. Крымская война 1853-1856 годов особенно ярко вскрыла гнилость крепостной системы. Несмотря на героизм русского народа, Россия вследствие экономической и технической отсталости, бездарности командования, бюрократизма и казнокрадства потерпела поражение. Характеризуя 60-е годы, В.И. Ленин писал: «Оживление демократического движения в Европе, польское брожение, недовольство в Финляндии, требование политических реформ всей печатью и всем дворянством, распространение по всей России «Колокола», могучая проповедь Чернышевского, умевшего и подцензурными статьями воспитывать настоящих революционеров, появление прокламаций, возбуждение крестьян, которых «очень часто» приходилось с помощью военной силы и с пролитием крови заставлять принять «Положение», обдирающее их как липку, коллективные отказы дворян-мировых посредников применять такое «Положение», студенческие беспорядки, - при таких условиях самый осторожный и трезвый политик должен был бы признать революционный взрыв вполне возможным и крестьянское воспитание – опасностью весьма серьезной» (В.И. Ленин. Сочинения. Т. 5, с. 26-27). В 60-е годы XIX века революционное движение в России охватило все области политической, экономической и культурной жизни. Во все отрасли русской культуры проникали материалистические идеи, наблюдалось дальнейшее развитие критического реализма и идеи народности искусства, литературы и воспитания, которые понимались представителями различных мировоззрений по-разному. Важной составной частью общественного движения было мощное педагогическое движение. Острая критика крепостнического воспитания, борьба против сословной школы за общее светское образование, дающее широкий кругозор, за воспитание Человека в высоком значении этого слова и гражданина, за образование женщин, борьба против догматизма и схоластики, зубрежки и муштры, уважение к личности ребенка, разработка на прогрессивных началах дидактических вопросов, требование широкой сети народных школ, автономия высшей школы – таковы были важнейшие вопросы, выдвинутые русской прогрессивной педагогикой 60-х годов XIX века. Вопросы воспитания были названы «вопросами жизни» в одноименной статье знаменитого русского хирурга Н.И. Пирогова, с которой и началось общественно-педагогическое движение. Заботой об образовании крестьян проникнуты и статьи Л.Н. Толстого, опубликованные в основанном им журнале «Ясная поляна». В историко-педагогической литературе в общественно-педагогическом движении обозначены три направления: буржуазно-либеральное (Н.И. Пирогов), буржуазно-демократическое (К.Д. Ушинский) и революционно-демократическое (Н.Г. Чернышевский, Н.А. Добролюбов). Главное различие этих направлений было в разном видении путей решения обозначенных выше вопросов воспитания. В то время, как буржуазные либералы и демократы придерживались реформ, революционные демократы выдвигали радикальные меры – свержение царского самодержавия. Под напором общественного движения в октябре 1859 г. создается Петербургское педагогическое собрание, впоследствии переименованное в Петербургское педагогическое общество. В его работе участвовали П.Г. Редкин, К.Д. Ушинский, В.Я. Стоюнин, В.И. Водовозов, Д.Д. Семенов, А.Я. Герд и многие другие педагоги и методисты. В 1861 году при вольном экономическом обществе создается Комитет грамотности, где оживленно обсуждаются вопросы организации народной школы. Организуются воскресные школы, в которых ведут свою работу и революционеры. Создаются школы для детей рабочих, а в некоторых местах – дошкольные учреждения. Под влиянием общественно-педагогического движения развивается в эти годы педагогическая журналистика, на страницах которой горячо обсуждаются главнейшие вопросы воспитания и обучения. Издавались «Журнал для воспитания» (возник в 1857 году, с 1860 года выходил под названием «Воспитание», в нем было помещено несколько статей К.Д. Ушинского); «Русский педагогический вестник», «Учитель» (выходил с 1860 по 1870 годы, был посвящен исключительно вопросам народной школы), «Педагогический сборник» (журнал издавался Главным управлением военно-учебных заведений с 1864 года, был посвящен общим вопросам воспитания в средней общеобразовательной школе), «Ясная поляна» (журнал издавался в 1861 – 1862 годах Л.Н. Толстым, освещал опыт работы Яснополянской школы, очень остро критиковал политику самодержавия в образовании и зарубежную школу). Вопросы воспитания и народного образования также освещались литературными и политическими журналами. В «Современнике» было помещено несколько статей Н.Г. Чернышевского по вопросам воспитания и образования и Н.А. Добролюбова («О значении авторитета в воспитании», «Всероссийские иллюзии, разрушаемые розгами» и др.).
|