Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Мировоззрение К.Д. Ушинского
Теоретическая и практическая деятельность в педагогической сфере, как никакая другая, по мнению Ушинского, нуждается в определенных мировоззренческих позициях, господствующих в общественном сознании людей той или иной страны, а особенно – тех, кто занимается воспитанием молодого поколения. Воспитательная деятельность, развивающая сознание и волю, не может быть подвержена случайностям и ошибкам. Чтобы действительно воспитывать, надо понимать: Что такое человек? Что составляет предмет воспитания, ибо многие науки обращены к человеку? Каков идеал человека и каковы цели воспитания? Чего мы хотим достичь своим воспитанием? Поэтому без убедительной философской базы невозможно решать ни теоретические, ни практические проблемы воспитания. Изучая и анализируя различные философские системы, Ушинский стремился выработать свое, самостоятельное мировоззрение, к чему, по его мнению, должен стремиться каждый. Ушинский говорит об объективно существующем мире, едином и целом и о человеке как о части природы. Развитие организма человека происходит по внутренним закономерностям – механическим, физическим, химическим. Свойство развития определяется силой развития (в этом понятии, по мнению Ушинского, очень много неисследованного), она принадлежит «плану организма, то есть устройству органического зародыша: его механическим, химическим и физическим свойствам» То есть К.Д. Ушинский говорит о сути наследственности, ее природе; научность этого доказана сравнительно недавно. Материальный мир существует объективно и является источником всех знаний. Он подчеркивает взаимосвязь движения и материи. Ощущения возникают в результате воздействия объективной действительности на нервную систему. Через органы чувств человек воспринимает внешний мир. Нервная система в многообразном ее проявлении является основой духовной жизни. И именно «нервный организм» является связующим звеном между внешним миром и непознанной душой, ощущения которой – ощущения «нервного организма». Сознание – одно из душевных способностей, а именно, «сознание есть акт психофизический, не принадлежащий отдельно ни материи, ни душе, но вызываемый в душе впечатлениями внешнего мира на нервный организм». К.Д. Ушинский понимал, что нельзя объяснить всю сложность человеческой жизни физиологией, и стремился найти такие методологические позиции, которые дали бы возможность правильно подойти к решению вопросов, связанных с воспитанием, формированием человеческой личности. Такой методологической опорой явился антропологический принцип. К.Д. Ушинский впервые в развитии мировой педагогической мысли понял необходимость всестороннего знания человека для его гармоничного развития. Им была поставлена проблема необходимости изучения, раскрытия и понимания природы и сущности человека во всех ее сложных аспектах. Человек становится тем, кто он есть, и тем более – кем должен стать в результате влияния всей жизни в самом широком смысле этого слова, в том числе воспитания. Это процесс не пассивного приспособления, а активного воздействия на среду. К.Д. Ушинский приходит к выводу, что всестороннее и всеобщее развитие возможностей человека – процесс не спонтанный или случайный, а результат воспитания и влияния среды, прежде всего общественной, так как природа человека содержит неограниченные возможности. Константин Дмитриевич понимал, что сложившиеся общественные отношения в России, обострение противоречий в условиях становления капиталистических отношений не способствует реализации его идей по воспитанию человека, организации народной школы. Ушинский приветствовал падение крепостного права, считал, что дальнейшее прогрессивное развитие должно идти путем просветительно-демократических реформ. Что касается религиозности в мировоззрении Ушинского, следует заметить, что он четко разграничивал науку и религию, допуская их сосуществование. Христианскую религию рассматривал как основу морали. Поэтому в первые годы своей жизнедеятельности даже считал, что священнослужители должны быть учителями в школах; в последних работах согласился с тем, что идея церковных школ не пустила у нас корней в народе.
|