![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Вопрос. Государственный бюджет и проблема его сбалансированности. Источники покрытия бюджетного дефицита. Государственный долг.Стр 1 из 2Следующая ⇒
Лекция 11. Финансовая система и финансовая политика государства. Государственный бюджет. План: 1. Государственный бюджет и проблема его сбалансированности. Источники покрытия бюджетного дефицита. Государственный долг. 2. Налоги, их виды и функции. Кривая Лаффера. 3. Финансовая политика государства: цели, инструменты, виды.
Вопрос. Государственный бюджет и проблема его сбалансированности. Источники покрытия бюджетного дефицита. Государственный долг.
Центральным звеном всей финансовой системы является государственный бюджет. С его помощью государство осуществляет распределение и перераспределение валового национального продукта между территориями, отраслями и сферами народного хозяйства. С одной стороны, бюджет (в переводе с фр. — «кожаный кошелек, сумка для хранения денег) — это совокупность финансовых ресурсов, которыми располагает экономический субъект (государство, территория, предприятие, семья). с другой, бюджет — это соотношение между доходами и расходами экономического субъекта, соответствие между поступлением и расходованием средств в течение определенного времени, обычно года. Бюджетная политика — это формирование и использование средств всех уровней, как единого целого, с целью реализации стратегических целей государства.
Государственный бюджет — это централизованный фонд денежных средств, которым располагает правительство, использующее его на финансирование народного хозяйства, содержание аппарата управления, обеспечение обороны, осуществление социальной политики, развитие науки, культуры, образования. Государственный бюджет выступает в качестве материального средства реализации функций государства. В процессе использования централизованных денежных средств складываются бюджетные отношения. Они представляют собой финансовые отношения, которые возникают между государством, с одной стороны, и предприятиями, организациями и населением — с другой. Перераспределение ВВП при помощи бюджета осуществляется путем особых экономических форм в виде доходов и расходов. I Доходы бюджета формируются за счет источников, которые делятся на внутренние и внешние. К внутренним относятся доходы, которые связаны с внутренним (национальным) производством товаров и услуг. Доходы включают в себя такие компоненты, как: налоги (обязательные платежи, взимаемые в государственный, или местный сборы (платежи за право торговли, за парковку автотранспорта, курортные Внешние источники — это доходы в виде заемных средств, предоставляемых другими государствами, пли международными организациями.
II Расходная часть бюджета характеризует направление и цели бюджетных ассигнований для развития и регулирования экономических процессов. Они всегда носят целевой и, как правило, безвозвратный характер. Безвозвратное предоставление государственных средств из бюджета на целевое развитие называется бюджетным финансированием. Расходы бюджета развитых стран можно условно разделить на: - военные и внешнеполитические - социально-экономические (образование, здравоохранение, социальные пособия) - расходы на государственное управление и охрану правопорядка - % по государственному долгу. В случае если расходы превышают доходную часть в обшей структуре, образуется бюджетный дефицит. Несбалансированный бюджет может привести также и к возникновению профицита, т.е. превышению дохода бюджета над его расходами. Однако на практике почти во всех странах в настоящее время имеет место значительное по своим масштабам превышение государственных расходов над доходами. Причины бюджетного дефицита могут быть разными - спад общественного производства, - массовый выпуск «пустых» денег, - неоправданно возросшие затраты на финансирование ВПК, - значительные социальные программы, - крупномасштабный оборот «теневого» капитала, - огромные непроизводительные расходы, - потери, приписки, хищения и т.п.), - но важнейшее значение имеет возрастание роли государства в различных сферах жизни, расширение его экономических, социальных функций, увеличение военных расходов, численности госаппарата. Необходимо иметь в виду, что если дефицит носит временный характер и не превышает 10% от суммы доходов, то он считается вполне допустимым. Дефицит, превышающий уровень 20%, является критическим. Преодоление бюджетного дефицита в первую очередь должно опираться на развитие производства, на достижение финансовой устойчивости всех отраслей и предприятий различных форм собственности, на активизацию предпринимательской деятельности.
Государственный долг — это сумма бюджетных дефицитов, накопленных в стране за определенный период времени за вычетом имевшихся в это же самое время положительных сальдо. Государственный долг может быть внутренним и внешним. Внутренний долг — это задолженность правительства населению своей страны. Внутренний долг выступает в виде облигаций государственных займов. Внешний долг — это задолженность государства гражданам и организациям других стран. Наличие большого государственного долга сопровождается расстройством функционирования финансовой системы, возникновением неплатежей, появлением неуверенности в деловой активности среди предпринимателей и отдельных граждан. Бюджетная система — это совокупность используемых в стране бюджетов, основанных на определенных принципах и юридических нормах, с учетом государственного устройства.
Бюджетное устройство России включает в свой состав: ♦ федеральный (республиканский) бюджет, в котором сосредоточиваются бюджетные ресурсы, необходимые для осуществления затрат, носящих общегосударственный характер; ♦ бюджеты субъектов федерации (региональные бюджеты); ♦ местные бюджеты (бюджеты муниципальных образований). Внебюджетные фонды —это особая форма использования денежных средств, привлекаемых помимо бюджета для финансирования различных решаемых государством задач. К числу основных внебюджетных фондов в России относятся: ♦ фонд государственного социального страхования: ♦ пенсионный фонд; ♦ государственный фонд занятости; ♦ фонд обязательного медицинского страхования и др. Фонд государственного социального страхования предполагает создание денежных ресурсов для выплаты пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, на погребение, для финансирования санаторно-курортного обслуживания. Этот фонд создается страховым методом при обязательном участии предприятий и организаций. Пенсионный фонд представляет собой организационно-финансовую систему, которая обслуживает пенсионеров. Он занимается целевым сбором средств для выплаты пенсий и пособий на детей. Доходы пенсионного фонда формирую Государственный фонд занятости необходим для материальной поддержки лиц, потерявших работу, а также для их обучения. Другой специальности. Фонд формируется за счет обязательных отчислений работодателей, обязательных страховых взносов с заработка работников в пределах общей суммы взимаемых налогов. Фонд обязательного медицинского страхования предназначен для оказания бесплатной медицинской помощи. В Петербурге, например, учреждения здравоохранения, включенные в систему оказания обязательных медицинских услуг, выдают гражданам страховые медицинские полисы, владельцы которых получают право на бесплатную медицинскую помощь.
|