![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Налоги и налоговая система. Принципы налогообложения и виды налогов. ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2
Налоги — это обязательные платежи, взимаемые государством с юридических и физических лиц на основе установленного законодательства. Исторически они возникли с появлением государства в виде «взносов граждан» для содержания публичной власти. В современных развитых странах налоги обеспечивают до 90% поступлений в государственный и примерно 70% в местный бюджеты. Налоговая политика является одним из важнейших методов государственного регулирующего воздействия на экономику страны. Налоговая система строится на основе существующих законодательных актов страны, которыми устанавливаются основные элементы налога. К их числу относятся: Субъекты налоговой системы или налогоплательщики, т. е. физические и юридические лица, которые в соответствии с существующим законодательством обязаны платить налоги. Объекты налоговой системы —доход или имущество, с которого в соответствии с законодательством начисляется НЯПОГ (заработная плата, прибыль, недвижимое имущество и т. д.). Налоговая ставка — это процент или доля, подлежащая уплате с дохода или имущества; налоговая ставка — это размер налога в расчете на единицу налогообложения (с одного рубля дохода, с рубля стоимости имущества и т. д.). Твердые налоговые ставки — это метод, в соответствии с которым налоговые ставки устанавливаются в абсолютной сумме на единицу облагаемой продукции (тонна Нефти, кубометр газа, сотка земли и т. д.). Процентные налоговые ставки – берутся в % отношении от налоговой базы. В зависимости от налоговых ставок налоги делятся на прогрессивные, пропорциональные, регрессивные, дегрессивные. Прогрессивное налогообложение предполагает, что ставка налогообложения возрастает вместе с ростом размера облагаемого дохода (налоговая ставка по мере роста дохода увеличивается), Пропорциональное налогообложение означает, что норма налогообложения не зависит от размера подлежащего налогообложению базового дохода (независимо от размера дохода действует единая налоговая ставка). Регрессивное налогообложение — по мере увеличения дохода норма налогообложения понижается. Функции налогов. Выделяют три важнейшие функции: 1) фискальная — обеспечение финансирования государственных расходов; 2) регулирующая — предполагает государственное регулирование экономики, перераспределение в этих целях финансовых потоков; 3) социальная — поддержание социального равновесия путем изменения соотношения между доходами отдельных социальных групп с целью сглаживания неравенства между ними.
В практике налогообложения используются различные виды налогов: 1. По способу платежа различают прямые и косвенные налоги. - Прямые налоги взимаются с непосредственного владельца объекта налогообложения. Примерами прямых налогов могут также служить налог на прибыль, налог на наследство и дарения, налог на имущество, подоходный налог. - Косвенные налоги уплачиваются конечным потребителем облагаемого налогом товара, а продавцы играют роль агентов по переводу полученных ими в счет уплаты налога средств государству. Некоторые из них даже указываются отдельной строкой в счете за товар или на его ценнике. К таким налогам относятся налог на добавленную стоимость (НДС), налог с продаж, акцизы, таможенные пошлины.
2. По использованию подразделяются на общие и специальные (целевые). Общие налоги поступают в бюджет государства для финансирования общегосударственных мероприятий. Специальные налоги имеют строго определенное назначение, например налоги на реализацию горюче-смазочных материалов поступают в дорожные фонды и предназначены для строительства, реконструкции и текущего ремонта дорог.
3.В зависимости от того, в распоряжение какого органа поступает налог, различают федеральные налоги, региональные налоги субъектов Федерации и местные налоги. Федеральные налоги одинаковы и обязательны к уплате на территории всей РФ. К ним относится налог на прибыль предприятий и организаций, налог на добавленную стоимость, подоходный налог с физических лиц, налог на операции с ценными бумагами, таможенные пошлины и др. К региональным налогам относится налог на имущество предприятий, налог на добычу природных ресурсов. К местным налогам относится налог на недвижимое имущество граждан, налог на транспортные средства, регистрационный сбор с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, другие сборы. К числу важнейших налогов относятся: ♦ Подоходный налог с физических лиц — прямой прогрессивный налог, взимаемый со всей совокупности доходов населения. Подоходный налог является регулирующим налогом. Значительная его часть обычно начисляется в местные бюджеты. ♦ Налог на прибыль предприятий и организаций — прямой пропорциональный ♦ Налог на добавленную стоимость (НДС) — косвенный, регрессивный налог, Акцизы — это сборы, взимаемые при продаже особых товаров. Их перечень утверждается специальным законом. К числу таких товаров обычно относятся табачные изделия, драгоценности, нефтепродукты и т. д. Этот налог является косвенным, регрессивным, регулирующим, устанавливается на товары с неэластичным спросом. Поимущественные налоги — это налоги на личное имущество граждан и имущество (фонды) предприятий. Его ставка составляет 0, 1 % на имущество граждан и до 2% — на имущество юридических лиц. Поимущественные налоги, как правило, закрепляются за региональными и местными бюджетами. Они являются прямыми, пропорциональными налогами.
Таблица 1. Классификация налогов Российской Федерации
Таблица 2. Система налогов Российской Федерации
Кривая Лаффера. Современный американский экономист Артур Ласер Лаффер доказал, что чрезмерное повышение налоговых ставок на доходы предприятий лишает их стимула к капиталовложениям, замедляет экономический рост и в конечном счете уменьшает поступление доходов в государственный бюджет. По мере роста ставок налога от 0 до 100% доходы государственного бюджета (налоговая выручка) будут вначале расти от 0 до некоего максимального уровня (точки М, соответствующей, допустим, 50% ставке налога), а затем снижаться опять до 0. Мы видим, что стопроцентная ставка налога дает такие же поступления в бюджет, как и нулевая ставка: налоговые доходы госбюджета просто отсутствуют. Ставка налога, изымающая весь доход, является ничем иным, как конфискационной мерой, в ответ на которую легальная деятельность будет просто сворачиваться или «уходить в тень». Графическое изображение зависимости между доходами государственного бюджета, т.е. величиной налоговых поступлений, и величиной процентной ставки налогов получило название Кривой Лаффера.
|