Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Налоги и налоговая система. Принципы налогообложения и виды налогов.






 

Налогиэто обязательные платежи, взимаемые государством с юридических и физических лиц на основе установленного законодательства.

Исторически они воз­никли с появлением государства в виде «взносов граждан» для содержания пуб­личной власти.

В современных развитых странах налоги обеспечивают до 90% поступлений в государственный и примерно 70% в местный бюджеты.

Налоговая политика является одним из важнейших методов государственного регулирующего воздействия на экономику страны.

Налоговая система строится на основе существующих законодательных актов страны, которыми устанавливаются основные элементы налога. К их числу относятся:

Субъекты налоговой системы или налогоплательщики, т. е. физические и юри­дические лица, которые в соответствии с существующим законодательством обя­заны платить налоги.

Объекты налоговой системы —доход или имущество, с которого в соответствии с законодательством начисляется НЯПОГ (заработная плата, прибыль, недвижимое имущество и т. д.).

Налоговая ставка это процент или доля, подлежащая уплате с дохода или имущества; налоговая ставка — это размер налога в расчете на единицу налогообло­жения (с одного рубля дохода, с рубля стоимости имущества и т. д.).

Твердые налоговые ставки это метод, в соответствии с которым налоговые ставки устанавливаются в абсолютной сумме на единицу облагаемой продукции (тонна Нефти, кубометр газа, сотка земли и т. д.).

Процентные налоговые ставки – берутся в % отношении от налоговой базы.

В зависимости от налоговых ставок налоги делятся на прогрессивные, пропор­циональные, регрессивные, дегрессивные.

Прогрессивное налогообложение предполагает, что ставка налогообложения воз­растает вместе с ростом размера облагаемого дохода (налоговая ставка по мере ро­ста дохода увеличивается),

Пропорциональное налогообложение означает, что норма налогообложения не за­висит от размера подлежащего налогообложению базового дохода (независимо от размера дохода действует единая налоговая ставка).

Регрессивное налогообложение — по мере увеличения дохода норма налогообло­жения понижается.

Функции налогов. Выделяют три важнейшие функции:

1) фискальная — обеспечение финансирования государственных расходов;

2) регулирующая — предполагает государственное регулиро­вание экономики, перераспределение в этих целях финансовых потоков;

3) социальная — поддержание социального равновесия путем изменения соотношения между доходами отдельных социальных групп с целью сглаживания неравенства между ними.

 

 

В практике налогообложения используются различные виды налогов:

1. По способу платежа различают прямые и косвенные на­логи.

- Прямые налоги взимаются с непосредственного владельца объек­та налогообложения. Примерами прямых налогов могут также служить налог на прибыль, налог на наследство и дарения, налог на имущество, по­доходный налог.

- Косвенные налоги уплачиваются конечным потребителем облагаемого налогом товара, а продавцы играют роль агентов по переводу полученных ими в счет уплаты налога средств го­сударству. Некоторые из них даже указываются отдельной строкой в счете за товар или на его ценнике. К таким налогам относятся налог на добавленную стоимость (НДС), налог с продаж, акцизы, таможен­ные пошлины.

 

2. По использованию подразделяются на общие и специальные (целевые).

Общие налоги поступают в бюджет го­сударства для финансирования общегосударственных меропри­ятий.

Специальные налоги имеют строго определенное назна­чение, например налоги на реализацию горюче-смазочных материалов поступают в дорожные фонды и предназначены для строительства, реконструкции и текущего ремонта дорог.

 

3.В зависимости от того, в распоряжение какого органа по­ступает налог, различают федеральные налоги, региональные налоги субъектов Федерации и местные налоги.

Федеральные налоги одинаковы и обязательны к уплате на территории всей РФ. К ним отно­сится налог на прибыль предприятий и организаций, налог на добавленную стоимость, подоходный налог с физических лиц, налог на операции с ценными бумагами, таможенные пошли­ны и др.

К региональным налогам относится налог на имущество предприятий, налог на добычу природных ресурсов.

К местным налогам относится налог на недвижимое иму­щество граждан, налог на транспортные средства, регистраци­онный сбор с физических лиц, занимающихся предпринима­тельской деятельностью, другие сборы.

К числу важнейших налогов относятся:

Подоходный налог с физических лиц — прямой прогрессивный налог, взима­емый со всей совокупности доходов населения. Подоходный налог является регулирующим налогом. Значительная его часть обычно начисляется в мест­ные бюджеты.

Налог на прибыль предприятий и организаций — прямой пропорциональный
налог. Ставка этого налога разделена: 13% от прибыли (доходов) предприя­тий и организаций зачисляется в федеральный бюджет, до 22% — в регио­нальные бюджеты;

Налог на добавленную стоимость (НДС) — косвенный, регрессивный налог,
относящийся к числу регулирующих. Основная его ставка составляет 20%.
Во многих случаях часть эти го налога зачисляется в региональные бюджеты.
По оценкам экономистов, НДС оказывает сдерживающее влияние на эконо­
мический рост.

Акцизы — это сборы, взимаемые при продаже особых товаров. Их перечень утверждается специальным законом. К числу таких товаров обычно относятся та­бачные изделия, драгоценности, нефтепродукты и т. д. Этот налог является косвен­ным, регрессивным, регулирующим, устанавливается на товары с неэластичным спросом.

Поимущественные налоги — это налоги на личное имущество граждан и имуще­ство (фонды) предприятий. Его ставка составляет 0, 1 % на имущество граждан и до 2% — на имущество юридических лиц. Поимущественные налоги, как правило, зак­репляются за региональными и местными бюджетами. Они являются прямыми, пропорциональными налогами.

 

Таблица 1. Классификация налогов Российской Федерации

 

Прямые налоги Косвенные налоги Взносы во внебюджетные фонды
Реальные налоги Личные налоги Акцизы Фискаль ные монопольные налоги Таможенные пошлины Взносы лиц наемного труда Взносы пред­приятий
Поземель­ные Подомовые Промысло­вые На ценные бумаги Подоходный Поимущест­венный Налог на прибыль предприятий Налог с на­следства и дарений Налог на доходы от денежных капиталов Индиви­дуальные; - на пиво; - на сахар; -на бензин и т. д. Налог на: - соль; - табак; - спички; -спирт и т. д. По происхо­ждению: - экспортные; - импортные; - транзитные По целям: - фискальные; -протекцио­нистские; -антидем­пинговые Пенсионный фонд Фонд страховой медици­ны Фонд занятости Фонд социального стра­хования

 

Таблица 2. Система налогов Российской Федерации

 

  Региональные  
Федеральные (республиканские, краевые, Местные
  областные)  
Налог на добавленную стоимость Региональные платежи за Налог на имущество физических
  пользование природными лиц
Акцизы ресурсами Налог на строительство в
  Налоги на имущество предприятий курортной зоне
Таможенная пошлина __  
  приятии Курортный сбор
Налог на прибыль (доход) Лесной доход  
предприятий и организаций   Земельный налог
Подоходный налог с физиче- Плата за воду, забираемую промышленными предпри- Сбор за право торговли
ских лиц ятиями нз водохозяйствен- Целевые сборы на содержание
Налоги — источники образова- ных систем милиции, благоустройство и
ния дорожных фондов Сбор на нужды образова- другие цели
Налог с имущества, переходя- тельных учреждений Регистрационный сбор с граж-
щего в порядке наследования (с юридических лиц) дан, занимающихся предпри-
и дарения   нимательской деятельностью
Государственная пошлина   Другие виды местных налогов
Гербовый сбор    
Другие виды    

 

 

Кривая Лаффера. Современный американский экономист Артур Ласер Лаффер доказал, что чрезмерное повышение налоговых ставок на доходы предприятий лишает их стимула к капиталовложениям, замедляет экономический рост и в конечном счете уменьшает поступление доходов в государственный бюджет. По мере роста ставок налога от 0 до 100% доходы государственного бюджета (налоговая выручка) будут вначале расти от 0 до некоего мак­симального уровня (точки М, соответствующей, допустим, 50% ставке налога), а затем снижаться опять до 0. Мы видим, что стопроцентная ставка налога дает такие же поступления в бюджет, как и нулевая став­ка: налоговые доходы госбюджета просто отсутствуют. Ставка налога, изымающая весь доход, является ничем иным, как конфискационной мерой, в ответ на которую легальная деятельность будет просто свора­чиваться или «уходить в тень».

Графическое изображение зависимости между доходами государственного бюджета, т.е. величиной налоговых поступлений, и величиной процентной ставки налогов получило название Кривой Лаффера.

 

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал