Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Вынужденные колебания
рис.20.10
Рассмотрим случай, когда к грузу приложена внешняя сила , переменная во времени. Исследуем наиболее опасный случай, когда она является периодической: . (20.13) Коэффициент характеризует то, насколько часто меняется направление воздействия силы . Запишем уравнение равновесия верхней части стержня . Подставляя (20.11), (20.12), (20.13), получим: . Отсюда получаем уравнение, которое называется уравнением вынужденных колебаний: . (20.14) Ищем решение в виде: . Тогда Подставляя в (20.14), находим: , . Чтобы это уравнение выполнялось в любое время, скобки должны быть равны нулю. Отсюда получаем: Из первого уравнения находим: . Выводы: как видно из выражения для B, если собственная частота колебания стержня будет приближаться по величине к частоте изменения внешней силы , то В становится неограниченно большим, следовательно, удлинение становится тоже неограниченно большим. Определение: это явление называется резонансом.
Способы борьбы с резонансом Первый способ. Для обеспечения неравенства можно изменить размеры стержня так, чтобы сильно отличалось от . Это можно сделать, изменив или длину, или площадь поперечного сечения. Второй способ. Из технологических или других соображений заказчиком может не допускаться изменение геометрических характеристик сооружения. Тогда используется другой способ - установка демпферов. Демпфер – это конструкция, гасящая колебания, например, цилиндр, наполненный жидкостью и с поршнем внутри него.
рис.20.11
|