Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Смазочные материалы и спецжидкости
Надежность машин в целом, их отдельных узлов и механизмов в значительной степени зависит от правильного выбора и применения смазочных материалов. Смазочные материалы выполняют следующие основные функции: - снижают силы трения и как следствие потери мощности на преодоление этих сил; - снижают износ трущихся поверхностей деталей вследствие создания граничного или жидкостного трения; - смывают с поверхностей трения продукты износа и абразивные частицы; - охлаждают детали, работающие в условиях высоких температур, а также детали, нагревающиеся вследствие воздействия сил трения; - амортизируют и демпфируют ударные нагрузки; - уплотняют зазоры в сопряжениях деталей; - снижают шум и вибрации при контакте металлических поверхностей; - защищают от коррозии.
По природе смазочные материалы подразделяют на: 1) минеральные - получаемые из нефти, угля, сланцев; 2) органические – получаемые из жира животных; 3) растительные – получаемые из хлопка, клещевины, конопли; 4) синтетические – получаемые путем химического синтеза.
По физическому состоянию различают: 1) жидкие масла; 2) пластичные смазочные материалы; 3) твердые смазочные материалы.
Также к смазочным материалам относятся консервационные масла и смазки, рабочие жидкости для гидравлических систем и смазочно-охлаждающие технологические жидкости и средства.
ЖИДКИЕ СМАЗОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Наибольшее распространение получили минеральные масла, получаемые вакуумной перегонкой мазута. Первичный продукт – дистилляты, которые являются полуфабрикатами для изготовления масел малой и средней вязкости. Вторичный продукт – масляный гудрон, из которого получают более тяжелые и вязкие масла – остаточные. Очистка сырых масел от примесей – нефтяных кислот, сернистых и азотистых соединений, производится серной кислотой, щелочью и др. способами. Исходя из этого, после очистки масла называют сернокислотными, выщелоченными или селективной очистки. Для получения необходимых свойств, отвечающих различным требованиям эксплуатации, различные масла смешивают в определенных пропорциях и добавляют различные присадки. По назначению присадки различают на: - антифрикционные, применяемые для стабилизации или снижения сил трения; - противоизносные, уменьшающие интенсивность изнашивания; - противозадирные, снижающие вероятность процесса заедания поверхностей; - вязкостные, улучшающие вязкостно-температурные свойства масел; - депрессорные, снижающие температуру застывания масел; - противоокислительные, замедляющие окисление масел кислородом воздуха; - антикоррозионные, снижающие коррозионное воздействие масел на металл; - противопенные, для устранения и быстрого разрушения пены; - моющие, уменьшающие углеродистые отложения у двигателей; - многофункциональные (улучшающие несколько свойств). Синтетические масла – диэфирные, кремнийорганические, фосфороорганические и др. обладают высокой термостойкостью, хорошими смазочными свойствами и низкой испаряемостью. В зависимости от области применения минеральные масла подразделяются на: - индустриальные, предназначенные для смазки различных машин, приборов и механизмов; - моторные, предназначенные для смазки ДВС; - трансмиссионные, предназначенные для смазки различных механических передач; - энергетические, включающие турбинные, электроизоляционные и компрессорные. В маркировке масел буквы могут указывать способ очистки и область применения, например: В – выщелоченное; М – моторное; И – индустриальное; Т – турбинное; К – компрессорное; ТК – трансформаторное; З – загущенное.
Индустриальные масла классифицируются согласно ГОСТ 174794. По назначению они подразделяются на четыре группы (таблица)
|