![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Виды внимания. Человек обладает несколькими различными видами внимания: природное и социальное внимание, непроизвольное произвольное и послепроизволъное внимание
Человек обладает несколькими различными видами внимания: природное и социальное внимание, непроизвольное произвольное и послепроизволъное внимание, непосрдественное и опосредствованное внимание. Природным называют такое внимание человека, которое дано ему с рождения, от природы, которое начинает функционировать довольно рано в онтогенезе, совершенствуется по мере созревания мозга и практически не зависит от приобретаемого человеком опыта, от обучения и воспитания. Установлено, что в конце первого месяца жизни ребенок начинает обращать свое внимание на новые раздражители. Это свидетельствует о том, что его природное внимание включилось в работу. Социальным или социально обусловленным называется также внимание, которым ребенок не располагает с рождения и которое он приобретает в процессе жизни. Социально обусловленным называют, например, внимание к предметам и явлениям, связанным с жизнью человека в обществе, то есть к предметам и явлениям, представляющим собой человеческую культуру. Это внимание к книгам, к музыке, к другим произведениям искусства, к машинам, сделанным руками человека, к событиям, происходящим в обществе. Непроизвольное — это внимание, которое включается, функционирует, переключается с объекта на объект и отключается автоматически, без участия сознания и воли человека. Этим вниманием человек при всем своем желании не в состоянии управлять. Примером непроизвольного внимания является невольное реагирование на все необычное, что происходит вокруг. Внимание человека может вызвать неожиданный звук, необычный предмет или явление, которое он случайно увидел, яркая вспышка света и многое другое. Этот вид внимания не находится под влиянием обучения и воспитания и так же, как природное внимание, является врожденным. Произвольное — это внимание, которое, напротив, регулируется волей человека, находится под его сознательным контролем. В этом случае для того, чтобы обратить свое внимание на что-либо и удержать его в течение определенного времени на данном объекте, человек вынужден прилагать усилие. Например, человек может быть усталым, но ему необходимо продолжать заниматься каким-либо делом, довести его до конца, и поэтому приходится усилием воли удерживать внимание на данном деле. Произвольное и непроизвольное внимание как бы конкурируют друг с другом: произвольное внимание отвлекается непроизвольным, а непроизвольное внимание, со своей стороны, препятствует возникновению произвольного внимания. Иногда случается так, что, проявив поначалу произвольное внимание к чему-либо и заставив себя заниматься этим делом без выраженного интереса к нему, человек в конечном счете заинтересовывается тем, чем ему пришлось заниматься и дальнейшие занятия на фоне возникшего интереса к соответствующему делу протекают уже без особых усилий. В этом случае мы говорим о том, что у человека возникло послепроизвольное внимание. По своим особенностям послепроизвольное внимание напоминает непроизвольное внимание, но всегда возникает только спустя некоторое время после установления произвольного внимания к какому-либо делу или объекту. Непосредственным называют такое внимание, которое привлекается и удерживается на некотором объекте самим этим объектом. В этом случае между объектом, привлекающим к себе внимание, и самим процессом внимания нет ничего постороннего, что участвовало бы в его регуляции. Заметим, что непосредственное внимание, так же как и уже рассмотренные нами виды внимания — природное и непроизвольное, — человек имеет с момента своего рождения. Иногда объект, на который необходимо обратить внимание, например вспомнить его, подумать над ним, в данный момент физически отсутствует, и его невозможно воспринимать непосредственно с помощью органов чувств. В этом случае человек обращается к опосредствованному вниманию. Опосредствованным называют внимание, в котором все его процессы управляются с помощью различного рода дополнительных, специальных средств. Эти средства люди придумали давно, и постепенно, в ходе истории развития человеческой культуры, данные средства сами развивались и совершенствовались. Одним из наиболее простых средств управления вниманием являются жесты, движения головой в сторону объекта, на который необходимо обратить внимание.
|