Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Свойства внимания.
Свойствами внимания называются его отдельные особенности — такие, изменение которых влияет на качество самого внимания. Таких свойств четыре: устойчивость, концентрация, переключаемостъ и объем. Устойчивостью называется такое свойство внимания, которое проявляется в сохранении его в течение длительного времени на более или менее постоянном уровне. Если внимание человека устойчивое, то он может в течение долгого времени сохранять работоспособность и не допускать ошибок. Распределением внимания называется свойство, благодаря которому внимание человека может одновременно удерживаться сразу на нескольких разных объектах. Так, например, можно распределить внимание между двумя, тремя, четырьмя и более объектами, воспринимая и рассматривая их одновременно. Под переключаемостью внимания понимается его способность сравнительно быстро переходить с одного объекта на другой, отвлекаться от прежнего объекта, отключаться от него и сосредоточиваться (концентрироваться) на новом объекте. Ригидность как противоположное переключаемости свойство проявляется в том, что внимание, напротив, с трудом переходит с одного объекта на другой. На это расходуется много времени, причем отвлечение внимания от одного объекта не является полным, так же как и концентрация внимания на новом объекте. Все указанные выше характеристики внимания представляют собой его качественные особенности. Но внимание человека обладает и одной количественной характеристикой — объемом. Под ним понимается среднее число объектов, которое человек в состоянии удержать в сфере своего внимания одномоментно, то есть внимательно воспринимать, удерживать в своем сознании все эти объекты. Подсчитано, что средний объем внимания взрослого человека составляет от 3 до 7 объектов и в большинстве случаев равняется примерно 5 объектам. Так, например, человек может внимательно воспринимать от 3 до 7 разных звуков, от 3 до 7 цифр, от 3 до 7 простых изображений, одновременно выполнять от 3 до 7 различных движений, распределяя между ними свое внимание. ПАМЯТЬ Память - форма психического отражения, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении прошлого опыта, делающая возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания. Память связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим и является важнейшей познавательной функцией, лежащей в основе развития и обучения. Память - основа психической деятельности. Без нее невозможно понять основы формирования поведения, мышления, сознания, подсознания. Поэтому для лучшего понимания человека необходимо как можно больше знать о нашей памяти. Память - познавательно психический процесс отражения непосредственного и прошлого опыта человека путем запоминания, сохранения и последующего воспроизведения ранее пережитых им чувств и образов, действий. В среднем у человека на службе 3-8 % памяти. В основе памяти лежат ассоциации – временные связи, устанавливающиеся между нервными клетками (нейронами). В случае установления ассоциативной связи порой достаточно затронуть лишь одну клетку для того, чтобы возник воспринимаемый нами образ. Ассоциации бывают: 1. Ассоциации по сходству – к примеру, если увидели человека чем-то похожего на другого и вспомнили о нем. 2. Ассоциации по смежности – услышал музыку и вспомнили о человеке с которым слушали ее раньше. 3. Ассоциации по контрасту – когда память отражает противоположное тому, что мы воспринимали. Отдельные виды памяти вычленяются в соответствии с тремя основными критериями: 1) по характеру психической активности, преобладающей в деятельности, память делят на: Двигательная память (то есть память на движения) — способность запоминания и воспроизведения различных движений и их системы (печатать на машинке, водить машину, ездить на велосипеде, завязывать галстук, кататься на коньках и т.д.). Обычно признаками хорошей двигательной памяти являются физическая ловкость человека, сноровка в труде. Эмоциональная память - это память на переживания, чувства собственных эмоциональных состояний и аффектов. Человек, которого сильно искусала выскочившая из подъезда собака, еще долго будет вздрагивать проходя мимо (память страха, стыда, слепой ярости и т.п.). Образная память (память на представления, картины природы и жизни) - память на зрительные, звуковые, осязательные, обонятельные и т.д. образы — зрительные; слуховые; осязательные; обонятельные; вкусовые. Но чаще всего встречаются смешанные типы памяти: слухо-моторный; зрительно-двигательный; зрительно-слуховой. Вербальная (словесно-логическая или семантическая) память присуща только человеку. Это память на смысл изложения, его логику на полученную в словарной форме информацию. Мысли не существуют без языка, поэтому память на них и называется словесно-логической, вербальной. С ее помощью образуется информационная база человеческого интеллекта, осуществляется большинство мыслительных действий (чтение, счет и т.д.). 2) по характеру целей деятельности память делят на: 1. Непроизвольную (безволевую) память, то есть иногда мы не хотим, а 2. Произвольную память - человек как бы ставит задачу: «Запомни!» 3) по продолжительности закрепления и сохранения материалов (в связи с его ролью и местом в деятельности) память делят на: 1. Оперативная память (мгновенная, сенсорная) обеспечивает удержание в памяти части сообщения в течение 6-12 сек, то есть на какое-то мгновение мы как бы продолжаем видеть, слышать и т.д. (то, что уже непосредственно не воспримем (стоит перед глазами, звучит в ушах и т.д.) «зависает»). Например, при слушании и конспектировании лекции. 2. Кратковременная память (15-30 сек) обеспечивает узнавание хранилище, где информация от оперативной памяти до 30 сек. без повторений, из которой извлекается из долговременной памяти, то есть это память, которая обслуживает текущую работу с образами, понятиями, словами. 3. Переходная (промежуточная) память (от 5 мин. - до 24 час) обеспечивает сохранение информации, а во время сна переводится в долговременную (очищается). У человека, который спит меньше 3 часов в сутки, промежуточная (переходная) память не успевает очиститься в результате снижается внимание, кратковременная память, появляются ошибки в речи и деятельности. 4. Долгосрочная (пожизненная, непрерывная) память обеспечивает общий интеллектуальный уровень человека. В качестве примеров можно привести и ставшие в психологии классическими две истории. Совершенно неграмотная женщина заболела и в лихорадочном бреду громко выкрикивала латинские и греческие изречения, смысла которых явно не понимала. Оказалось, что в детстве она служила у пастора, имевшего обыкновение заучивать вслух цитаты античных классиков. Женщина невольно запомнила их навсегда, о чем, впрочем, до болезни сама не подозревала. Человек, которого гипнотизировали в аптеке, правильно воспроизвел наизусть сотни надписей на лекарственных упаковках, хотя и не имел никакого отношения к медицине. Помимо видов памяти выделяют еще ее процессы: Запоминание - процесс, направленный на сохранение в памяти полученных впечатлений (предпосылка сохранения); Сохранение - процесс активной переработки, систематизации, обобщения материала, овладение им. Узнавание и воспроизведение - процессы восстановления прежде воспринятого. Различие между ними заключается в том, что узнавание имеет место при повторной встрече с объектом. Воспроизведение же происходит в отсутствии объекта. Забывание - выражается в невозможности припомнить или узнать либо в ошибочном припоминании или узнавании. Законы и механизмы запоминания, сохранения и забывания информации. С помощью психологических экспериментов выявлен закон, определяющий объем кратковременной памяти: 7 ± 2 (т. е. запоминается от 5 до 9 стимулов). Существуют и другие закономерности процесса запоминания и забывания. Так, обычно лучше запоминаются начало и конец информации, воспринимаемой на слух, а середина как бы выпадает. Этот процесс графически выглядит так:
продуктивность
начало сообщения конец сообщения время Известно, что при механическом запоминании информации через день 25% ее забывается. Однако многократное повторение материала даст возможность перевести информацию в долговременную память. Забывание происходит наиболее интенсивно в первые 6 часов после запоминания. Поэтому если информацию требуется запечатлеть надолго, то ее целесообразно повторять с определенными интервалами через 15—20 минут, затем через 8—9 часов и через 24 часа.
|