Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Виды цен мирового рынка
Эффективность ценовой политики предприятия на внешнем рынке во многом зависит от знания многочисленных разновидностей цен и способности выбора из них ориентира для определения цены конкретного внешнеторгового контракта. Цены международной торговли можно классифицировать по различным признакам. Направление товарных потоков лежит в основе деления их на цены экспортируемых и цены импортируемых товаров. Различия в уровнях этих цен могут достигать весьма существенных значений. Изучение соотношения между ценами экспортируемых и импортируемых товаров по определенной стране или региону позволяет судить о степени эквивалентности обмена, а по конкретным товарам для различных стран – о степени соблюдения принципа наибольшего благоприятствования. В зависимости от степени свободы с известной долей условности можно выделить два основных типа мировых рынков, на которых используются различные виды цен. Первый тип – это с вободные, или открытые рынки, которые характеризуются наибольшей свободой конкуренции. В торговле на этих рынках используются такие цены, как биржевые, аукционные, цены торгов и цены по обычным коммерческим сделкам. Второй тип представляют закрытые рынки, в условиях которых действуют те или иные ограничения в торговле. На закрытых рынках используются трансфертные цены, цены в группировках стран, цены в специальных долгосрочных и краткосрочных соглашениях. Биржевые цены (котировки) являются официальными ценами по фактическим сделкам, которые заключаются на продажу стандартного, предусмотренного биржевыми правилами, качества товара (зерно, сахар, металлы, нефтепродукты) в официальные часы работы биржи. Биржевые котировки широко применяются в ходе биржевой торговли сырьевыми товарами (зерновыми, сахаром, кожсырьем, хлопком, шерстью, каучуком, цветными металлами и др.). Биржевые цены являются основной конъюнктурной информацией для более 70 товаров, на долю которых приходится15 – 20 % международной торговли. Ценность биржевых котировок состоит в том, что они отражают реальное состояние рынка, складываются на основе реального соотношения спроса и предложения товара на бирже по фактически заключенным сделкам. Они могут различаться по уровню в зависимости от условий сделки (на наличный товар или по фьючерсным контрактам, спот, форвард и др.) Аукционные цены устанавливаются в ходе регулярно проводимых в установленные сроки аукционов по продаже более или менее значительных количеств или партий определенного товара. На аукционах определяются, например, цены международной торговли пушниной (Нью-Йорк, Лондон, Санкт-Петербург), чаем (Индия, Кения), лесоматериалами (Токио), цветами (Голландия), шерстью (Австралия). В отличие от биржевых котировок аукционные цены всегда устанавливаются за наличный товар и публикуются периодически или по мере поступления товара на рынок. Цены торгов (тендеров) определяются в ходе конкурса при выдаче фирмами одних стран заказов на сооружение объектов производственного или непроизводственного назначения, изготовление машин и оборудования, поставку партий сырья фирмам других стран. Цены контрактов по обычным, коммерческим сделкам по купле-продаже товаров между фирмами разных стран зависят от целого ряда факторов, определяющих условия сделки и особенности товара. К их числу относятся качество поставляемой продукции, срок исполнения контракта, условия поставки, форма расчета и условия платежа, валюта цены и платежа, применяемые скидки с контрактной цены и др. Трансфертные цены используются на закрытых мировых рынках, в качестве которых выступают международные транснациональные вертикально-интегрированные корпорации (Дженерал моторс, ИБМ, Тойота, Мацусита). Трансфертные цены – это условно-расчетные цены, по которым отделения корпорации, расположенные в разных странах, передают друг другу товары или их составляющие компоненты. Современные корпорации устанавливают трансфертные цены порой таким образом, чтобы обеспечить получение максимальной прибыли всей корпорации. Для этого они завышают или занижают трансфертные цены относительно рыночных цен, используя наилучшим для себя образом страновые различия в налогообложении, таможенной политике, охране окружающей среды, условиях труда. Таким образом, компания уменьшает облагаемую налогами, таможенными пошлинами стоимость, сокращает потери от разницы в валютцены служат также для оценки результатов деятельности филиалов фирмы. На цены, используемые в группировках стран, существенное влияние оказывают особые экономические отношения, торговые ограничения, действующие в рамках таких соглашений (ЕС, ОПЕК, АФРАСЕК, ассоциации экспортеров сахара, кофе, олова, цинка и др.). Такие цены могут быть подвержены регулированию путем установления определенных коридоров их изменения, а также косвенно с помощью квот поставки на рынок той или иной продукции. Цена международного контракта – цена, зафиксированная в международной сделке купли-продажи товара. Цены краткосрочных и долгосрочных специальных контрактов могут существенно отличаться от цен свободных рынков на одинаковую продукцию из-за особых условий их заключения (бартерных и клиринговых соглашений, при поставках продукции за счет кредита, по программам помощи, лизингу и др.)
|