Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Обоснование цены внешнеторгового контракта
Контрактная цена – это количество денежных единиц, которое должен заплатить покупатель продавцу в той или другой валюте за весь товар или единицу товара, доставленные продавцом на базисных условиях в указанный в контракте географический пункт. Процедура формирования внешнеторговой цены отличается достаточной сложностью и состоит из ряда этапов, которые могут осуществляться как последовательно, так и параллельно. К основным этапам процедуры обоснования цены внешнеторгового контракта относятся: 1) выбор базисных мировых рынков и цен; 2) применение системы коммерческих поправок к базисным ценам; 3) учет в цене внешнеторгового контракта качества товара; 4) учет в цене внешнеторгового контракта фактора времени; 5) отражение валютно-финансовых условий; 6) отражение условий поставки товара; 7) использование системы скидок с цен и уторгование контрактной цены; 8) включение налогов и пошлин в цену контракта. Выбор базисных мировых рынков предполагает тщательное изучение конъюнктуры мирового рынка, на который внешнеторговая фирма или предприятие предполагает выйти со своим товаром. Сфера изучения базисных рынков включает: состояние совокупного спроса и предложения на конкретный товар, как на момент заключения контракта, так и в динамике; основных производителей, продавцов и покупателей, курсы их акций, характер взаимоотношений; темпы инфляции, уровень учетных ставок центральных банков, динамику курса валюты, степень и сферы государственного регулирования экономики, особенно внешнеторговой деятельности (таможенные пошлины, квотирование, лицензирование и др.) в странах ведущих экспортеров и импортеров. Поскольку торговля одним и тем же товаром может вестись в различных регионах мира, на основе глубокого изучения конъюнктурной информации могут быть выбраны один или несколько базисных рынков. Такие рынки должны занимать ведущее место и отвечать ряду требований: • продукция, реализуемая на данных рынках по своим технико-экономическим параметрам должна соответствовать передовому научно-техническому и организационному уровню производства; • экспортно-импортные операции на данных рынках должны отличаться крупномасштабностью и регулярностью; • торговля на данных рынках должна вестись на обычных коммерческих условиях, без каких-либо ограничений, искажающих уровень рыночных цен. Для выбора базисных мировых цен изучаются характеристики изделий ведущих экспортеров на базисных рынках, уровень цен каждой из этих фирм по изделиям данного типа или вида, используемые ими условия платежа и поставки. В качестве базисных цен могут выступать только те цены, которые отвечают ряду требований: • по этим ценам должны осуществляться крупные регулярные коммерческие экспортные или импортные операции в центрах международной торговли; • это должны быть цены по торговым взаимно не связанным операциям, осуществляемым на обычных коммерческих условиях без каких-либо ограничивающих условий (специальные контракты, режимы контингентирования и др.); • цены должны выражаться в свободно конвертируемой валюте. Поскольку мировой рынок характеризуется множественностью цен на одну и ту же продукцию, которая обусловливается действием различных факторов, полного единообразия в условиях реализации товаров практически не бывает. Поэтому при обосновании цены внешнеторгового кон- тракта для сопоставимости ценовой информации требуется корректировка базисных цен с учетом ряда коммерческих поправок. К числу основных поправок, которые наиболее часто применяются к базисным ценам, относятся следующие: • на техническую сопоставимость; • на время; • на различия в условиях поставки; • на количество и постоянство поставок; • на валюту расчета. При корректировке базисных цен не рекомендуется вносить множество поправок, поскольку снижается точность в расчете цен. Расчеты будут некорректными, если суммарная доля поправок превысит 25 % к базисной цене. Учет качества товаров в контрактных ценах заключается в выявлении различий в уровне качества аналогичных изделий на мировом рынке и рынке отечественных предприятий. На мировых рынках различных товаров применяются общепринятые в международной торговой практике специальные формулы, приемы, шкалы поправок к ценам с учетом различий в качестве. Все они основаны на выборе и сравнении качественных параметров продукции отечественного производства с их значениями по товарам мирового рынка, принятым за базу. В частности при установлении цены товара в контракте купли-продажи необходимо определять единицу измерения цены, валюту цены, способ фиксации цены, базис цены и уровень цены. Единица измерения цены может быть представлена: в натуральных измерителях (веса, длины, объема, комплектов и т.п.), обычно применяемых в торговле данным товаром; в весовых (долевых) единицах содержания основного вещества в товаре (характерно для таких товаров, как руда, концентраты и т.п.); в весовых единицах в зависимости от колебания натурного веса, содержания посторонних примесей и влажности. Цена на весовые единицы должна быть установлена с учетом характера веса (брутто, нетто) и, кроме того, во всех случаях должно быть указано включается ли в цену стоимость тары и упаковки. Валюта цены может быть выражена в валюте страны-импортера, или экспортера, или в валюте «третьей страны». Следует помнить, что, как правило, импортер заинтересован установить цену в той валюте, которая в большей степени будет обесцениваться в течение исполнения контракта. Экспортер, наоборот, стремится зафиксировать цену в наиболее устойчивой валюте. Способ фиксации цены определяется в контракте. Цена может быть зафиксирована в момент заключения контракта (твердая цена), определяться в течение срока его действия (цена с последующей фиксацией) или на момент его исполнения (скользящая цена). Цена может быть по-разному зафиксирована во внешнеторговом контракте. В международной практике применяются четыре основных способа фиксации цен. 1. Твердая фиксация цены, которая обычно используется в контрактах с короткими сроками исполнения, в сделках с немедленной поставкой продукции, чаще всего стандартного товара, характеризующегося определенностью качества, регулярностью производства и доставки. При этом в контракте делается оговорка: цена твердая, изменению не подлежит. 2. Во внешнеторговых контрактах может предусматриваться подвижная цена. При этом в контракт вносится оговорка, предусматривающая, что если к моменту исполнения сделки цена на рынке изменится, соответственно должна измениться и цена, зафиксированная в контракте. 3. Цена может фиксироваться в процессе исполнения контракта. При таких условиях цена оговаривается и устанавливается перед поставкой каждой очередной партии товара или перед началом каждого календарного года. 4. В контрактах, требующих длительных сроков исполнения и предусматривающих изготовление сложнотехнической продукции, объектовнедвижимости, могут использоваться скользящие цены. В таком случае в контракте указывается базисная цена-предложение и формула скольжения. В качестве формулы скольжения может использоваться следующая: Цк = Цб ⋅ (А ⋅ ИЦм. р. + В ⋅ ИЦз. п. + С), где Цк – цена контрактная, Цб – цена предложения экспортера (базисная); А – доля в цене затрат на материальные ресурсы; В – доля в цене затрат на оплату труда; С – доля остальной неизменной части цены; ИЦм.р. – индекс цен материальных ресурсов; ИЦз.п. – индекс расходов на оплату труда. В цене также учитываются валютные условия, способы платежа и формы расчетов. Валютные условия внешнеторгового контракта включают определение валюты цены, валюты платежа, курса пересчета валюты цены в валюту платежа, если они не совпадают, а также защитные оговорки, используемые для страхования валютных рисков при значительных изменениях курсов валют. Базис цены определяется на основе действующей системы базисных условий осуществления сделки – Инкотермс. Система Инкотермс регламентирует обязанности участников сделки по транспортировке товара, страхованию груза, оформлению коммерческих документов, месту и времени перехода с продавца к покупателю риска гибели или повреждения товара. С учетом принятых в контракте базисных условий, в итоге, формируются, так называемые, инвойсные цены. В Инкотермс (2010) все базисные условия осуществления сделки объединены в четыре группы - Е, F, С, D 1.Группа Е именуется как отправка и включает условия поставки товара по цене ЕХВ (франко-завод), согласно которой продавец предоставляет готовый к отправке товар в распоряжение покупателя на своем предприятии или складе и при этом не отвечает ни за погрузку товара на транспортные средства, предоставленные покупателем, ни за оплату экспортных таможенных пошлин. Покупатель несет все расходы и риски, связанные с погрузкой и доставкой (перевозкой) товара с предприятия или склада продавца до места (пункта) назначения. В связи с этим цена франко-завод предполагает минимальную ответственность продавца. 2.Группа F показывает, что продавец основной фрахт не оплачивает (провозную плату не оплачивает). При этом учитываются условия, согласно которым продавец обязан доставить товар до транспортных средств, указанных покупателем, что находит соответствующее отражение в отпускных ценах товара. Группа F включает три разновидности базисных условий. 3. Группа С показывает, что продавцом товара основной фрахт оплачен (провозная плата оплачена) и заключен договор на перевозку товара, но при этом он не берет на себя ответственность (не несет риска) за потерю или повреждение товаров либо дополнительные расходы, возникающие вследствие некачественной их погрузки и отправки. Группа С включает четыре разновидности базисных условий. Группа D именуется как прибытие и включает обязанность продавца нести все расходы и ответственность за возможный риск во время доставки товаров в страну назначения. Группа D включает три разновидности базисных условий. В связи с этим применение в контрактах торговых терминов, сложившихся в практике международной торговли, должно быть абсолютно точным и соответствовать всем установленным отечественным требованиям, правилам и нормативным документам.
|