Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Объект и предмет социологии трудаСтр 1 из 3Следующая ⇒
Тема 1. Предметная область социологии труда
Объект и предмет социологии труда. Основные категории и понятия социологии труда. Место социологии труда в системе наук о труде несоциологического профиля и системе социологических наук.
Объект и предмет социологии труда
Социология труда как специальная социологическая теория (отраслевая или прикладная социология), имеет сравнительно короткую историю. Её рождение датируется 30-ми гг. ХХ в. и связано с Хоторнским экспериментом, проведенным Элтоном Мэйо. Предметной областью социологии труда стали организация и мотивация труда в сфере индустриального производства, а методом – измерение удовлетворенности трудом в контексте изменяющихся условий производства. Ж.Т. Тощенко[1] в своей книге «Социология труда: опыт нового прочтения» анализирует социальные проблемы труда в единстве генезиса идей, их изменения, использования и применения. В этом научном и практическом процессе переплетаются две линии. С одной стороны, в процессе непрерывного совершенствования техники, технологии и организации производства возникает необходимость учета возможности их социального решения, оценки их социального звучания, предвидения социальных последствий их реализации. С другой, - развитие самого человека как работника сопровождается решением не только утилитарных задач – как лучше построить трудовой процесс, - но и раскрытием и использованием его возможностей, его сущностных сил во всех сферах повседневной жизни. Он показывает, что социология труда в качестве специальной социологической теории знаменует собой органическое единство потребностей практики и научного их осмысления в процессе познания и использования социальных резервов труда. Взаимодействие науки и практических потребностей производства выразилось, по мнению Ж.Т. Тощенко, в следующих комбинациях. Во-первых, производство само на эмпирически наблюдаемых фактах оценило важность таких его собственных компонентов, как стимулирование, условия и организация труда, необходимость обучения работника; оно поставило перед наукой задачу обосновать рекомендации, как и при каких параметрах соблюдение этих требований будет эффективным, рациональным и способствующим росту производительности труда. Во-вторых, примерно с 1930-х годов наука начала открывать такие страницы, которые были неизвестны практике, но их обоснование (социально-психологические резервы, творческий и конфликтующий человек) подсказало и способствовало совершенствованию механизмов воздействия на сознание и поведение работника. Производство получило принципиальное знание, которое было выявлено в результате углубленных исследований и проверено в ходе различных экспериментов. Эти научные теории были восприняты практикой, внедрены в реальную производственную жизнь и послужили основой для дальнейшего повышения эффективности труда и совершенствования управления производством. В-третьих, развитие теории и практики познания и использования социальных резервов труда обогащалось осознанием того, что работник не может ограничиться работами и проблемами производства, он еще и гражданин того общества, где он организует свою трудовую и повседневную жизнь. С расширением прав и свобод, с осознанием человеком себя как самоценности, его внимание к политическим и социальным процессам возрастает, что делает его соучастником как производственных, так и общественных процессов и находит отражение в таких «страницах», как социально-политический, управляющий и социально-бытовой человек. Труд, трудовые отношения и институты приобретают в современном обществе новые формы и содержание, которые не могут быть в полной мере или достоверно интерпретированы посредством шаблонов эпохи массового производства. Поэтому, говоря о социологии труда, авторы учебника «Социология» под ред. Н.Г. Скворцова имеют в виду социальную теорию труда, имеющую куда более богатое историческое наследие и более обширную область исследований хотя бы потому, что первая известная современная науке трудовая теория возникла около 2500 лет назад. По их мнению, в самом общем выражении предметная область этой науки лежит в сфере социального, где труд как общественное явление определяет и в равной мере определяем прочими общественными явлениями. Закономерности данной взаимообусловленности и рассматриваются в рамках данного научного направления. В качестве объекта здесь выступает труд. Однако в отличие от других общественных дисциплин, где в соответствии с их предметом анализируются лишь некоторые качественные параметра данного явления (например, экономической наукой труд рассматривается с точки зрения его производительной силы), социологическая теория раскрывает его общественный характер[2]. Итак, объектом социологии труда является труд как общественное явление и процесс. В научных исследованиях, учебной литературе существует несколько подходов к трактовке предмета социологии труда. Ж.Т. Тощенко выделяет их пять. 1. Концепции, которые рассматривают социальные резервы труда как имеющие отношение только (или в основном) к промышленному производству. Индустриальная, промышленная социология, социальная инженерия, социальный менеджмент и другие дисциплины анализируют социальные проблемы труда, имеющие отношение к индустриальному или постиндустриальному развитию общества. 2. Экономическая концепция трактовки сущности труда. По своей сути работы исследователей, придерживающих этого подхода – традиционные экономические теории с добавлением некоторых вопросов по социальным аспектам труда. 3. В социологию труда включаются относящиеся к экономической социологии проблемы рынка труда, миграции, занятости, безработицы и т.д., которые невозможно решить в рамках одной организации, одного предприятия – для этого требуются усилия и деятельность государственных и общественных организаций в рамках всей страны или, по крайней мере, региона. 4. Социология труда трактуется «специальная социологическая наука, предметом изучения которой служит труд как общественное явление со всеми его характерными чертами…, а также те общественные отношения, в которые вступают участники трудового процесса…»[3]. 5. Предмет социологии труда определяется как «социально-типичные процессы, которые находят свое выражение в отношении к труду, трудовом поведении в зависимости от содержания, характера и условий его труда»[4]. Социология труда является частью социологической науки. Она использует принципы, категории, понятия и методы исследования социологической науки применительно к сфере труда, основываясь на комплексном подходе к изучению социальных явлений и процессов. Её интересуют социальные аспекты общественного труда. В отечественной социологии труда господствует точка зрения, связывающая предмет социологии с социальными отношениями, социальными общностями и социальными структурами. Например, О.В. Ромашов полагает, что предметом социологии труда как специальной социологической теории является структура и механизм социально-трудовых отношений, а также социальные процессы и явления в сфере труда [5]. Однако А.И. Кравченко, утверждает, что данная концепция опирается на структурно-функциональный подход, который важен в стабильном обществе. Мы живем в переходном обществе, которому важно знать прежде всего о том, что человек знает, как он оценивает свои знания, какие цели ставит перед собой, какими установками руководствуется, как вырабатывает отношения к тем или иным процессам и явлениям общественной жизни. Кравченко думает, что нужно больше учитывать деятельность и поведение людей. Ибо существует расхождение между тем, что человек провозглашает, знает и говорит, и тем, как он потом ведет себя, действует[6]. Во второй половине ХХ в. все больше и больше социологов стало рассматривать в качестве предмета социологии труда различные аспекты или компоненты экономического сознания и поведения работника как субъекта производства. «Социология труда, как и социология в целом, - писал немецкий социолог Р. Штольберг, - уделяет значительное внимание, особенно в эмпирических исследованиях, анализу установок и поведения человека». Аналогичные выводы и предложения делались в работах других зарубежных исследователей, трактовавших социологию труда как «науку, изучающую общественную роль, которую играет человек на производстве, те общественные обязанности человека, которые связаны с его трудовой квалификацией» (Т. Каплан). Такая ориентация на человека, отдельные элементы сознания и поведения содержится в учебнике «Социология труда» (1993) под ред. Н.И. Дряхлова, А.И. Кравченко и В.В. Щербины. В нем социология труда определяется как комплексная дисциплина, «в центре внимания которой находятся характер и содержание труда, отношение человека к труду, организация и условия труда, ценностные ориентации, ролевое поведение человека в труде, мотивация и удовлетворенность трудом и др.». Для Г.Н. Соколовой «социология труда – специальная социологическая теория, содержание которой – законы и категории, определяющие труд как необходимое условие жизнедеятельности человека и общества. В ней раскрывается специфика общественного труда как социального процесса и совокупность факторов, влияющих на этот процесс. Предмет социологии труда – социально-типичные процессы, которые находят свое выражение в отношении человека к труду, его социальной активности» [7]. Ж.Т. Тощенко приходит к выводу, что в настоящее время имеются различные трактовки сущности, содержания и структуры социологии труда, которые отражают различные подходы, обусловленные спецификой и особенностями не только данной концепции, но и авторского понимания социологии в целом. Этот разнобой не позволяет наметить и определить основные направления усилий в разработке социальных проблем труда, выявить те ключевые позиции, с которых возможно осуществить прирост нового знания. В качестве точки отсчета анализа социальных проблем труда, на взгляд Ж.Т. Тощенко, является «в широком смысле социология жизни, а в узком – социология производства и труда, их социальные грани, которые образуют и создают образ и стиль трудовой жизни. В этом случае центральным звеном социологии труда становится человек, совокупные социальные резервы, которые скрыты в его сознании и поведении, в его социальной сущности как работника производства»[8]. По мнению ученого «социология труда как специальная социологическая теория представляет собой органическое единство экономического (трудового) сознания и поведения (деятельности) людей как субъектов производственной жизни и производственной среды. Содержание социологии труда не конструируется произвольно – оно отражает реально сложившуюся ситуацию: работник включается в трудовой процесс посредством реализации своего сознания, своей деятельности (поведения) в зависимости от условий окружающей его среды»[9]. Цель социологии труда – это изучение сущности и механизмов социальных процессов, разработка рекомендаций по их регулированию и управлению, прогнозированию и планированию, направленных на создание оптимальных условий для функционирования общества, коллектива, группы, отдельного индивида в сфере труда и достижение на этой основе наиболее полной реализации и оптимального сочетания их интересов. Задачи социологии труда заключаются в следующем: - изучение и оптимизация социальной структуры общества, трудовой организации (коллектива); - анализ рынка труда как регулятора оптимальной и рациональной мобильности трудовых ресурсов; - изучение и анализ социологических факторов и резервов повышения эффективности труда. - поиск путей оптимальной реализации трудового потенциала современного работника; - оптимальное сочетание моральных и материальных стимулов и совершенствование отношения к труду в условиях рынка; - усиление социального контроля и борьба с различного рода отклонениями от общепринятых моральных принципов и норм в сфере труда; - изучение причин и выработка системы мер по предупреждению и разрешению трудовых конфликтов; - создание системы социальных гарантий, защищающих работников в обществе и трудовой организации, и т.д. - выявление взаимосвязи социальных отношений и процессов в труде с экономическими процессами, протекающими в современном российском обществе; - обобщение и изучение передового опыта коллективов, отраслей, регионов, дать практические рекомендации по управлению и регулированию социальных процессов в сфере труда. Задачи социологии труда сводятся к выработке методов и приемов использования социальных факторов в интересах решения, прежде всего, социально-экономических проблем общества и личности, к числу которых относится и создание системы социальных гарантий, поддержания и закрепления социальной защищенности граждан. Метод социологии труда базируется на общесоциологических подходах к анализу социальных отношений и конкретно включает в себя методы анализа документов и опроса, включающего анкетирование и интервью, а также социометрический и экспертный опросы, эксперимент. Специфика метода социологии труда проявляется в следующих направлениях: - в достигнутых знаниях о предмете исследования (понимания сущности труда и отношений в сфере труда); - в процессе методов сбора фактов; - в способе делать заключение, т.е. формулировать выводы о причинно-следственных связях между явлениями. Необходимо отметить, что исследования, проводимые в рамках социологии труда, представляют необходимую и достаточно надежную информацию для формирования социальной политики, разработки научно-обоснованных программ социально-экономического развития трудовых организаций (коллективов), для решения социальных проблем и противоречий, постоянно сопровождающих трудовую деятельность и работников. Таким образом, социология труда призвана, с одной стороны, расширять знания о реально существующей действительности, с другой – способствовать утверждению новых связей и процессов, протекающих в сфере труда.
|