Главная страница
Случайная страница
КАТЕГОРИИ:
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Концептуальные основы логопсихологии
Научно-теоретическими основами логопсихологии являются: учения И.П. Павлова о двух сигнальных системах, П.К. Анохина о функциональных системах организма, учение Л.С. Выготского о сложной структуре дефекта. Первая сигнальная система – механизм ориентировки и регуляции поведения живых существ, при котором свойства среды воспринимаются мозгом как сенсорные сигналы, представленные в виде ощущений. Вторая сигнальная система – механизм ориентировки и регуляции поведения живых существ, при котором свойства среды воспринимаются мозгом в виде сигналов, представленных в знаковой системы языка. Компенсация психических функций – это возмещение недоразвитых или нарушенных психических функций путем использования сохранных или перестройки частично нарушенных функций. Выделяют два типа компенсации: внутрисистемная: осуществляется за счет привлечения сохранных нервных элементов пострадавших структур; межсистемная: осуществляет путем перестройки функциональных систем и включения в работу новых элементов из других структур за счет выполнения ранее несвойственных им функций. Особое значение в логопсихологии придается изучению структуры дефекта (понятие Л.С.Выготского), т.е. изучению соотношения первичных и вторичных расстройств. В дальнейшем, дефектологи стали указывать и на наличие третичных расстройств, возникающих на базе вторичных. Первичные нарушения – это мало обратимые изменения в параметрах той или иной функции, вызванные непосредственным воздействием патогенного фактора. Вторичные дефекты имеют иную природу и свойства, представляя собой обратимые изменения процесса развития психических функций, непосредственно связанных с первично нарушенной. Вторичные нарушения обладают большей степенью обратимости. Третичные нарушения – нарушения разных сторон психики, не имеющих непосредственных связей с первично поврежденной функцией, являются индивидуально вариабельными признаками. Соотношение первичных и вторичных симптомов характеризуется вектральностью. Вектральность – это направленность распространения вторичных нарушений. Выделяют два вида вектральности – «снизу вверх» (первично нарушена элементарная функция, а вторично – более сложные, надстраивающиеся над ней) и «сверху вниз». Для обозначения психологической помощи применяют два термина — психокоррекция и психотерапия. Под психотерапией (от греч. psyche — душа и therapeia — уход, лечение) понимается целенаправленное воздействие различными средствами нелекарственного характера на психику человека с целью нормализации его психического или физического состояния. Психокоррекция — совокупность психологических приемов, используемых для исправления (коррекции) недостатков психики или поведения психически здорового человека, которые в наибольшей степени применимы к детям в период, когда личность еще находится в процессе становления, или в качестве симптоматической помощи взрослым больным. Коррекция обращена к недостаткам, которые не имеют органической основы, это такие проявления, как нарушение внимания, памяти, мышления, эмоций. Психопрофилактика – система психологического оздоровления ребенка, создание адекватных условий индивидуального, семейного, образовательного развития его психической сферы с целью предотвращения возможных психических отклонений. Психопрофилактика бывает первичной (проводится со здоровым ребенком, например, в период кризисов развития); вторичной (профилактика вторичных нарушений); третичной (социально-трудовая адаптация).
Данная страница нарушает авторские права?
|