Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Социальное партнерство в социально-трудовой сфере как общественное явлениеСтр 1 из 3Следующая ⇒
Социальное партнерство в социально-трудовой сфере как общественное явление. Условия, основные факторы и субъекты социального партнерства. Механизм снятия напряженности и регулирования конфликтов через систему социального партнерства.
Социальное партнерство в социально-трудовой сфере как общественное явление
Социальное партнерство представляет особую систему отношений, возникающих между наемными работниками и работодателями при посреднической роли государства, по согласованию экономических интересов в социально-трудовой сфере и урегулированию социально-трудовых конфликтов. Как механизм регулирования социально-трудовых отношений, система социального партнерства получила развитие после Второй мировой войны, окончательно утвердившись лишь в 60-70-е гг. ХХ столетия и то не во всех странах. Сегодня наиболее развитая система социального партнерства существует в таких европейских странах как Германия, Австрия, Швеция и других. В меньшей степени она развита в южно-европейских странах, США, Японии. Система социального партнерства не существует в слаборазвитых странах. В России она только формируется. В научной литературе и практике социальное партнерство характеризуется неоднозначно и многоаспектно. Существует два прямо противоположных представления о том, что такое социальное партнерство. Первое. Социальное партнерство есть система взаимоотношений между наемными работниками и работодателями, которая приходит на смену классовой борьбе. Согласно такого рода представлениям, в настоящее время в силу ряда социально-экономических изменений, произошедших в развитых странах, достаточно отчетливо проявилась неконструктивность классово-антагонистического подхода к социально-трудовым отношениям. Поэтому наметился уход от классовых противоречий. Классовый конфликт постепенно превращается в конфликт между организациями, представляющими разные интересы в обществе, которые можно погасить путем переговоров и достижения компромисса. Социальное партнерство в данном случае рассматривается как один из способов согласования интересов, представленных в обществе. Второе. Социальное партнерство – это способ согласования противоположных интересов, метод решения социально-экономических проблем и регулирования конфликтов между классом наемных работников и классом собственников. Несмотря на изменения, произошедшие в экономической и социальной сферах современного западного общества, противоречия интересов наемных работников и работодателей сохраняются, как сохраняются классовые различия. В этом случае социальное партнерство представляет способ смягчения классовых противоречий, условие политической стабильности и социального перемирия в обществе. Сторонники и первого, и второго направления признают необходимость существования социального партнерства, но они по-разному определяют природу этого явления. Те, кто рассматривает социальное партнерство как антипод классовой борьбы, исходят из того, что современный капитализм уже не является капитализмом в классическом его понимании. Это новое общество, где больше нет капиталистов и наемных рабочих, а есть равноправные партнеры, которые могут договориться между собой в случае возникновения разногласий. В таком понимании современная социал-демократия рассматривает социальное партнерство как наиболее привлекательную форму регулирования социально-трудовых отношений, как способ, обеспечивающий мирную эволюцию капиталистического общества в такое его состояние, где классовый конфликт превращается в конфликт между организациями – профсоюзами и объединениями работодателей. Социал-демократы считают, что главным условием формирования партнерских отношений является совпадение целей наемных работников и капиталистов. Причем, если совпадение целей происходит на уровне перспективных целей, то возможно длительное и достаточно устойчивое партнерство. Если на уровне частных целей – то такое партнерство будет временным. Но в любом случае социальное партнерство невозможно без совпадения целей. Наемные работники и работодатели представляют, по их мнению, стороны одного целого. Они не могут существовать друг без друга. И если даже между ними возникают конфликты, то в интересах обеих сторон найти действенные способы их своевременного и эффективного разрешения. Разделяющие вторую точку зрения, напротив, считают, что современный капитализм по своей сути не отличается от капитализма прошлого столетия. Наличие частной собственности на основные средства производства сохраняется, а потому сохраняется антагонизм интересов наемных работников и капиталистов. Несовпадение интересов наемных работников и работодателей проявляется ежеминутно, ежечасно, не говоря уже о более отдаленной перспективе. Преодолеть конфликт интересов в рамках рыночно-капиталистического типа хозяйства невозможно эволюционным путем через реформы и переговоры. В таком понимании социальное партнерство – это лишь одна из форм согласования непримиримых по сути и противоположных по содержанию интересов наемных работников и работодателей. Поэтому переговорный процесс не может не быть не конфликтным. Переговоры – это немирная по своей сути процедура. И даже тогда, когда сторонам удается договориться, такая договоренность имеет компромиссный характер. Достичь же компромисса можно только при условии относительного равенства сторон. Однако всегда необходимо помнить, что сам по себе факт ведения переговоров и заключения коллективного договора не устраняет противоречий интересов собственников и наемных рабочих. Выявление двух противоположных точек зрения относительно существа социального партнерства является очень важным, так как разному пониманию сущности социального партнерства соответствуют и разные представления о его содержании. Одни понимают социальное партнерство как специфический тип общественных отношений между социальными группами, слоями, классами, общностями и властными структурами[1]. Другие – как механизм взаимоотношений между государственными органами, представителями трудящихся и работодателями[2], третьи - как особый тип социально-трудовых отношений, присущий рыночной экономике, обеспечивающий на основе равноправного сотрудничества наемных работников и работодателей оптимальный баланс и реализацию их основных интересов[3]. Субъектами (сторонами, участниками) социального партнерства, как свидетельствует мировой опыт, являются наемные работники, работодатели и государство. Представителями интересов работников в социальном партнерстве являются: профессиональные союзы и их объединения, иные профсоюзные союзы организации, предусмотренные уставами общероссийских профсоюзов, или иные представители, например, органы общественной самодеятельности.При отсутствии в организации первичной профсоюзной организации, а также при наличии профсоюзной организации, объединяющей менее половины работников, на общем собрании (конференции) работники могут поручить представление своих интересов указанной профсоюзной организации либо иному представителю. Интересы работодателей представляют соответствующие объединения работодателей – некоммерческие организации, группирующие на добровольной основе работодателей для представления интересов и защиты прав своих членов во взаимоотношениях с профсоюзами, органами государственной власти и органами местного самоуправления. Представлять работодателей – государственные и муниципальные предприятия, а также организации, финансируемые из соответствующих бюджетов, - могут органы исполнительной власти, органы местного самоуправления, уполномоченные на представительство законодательством или работодателями. Объект социального партнерства – это прежде всего социально-трудовые отношения между его субъектами (отношения по поводу заработной платы, занятости, управления и расширения социальных гарантий, охраны, условий, организации труда, различного рода трудовых споров и т.д.). И, следовательно, основными целями социального партнерства являются согласование и защита интересов различных социальных слоев, групп и классов, содействие решению актуальных экономических и политических задач, укреплению демократии, стабильности, формированию социального правового государства, гражданского общества. Применительно к сфере регулирования социально-трудовых отношений цель социального партнерства – совместная деятельность правительства, работодателей и профсоюзов, направленная на согласование интересов и решение проблем, прежде всего к социальной сфере и производственной деятельности людей. Социальное партнерство, признавая различие коренных интересов отдельных социальных групп, одновременно подразумевает осознание ими взаимозависимости и невозможности существовать друг без друга. Социальное партнерство означает предоставление различным социальным общностям права участвовать в политическом и экономическом процессах, в формировании общественного мнения, процессах принятия решения. В этом, как представляется О.В. Ромашову, и состоит главная задача социального партнерства – не нивелировать различные интересы, а учитывать их разницу в проведении согласованных решений без оглядки на отношение к собственности, согласованной социально-экономической политики. Основными принципами партнерских отношений являются равноправие, добровольность, приоритетность, социальная справедливость, согласование интересов. Равноправие понимается как одинаковые, гарантируемые конституцией экономические, социальные, политические и личные права граждан, официально признанное равенство граждан, работников, как один из ключевых моментов демократии. Этот принцип имеет значение для осуществления партнерских, договорных отношений, когда независимо от статуса, материального положения и обладания властью идет нормальный, равноправный переговорный процесс. Приоритетность представляет собой первенство по времени и постановке и исследовании первых по значению в определенной совокупности вопросов, социальных, экономических и других проблем. Например, приоритетными в деятельности профсоюзов являются вопросы защиты прав и интересов работников. А в условиях рынка эти вопросы решаются путем заключения коллективных договоров и тарифных соглашений, контрактов, в которых должны оговариваться условия продажи наемными работниками своего труда, гарантии предоставления работникам определенных условий труда и других социальных благ. Таким образом, если эти вопросы будут успешно решать профсоюзы, то они займут то место, которое они занимают во всем цивилизованном мире. Принцип социальной справедливости в партнерских отношениях реализуется в формах координации и распределения труда, его результатов, регулирования трудовых и социальных процессов в соответствии с законодательством. В то же время этот принцип нельзя понимать как уравнительность. Социальная справедливость проявляется также в том, что средства жизни члены общества получают только за счет своего труда, а те, кто только готовится к трудовой деятельности или нетрудоспособен, обеспечиваются за счет общества. Согласно принципу социальной справедливости различные системы заработной платы, распределение доходов строятся так, чтобы величина получаемых человеком благ соответствовала количеству и качеству труда. Социальная справедливость социально-трудовых отношений означает также фактическое, независимо от отношения к собственности и власти, равноправие (равенство прав и обязанностей) всех участников переговорного процесса. Принцип социальной справедливости содержит в себе компоненту материального обеспечения социальных гарантий, создание равных возможностей равного доступа к благам, необходимым для развития способностей человека, его достойного существования. Принцип сочетает в себе, с одной стороны, факторы, обеспечивающие условия для развития личности, а с другой – наиболее естественную связь между мерой участия в производственном процессе и мерой потребления. Он позволяет в государственном масштабе регулировать процесс самообеспечения человека через личную инициативу и социальную помощь нуждающимся[4]. Принцип социальной справедливости предполагает также осуществление государством регулирования стихийных процессов поляризации богатств, имея главной целью борьбу с бедностью, а не с богатством. Ведь резкое падение жизненного уровня у большинства населения – одно из основных социальных последствий реформ. При этом проблема бедности должна решаться не путем раздачи пособий нуждающимся и внедрением иждивенчества, а посредством разработки программ, поощряющих расширение занятости и включение малоимущих в рыночную активность. Иными словами, необходимо оказывать содействие в трудоустройстве, реализовать на практике политику доходом, гарантировать равенство возможностей, подоходное налогообложение, поддерживать общественные фонды, развивать и расширять систему бесплатного здравоохранения и образования, развивать свободное предпринимательство и т.д. Другим важнейшим принципом социального партнерства можно считать максимальный учет интересов каждого из партнеров и особенно экономических, согласование их и по возможности более полная реализация. Вместе с тем закономерности свидетельствуют о том, что в обществе не может быть единства экономических интересов. Различные социальные группы занимают свое особое положение, место в структуре общества, в том числе и в экономической подсистеме. Гармонично и бесконфликтно общество может развиваться только в условиях согласованности экономических интересов государства, предприятия, фирмы и граждан. Таким образом, если этот принцип не учитывать в партнерских взаимоотношениях, то данные отношения не будут партнерскими, добровольными, взаимовыгодными и равноправными. Рабочие и предприниматели, работодатели (собственники) и наемные работники, да и государство заинтересованы в получении прибыли, развитии производства, сохранении рабочих мест, улучшении условий труда, повышении конкурентоспособности продукции, в своевременной уплате налогов. Поэтому согласование, взаимный учет интересов, их координация как раз и являются наиболее трудной задачей и в то же время важнейшим принципом жизнеспособности партнерских отношений. В целом, к основным принципам социального партнерства традиционно относят: - равноправие сторон; - уважение и учет интересов сторон; - заинтересованность сторон в участии в договорных отношениях; - содействие государства в укреплении и развитии социального партнерства на демократической основе; - соблюдение сторонами и их представителями законов и иных нормативных правовых актов; - обладание представителями сторон полномочиями; - свобода выбора при обсуждении вопросов, входящих в сферу труда; - добровольность принятия сторонами на себя обязательств; - реальность обязательств, принимаемых на себя сторонами; - обязательность выполнения коллективных договоров, соглашений; - контроль за выполнением принятых коллективных договоров, соглашений; - ответственность сторон, их представителей за невыполнение по их вине коллективных договоров, соглашений. Данные принципы должны соблюдаться на всех уровнях системы социального партнерства – от федерального до конкретной организации. Система социального партнерства - это принципы и процедуры, при помощи которых на различных уровнях организуется взаимодействие субъектов социально-трудовых отношений с целью достижения ими согласия, принятия совместных решений, осуществления согласованных действий и предупреждения конфликтных ситуаций. Она включает следующие уровни: федеральный уровень, устанавливающий основы регулирования отношений в сфере труда в Российской Федерации; региональный уровень, устанавливаемый основы регулирования отношений в сфере труда в субъекте Российской Федерации; отраслевой уровень, устанавливающий основы регулирования отношений в сфере труда в отрасли (отраслях); территориальный уровень, устанавливающий основы регулирования отношений в сфере труда в муниципальном образовании; уровень организации, устанавливающий конкретные взаимные обязательства в сфере труда между работниками и работодателем. Социальное партнерство осуществляется в следующих формах: - коллективных переговоров по подготовке проектов коллективных договоров, соглашений и их заключению; - взаимных консультаций (переговоров) по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ним и отношений, обеспечения гарантий трудовых прав работников и совершенствования трудового законодательства; - участия работников, их представителей в управлении организацией; - участия представителей работников и работодателей в досудебном разрешении трудовых споров. Необходимо учитывать, что в сфере экономики в условиях рынка уровень развития социального партнерства определяется чаще всего такими факторами, как: - многообразие форм собственности при доминирующей роли частной собственности; - современное состояние производительных сил, базирующихся на передовых, прогрессивных технологиях; - насыщение рынка товарами и услугами; - участие (соучастие) наемных работников в управлении производством, делах фирмы, делении доходов через акции и другие ценные бумаги и т.д. Будучи идеологическим, социологическим и этическим понятием, социальное партнерство ни в одной стране мира не получило законодательного оформления. Оно не фигурирует в документах и публикациях Международного бюро труда (МБТ) в Женеве. Поэтому в МОТ и в развитых странах рыночной экономики используют более адекватные термины типа «социальный диалог», «двух- или трехсторонние консультации» субъектов трудовых отношений. В мировой практике, с учетом наличия разных форм собственности, сложились и разные виды партнерских отношений: бипартизм, или двусторонние (профсоюзы и работодатели), и трипартизм, или трехсторонние (с участием профсоюзов, работодателей и представителей государственной власти) консультации или переговоры.В нашей же стране обычно не делается большого различия между социальным партнерством на двусторонней основе и трипартизмом. Одновременно с процессом смены и перераспределения собственности происходит и смена парадигмы социального партнерства. Оно (социальное партнерство) должно учитывать происходящие социально-экономические изменения и способствовать формированию: - цивилизованных форм социально-трудовых отношений и их развитию; - тщательно продуманной и сбалансированной политики в области заработной платы, сфере занятости, становлении рынка труда; - необходимых условий, при которых появилась бы реальная возможность регулировать, предотвращать или разрешать социально-трудовые конфликты. В условиях переходной экономической и социальной системы социальное партнерство, по мнению О.В. Ромашова, не может функционировать эффективно из-за нецивилизованного поведения, необязательности и безответности работодателей и государства и неорганизованности, в силу ряда причин, наемных работников. Это механизм стабильно развивающегося демократического общества.
|