Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Механизм снятия напряженности и регулирования конфликтов через систему социального партнерства ⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3
Регулировать различные социальные процессы и явления можно через систему механизма социального партнерства, который включает: соглашения, коллективные договоры и контракты, партнерские переговоры. Соглашения - это правовой акт, устанавливающий общие принципы регулирования социально-трудовых отношений, заключаемый между полномочными представителями работников и работодателей на федеральном, региональном, отраслевом (межотраслевом) и территориальном уровнях в пределах их компетенции. В соглашение могут включаться взаимные обязательства сторон по вопросам: оплаты труда; условий и охраны труда; режимов труда и отдыха; развития социального партнерства; иных вопросов, определенных сторонами. В зависимости от сферы регулируемых социально-трудовых отношений могут заключаться следующие виды соглашений: генеральное, региональное, отраслевое (межотраслевое), территориальное. Генеральное соглашение заключается на федеральном уровне представителями федеральных органов государственной власти – Правительство РФ; представителями общероссийских объединений работодателей; общероссийским объединением профсоюзов. Оно устанавливает общие принципы регулирования социально-трудовых отношений в области осуществления социально-экономической политики; регулирования развития рынка труда и занятости населения, оплаты труда, доходов и уровня жизни населения, его социальной защиты, социального страхования, реализации федеральных социально-экономических программ, развития системы социального партнерства и др. Региональное соглашение заключается на уровне субъектов РФ представителями правительства субъекта РФ; представителями объединений работодателей субъекта РФ; объединением профсоюзов субъекта РФ. Основное содержание соглашения то же, но на уровне субъекта РФ. Отраслевое (межотраслевое) соглашение заключают соответствующие профсоюзы (или иные представительные органы, уполномоченные работниками); представители объединений отраслевых работодателей. Может заключаться на федеральном, региональном и территориальном уровнях. В содержании отраслевого соглашения определяются принципы социально-экономической политики отрасли; условия труда в отрасли; заработная плата, трудовые гарантии и льготы, доплаты и компенсации, наем и увольнение, охрана труда, режим труда и отдыха, повышение квалификации, предотвращение трудовых конфликтов, трудовая дисциплина и др. Территориальное соглашение заключают представительные органы наемных работников (территориальные советы профсоюзов); объединения работодателей территории; территориальные органы исполнительной власти. Основное содержание соглашения: условия труда, социальные гарантии, оплата труда, льготы, связанные с работой в специфических природно-климатических и других условиях территории соответствующего муниципального образования. Соглашение вступает в силу с момента его подписания сторонниками либо со дня, установленного в соглашении. Срок действия соглашения и порядок контроля за его выполнением определяется сторонами в соглашении. Срок действия соглашения не может превышать трех лет, но он может быть продлен на срок не более трех лет. Соглашения могут быть двусторонними и трехсторонними. Для ведения переговоров, подготовки и заключения генерального соглашения образуется Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений. Для подготовки и заключения отраслевого соглашения формируется отраслевая комиссия на принципах паритетного и полномочного представительства сторон. По данным ФНПР, в Российской Федерации только на федеральном уровне действует около 60 отраслевых соглашений, 50 из них заключены профсоюзами, входящими в ФНПР. Основное содержание этих и других соглашений составляет вопрос о заработной плате. Затем идут такие пункты, как: социальные гарантии работников в ходе приватизации и акционирования предприятия, защита интересов работников при банкротстве, повышение квалификации и переподготовки кадров, соблюдение законодательства об охране труда, обеспечение мер по охране здоровья работников. Опыт реализации и контроля за выполнением различного рода соглашений показывает, что они являются важным инструментом управления и регулирования социальных процессов и явлений. Необходимо отметить, что все принимаемые соглашения, в том числе и Генеральное, пока еще не воспринимаются правящими структурами как юридически обязательный акт, невыполнение которого влечет санкции в отношении виновной стороны. Коллективные договоры и контракты являются основными документами, регулирующими вопросы оплаты труда и материального стимулирования работников. Коллективный договор – правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации и заключаемый работниками и работодателями в лице их представителей. Конвенция Международной организации труда (МОТ) выделяет следующие элементы права, распространяющиеся на коллективные договоры: 1. Право трудящихся требовать от государства и нанимателей признания своих коллективно-трудовых полномочий. 2. Право трудящихся свободно определять своих коллективно-договорных представителей в лице конкретных профсоюзов. Концепция однозначно предписывает признать профсоюзы стороной при заключении коллективных договоров. 3. Право свободно вступать в коллективные переговоры с любыми нанимателями и вести их свободно без постороннего вмешательства и на любом уровне с применением законных средств давления, включая забастовки. 4. Право свободно определять содержание коллективных договоров, участвуя в рассмотрении возникших при этом трудовых конфликтов, включая забастовки. Коллективный договор может заключаться в организации в целом, в её филиалах, представительствах и иных обособленных структурных подразделениях. При этом представителями работодателя является руководитель соответствующего подразделения, уполномоченный на это работодателем. Этот договор является стержнем всей системы коллективно-договорных отношений. Он регулирует трудовые отношения между работниками и работодателем в соответствии с нормами, принятыми в отраслевом, территориальном, генеральном соглашениях, и с финансовым положением предприятия. Представителями работников являются органы профессиональных союзов и их объединений либо уполномоченные ими, либо органы общественной самодеятельности, образованные на общем собрании (конференции) работников организации и уполномоченные им. Работодателей представляют руководители организаций или иные лица, уполномоченные ими. Инициатором переговоров по разработке, заключению и изменению коллективного договора вправе выступать любая из сторон. Для ведения коллективных переговоров и разработки проекта коллективного договора стороны на равноправной основе создают полномочную комиссию, состав которой, сроки, место проведения и повестка дня переговоров устанавливаются сторонами. Стороны, участвующие в переговорах, имеют полную свободу в выборе и обсуждении вопросов, составляющих содержание коллективного договора. Проект коллективного договора должен быть обсужден работниками в подразделениях организации и доработан с учетом поступивших замечаний и предложений. Доработанный проект коллективного договора утверждается общим собранием (конференцией) работников организации и подписывается представителем работников и работодателем. Подписанный сторонами коллективный договор с приложениями в семидневный срок направляется работодателем в соответствующий орган по труду по месту нахождения организации для уведомительной регистрации. В коллективный договор могут включаться взаимные обязательства работодателя и работников по следующим вопросам: форма, система и размер оплаты труда, выплата пособий, компенсаций, доплат; механизм регулирования оплаты труда с учетом роста цен, уровня инфляции, выполнения показателей, определенных коллективным договором; занятость, переобучение, условия высвобождения работников; определение рабочего времени и времени отдыха; улучшение условий и охраны труда работников и членов их семей; соблюдение интересов работников при приватизации предприятия, ведомственного жилья; экологическая безопасность и охрана здоровья работников на производстве; гарантии и льготы для работников, совмещающих работу с обучением, контроль за выполнением коллективного договора, порядок внесения в него изменений и дополнений, ответственность сторон, обеспечение нормальных условий функционирования представителей работников; отказ от забастовок при выполнении соответствующих условий коллективного договора. Условия коллективного договора, заключенного в соответствии с законодательством, являются обязательными для работодателей, на которых они распространяются. Условия коллективного договора, ухудшающие по сравнению с законодательством положение работников, недействительны. Коллективный договор заключается на срок от одного года до трех лет и вступает в силу с момента подписания его сторонами либо со дня, указанного в коллективном договоре. По истечении указанного срока коллективный договор действует до тех пор, пока стороны не заключат новый или не изменят, дополнят действующий коллективный договор. Стороны обязаны ежегодно отчитываться о выполнении коллективного договора на общем собрании (конференции) работников предприятия. Установлена дисциплинарная ответственность в виде штрафа лиц, представляющих работодателя, уклоняющихся от участия в переговорах по изменению, заключению коллективного договора, виновных в нарушении или невыполнении обязательств по коллективному договору и т.п. Обязательным элементом установления нормативных взаимоотношений собственника и работника становится контрактная форма найма и оплаты труда. Трудовой контракт при определенных условиях выступает средством социальной защиты работника. Вместе с тем нередко на негосударственных предприятиях вместо системы коллективных договоров внедряются кабальные контракты, предоставляющие хозяевам неограниченное право увольнения неугодных работников. Каждый работник, нанимаясь на работу, заключает с руководителем этого предприятия трудовой контракт, в котором оговариваются основные обязательства сторон, а именно какую и в каком объеме должен выполнять работу работник, обязанности руководителя (какую заработную плату он должен выплачивать). Выполнение и контракта регулируется и обеспечивается российским законодательством. Работник, имеющий индивидуальный контракт, заинтересован в том, чтобы соблюдались все основные социальные гарантии (продолжительность рабочего дня, охрана труда, регулирование сверхурочных работ и т.д.). Таким образом, трудовой контракт является механизмом управления и регулирования социально-трудовых отношений. Партнерские переговоры. Они выступают способом и средством регулирования социально-трудовых отношений. Переговоры в системе социального партнерства представляют собой процесс, когда решение не навязывается одной из сторон, а вырабатывается всеми участниками переговорного процесса в условиях равноправия сторон. При постоянном взаимодействии конфликтующих сторон переговорный процесс становится самым рациональным способом достижения взаимоприемлемых результатов. В этих целях в регулировании социально-трудовых отношений применяется принцип консенсуса. Переговоры есть социальный диалог. Это наука, требующая основательной подготовки, гибкой тактики, творчества. В настоящее время все большее распространение приобретают переговоры-сотрудничество, основанные на приоритетах согласия. Выбор метода переговоров осуществляется достаточно точно с помощью трех критериев: - осознания своих истинных интересов; - выявления истинных интересов оппонирующей стороны, как явных, так и скрытых; - оценки реального поведения сторон. Форма переговоров зависит от последовательно занимаемых – а затем уступаемых в некой последовательности – позиций. Обычно позиции сторон выражаются в форме набора требований и показывают, чего хочет добиться сторона и каково её отношение к проблеме, ситуации. Во время переговорного процесса желательно иметь независимого арбитра (третьих лиц), который может непредвзято развести стороны или найти общие точки соприкосновения. Являясь важнейшим элементом регулирования социально-трудовых отношений, переговоры не отрицают возможность и необходимость применения и других, так называемых силовых методов взаимодействия субъектов этой системы, а именно коллективных акций протеста профсоюзов, митингов, манифестаций, пикетирования, забастовок. При этом необходимо подчеркнуть, что какой-либо жесткой границы между переговорами и силовыми методами нет: зачастую «силовые» методы используются для того, чтобы заставить другую сторону, работодателей, есть за стол переговоров, продолжить эти переговоры или выполнить ранее принятые соглашения, достигнутые в ходе предыдущих переговоров. [1] См.: Социальное партнерство: словарь-справочник / рук. авт. кол. В.Н. Киселев, В.Г. Смольков. – М., 1999. С. 192-194. [2] См.: На пути к социальному партнерству: развитие социально-трудовых отношений в современной России / ред. кол. Л.А. Гордон, Э.В. Клопова и др. – М., 1993. [3] См.: Одегов Ю.Г., Руденко Г.Г., Митрофанов Н.Г. Рынок труда и социальное партнерство: монография. – М., 1998. С. 156. [4] См.: Баглай М.В., Попов Ю.Н. Профсоюзы и рынок в социальном государстве. – М., 1995. С. 8. [5] Социальный менеджмент: учебник / Под ред. Д.В. Валового. – М., 1999. С. 231.
|