![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Понятие социальной защиты и её основные направления в сфере трудаСтр 1 из 3Следующая ⇒
Тема 11. Социальная защита работника Понятие социальной защиты и её основные направления в сфере труда. Социальные институты и механизм социальной защиты работника. Система социальных гарантий.
Понятие социальной защиты и её основные направления в сфере труда Социальная защита - необходимый элемент функционирования любого достаточно развитого государства. Приверженность идее и ценностям социального государства зафиксирована на конституционном уровне. В статье 7 действующей Конституции Российской Федерации содержится понятие «социальной защиты»: «1. Российское государство – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. 2. В Российской Федерации охраняется труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пособия и иные гарантии социальной защиты». Концепция социальной защиты возникла в конце XIX - начале XX в., а соответствующий термин появился в США. В. Роик указывает, что впервые термин «социальная защита» использован в 1935 г. в тексте закона, дававшего правовое обоснование нового для США института обязательного социального страхования на случай инвалидности, безработицы, старости и смерти[1]. Постепенно данный термин распространился в западной социологии, обозначая систему мер, защищающих любого гражданина и вообще любого жителя страны от экономической и социальной ущемленности вследствие безработицы, потери или резкого сокращения дохода (из-за болезни, рождения ребенка, производственной травмы или профзаболевания, инвалидности, старости, потери кормильца и т.п.). В мире сложилось в основном две модели социальной защиты: 1) социал-демократической ориентации с высокой ролью государства в обобществлении доходов и существенным значением общенациональных социальных механизмов управления; 2) неолиберальная – с меньшей степенью государственного вмешательства в социально-экономические процессы. В зависимости от избираемых подходов различают следующие системы социальной защиты: - государственную, опирающуюся на принцип социальной заботы государства о социально уязвимых членах общества и социальной благотворительности (она предусматривает дифференцированный подход к определению малообеспеченных групп населения по степени нуждаемости и льготное предоставление им социальной помощи); - частную, базирующуюся на принципе ответственности каждого члена общества за свою судьбу и судьбу своей семьи с использованием зарабатываемых собственной трудовой и предпринимательской деятельностью доходов, доходов от собственности, а также личных сбережений эта система ориентирована на распределение по труду и включает частное социальное страхование). С учетом исторической и национальной компоненты социальная защита обусловливается большим числом разнообразных факторов. Она зависит от уровня экономического, политического и культурного развития общества, от характера общественно-политического строя, от социально-экономической и политической ситуации. Ресурсами социальной защиты являются: - налоги, уплачиваемые в госбюджет; - взносы на обязательное государственное социальное страхование; - частные средства – расходы предприятий и организаций на социальные нужды своих работников; - частная благотворительность; - социальные услуги; - волонтерство, т.е. безвозмездный труд, используемый в делах социальной помощи и поддержки. Анализ отечественной научной литературы показал, что в определении социальной защиты существуют разночтения[2]. Можно выделить два подхода к социальной защите. В основу первого положена концепция риска, когда право на социальную защиту возникает только при наступлении событий, ведущих к утрате средств существования. В основу второго – концепция прав, гарантий и самореализации. Наиболее существенное различие между ними кроется в определении роли человека. Так, концепция риска отводит человеку в социальной защите роль объекта управления: получателя каких-либо льгот, пособий и т.д. Его роль в качестве деятельного субъекта, по существу, блокируется. Концепция же прав, гарантий и самореализации человека предполагает активность субъекта. В этом случае социальная защита призвана перевести уязвимые группы из категории слабых в категорию сильных, т.е. дать людям возможность стать ответственным за самих себя. Например, Г.И. Осадчая рассматривает социальную защиту «как процесс реализации и обеспечения государственными или иными органами существующих в обществе гарантий и прав, - охраняющих личность, её экономические, политические и социальные потребности и интересы во всех сферах жизнедеятельности общества»[3]. Сама система социальной защиты в широком смысле – это система правовых, социально-экономических и политических гарантий, представляющих условия для обеспечения средств существования: - трудоспособным гражданам – за счет личного трудового вклада, экономической самостоятельности и предпринимательства; - социально- уязвимым слоям – за счет государства, но не ниже установленного законом прожиточного минимума. Н.М. Римашевская пишет: Система социальной защиты – это фактически механизмы, с помощью которых обычно перераспределяют доходы от некоторых «финансирующих» подгрупп общества (как правило, экономически активных членов общества) в пользу «получающих подгрупп», т.е. больных, пожилых, нетрудоспособных, безработных, бедных[4]. Государственная система социальной защиты включает: пенсионные пособия, пособия по безработице, пособия многодетным семьям, пособия по болезни, пособия по уходу за детьми, жилищные пособия. В узком смысле социальная защита – это система законодательных, социально-экономических и морально-психологических гарантий, средств и мер, благодаря которым создаются равные для членов общества условия, препятствующие неблагоприятным воздействиям среды на человека (в частности, на работника в трудовой организации), обеспечивающие достойное и социально приемлемое качество их жизни. Цели социальной защиты понимают по-разному: достойное существование через обеспечение минимального уровня жизни; охрана права на жизнь; ограда личности от основных опасностей, угрожающих потерей средств к существованию – таких как болезнь, несчастный случай на производстве, преклонный возраст, безработица, бедность; предоставление ресурсов на житье и услуги нуждающимся, чтобы человек жил по-человечески[5]. Социальная защита населения базируется на международном и национальном законодательстве, финансовых ресурсах и социальной инфраструктуре, обеспечивающей возможность её практического осуществления. Субъектами социальной защиты являются государство в лице органов государственной власти всех ветвей и уровней (законодательной, исполнительной, судебной, органов местного самоуправления), работодатели, институты гражданского общества и сами люди. Человек, нуждающийся в социальной защите – одновременно и субъект, и объект социальной защиты. Объектами социальной защиты являются социальные институты в лице конкретных социальных организаций, учреждений, систем (образования, здравоохранения, социальной защиты, занятости, труда, культуры, спортивно-оздоровительного комплекса). Социальная защита представляет собой, с одной стороны, функциональную систему, т.е. систему направлений, по которым она осуществляется, а с другой – институциональную, т.е. систему институтов, которые её обеспечивают (государство, суд, профсоюзы, и другие общественные организации). Социальная защита есть элемент, форма социальной политики государства. Государственная социальная политика – это действия государства в социальной сфере, преследующие определенные цели, соотнесенные с конкретно-историческими обстоятельствами, подкрепленные необходимыми организационными и пропагандистскими усилиями, финансовыми ресурсами и рассчитанные на определенные этапные социальные результаты[6]. Итак, социальная политика в широком смысле – это деятельность государства и его структур по управлению развитием социальной сферы общества. Она решает следующие основные задачи: - создание всех необходимых условий для постоянного роста уровня и качества жизни граждан, для удовлетворения их постоянно растущих материальных и духовных потребностей; - все более полное осуществление социальной защиты граждан, а во всех сферах общественных отношений принципа социальной справедливости. В узком смысле социальная политика – это система государственных мер по поддержанию тех общественных групп и слоев, которые в силу тех или иных причин оказались в более сложном материальном и социальном положении, чем другие, и своими силами не могут улучшить свое материальное положение [7]. В. Ойкен – автор концепции экономического порядка, пишет: «Социальную политику не следует рассматривать как бесплатное приложение ко всей остальной экономической политике. Она должна быть прежде всего политикой экономического порядка…Нет ничего, что не было бы важно в социальном смысле. Нет никаких мер экономической политики, которые бы одновременно, пусть прямо или косвенно, не влекли бы за собой социальных последствий и не имели бы социального значения…»[8]. Основные формы социальной защиты: - законодательно определенные социальные гарантии и их удовлетворение на основе базовых стандартов и программ; - регулирование доходов и расходов населения; - социальное страхование; - социальное вспомоществование; - социальные услуги; - целевые социальные программы. В полном своем проявлении социальная защита должна охватывать следующие направления: - обеспечение членам общества прожиточного минимума и оказание материальной помощи тем, кому в силу объективных причин она необходима, защита от факторов, снижающих жизненный уровень; - создание условий, позволяющих гражданам беспрепятственно зарабатывать себе средства для жизни любыми не противоречащими закону способами; - создание условий, обеспечивающих удовлетворение определенного минимума (в объеме общественных возможностей и с учетом национально-исторической специфики) потребностей граждан в образовании, медицинской помощи и т.д.; - обеспечение благоприятных условий труда для наемных работников, защита их от негативных воздействий индустриального производства; - обеспечение экологической безопасности членов общества; - защита граждан от преступных посягательств; - защита гражданских и политических прав и свобод, соответствующих принципам правового, демократического государства; - создание условий, исключающих вооруженные социальные и межнациональные конфликты; - защита от политического преследования и административного произвола; - обеспечение свободы духовной жизни, защита от идеологического давления; - создание благоприятного психологического климата как в обществе в целом, так и в отдельных ячейках и структурных образованиях, защита от психологического прессинга; - обеспечение максимально возможной стабильности общественной жизни. Качество и эффективность социальной защиты определяется системой экономических, политических, нравственно-этических и иных отношений, исторически сложившихся в той или иной стране. На Западе к настоящему моменту сформировалось несколько моделей систем социальной защиты граждан. Выделяются американская, европейская, японская модели, имеющие свои разновидности. Им присущи как некоторые общие черты, так и специфические, национальные. Действующая система социальной защиты в России базируется на принципах: - поощрительности – властными структурами с целью общественно-политического резонанса на те или иные социально значимые события, получившие общественную оценку, либо для поддержания государственных важных деяний, принимаются решения, ориентированные на социальную поддержку отдельных социальных групп, слоев населения, а в некоторых случаях – индивидов; - заявительности – социальная помощь предоставляется нуждающемуся гражданину по мере письменного обращения заявителя или лица, представляющего его интересы; - патернализма обозначающего государственную опеку («отеческую заботу») по отношению к менее социально и экономически защищенным слоям и группам населения. По мнению В.Д. Катальникова, в нашей стране до сих пор не сложилась целостная, теоретически обоснованная и ресурсно обеспеченная система социальной защиты населения, органично сочетающая в себе принцип социальной справедливости с рыночной конкуренцией и борьбой за выживание социального субъекта. Не проявилась еще в полной мере и роль государства как надежного гаранта социальной защиты населения[9]. Говоренкова Т., Жуков А., Савин Д., Чуев А. выдвинули идею, что в новых условиях необходимо отказаться от столь привычного для нас термина «социальная защита», поскольку социальная защита – это «весьма специфическая форма социальной политики, возникшая в рамках системы централизованно управляемого хозяйства» и возможная только в системе централизованно управляемого хозяйства[10]. По их мнению, принципы социальной защиты пренебрегают свободой и правом человека самому принимать решения относительно собственной жизни и судьбы, в то время как государство, не имеет права вмешиваться в частную жизнь человека, нарушать его права и свободы даже под предлогом помощи и защиты. Вмешательство в частные дела допускается только в случае добровольного и самостоятельного обращения за помощью, или в случае необходимости установления опеки над человеком, неспособным позаботиться о себе[11]. Таким образом, индивидуальная, адресная помощь и поддержка нуждающихся – единственно возможный в демократическом государстве вариант социальной политики. Следует признать, что осуществляемые в России глубокие социально-экономические преобразования делают проблему обеспечения эффективной социальной защиты граждан вообще и работников предприятий в частности чрезвычайно актуальной. Переход к рыночной экономике в плане социальной защиты противоречив. С одной стороны, преобразования демократического и рыночного характера в ряде аспектов усиливают социальную защиту граждан, но с другой стороны, в некоторых важных сферах жизнедеятельности человека требуется предпринимать гораздо больше усилий по социальной защите (например, требуется защита от безработицы, инфляции, материальной необеспеченности значительной части граждан и т.п.). Нормативно-правовые акты, регламентирующие вопросы социальной защиты содержатся на трех уровнях: международном, федеральном и уровне субъектов Российской Федерации. К первой группе относятся Всеобщая декларация прав человека, Конвенция о правах ребенка, Всемирная декларация об обеспечении выживания и защиты детей и др. Ко второй – Конституция Российской Федерации, Гражданский и Семейный кодексы, федеральные законы. К третьей – нормативно-правовые акты, которые разработаны и приняты в субъектах Российской Федерации. Все эти документы выступают концептуальным содержанием социальной защиты населения, а система социальной защиты – условием реальности социально-правового положения личности в государстве, реальности провозглашаемых в совокупности документов социальных прав. Исходя их неделимости социальных, экономических, политических, культурных прав, система социальной защиты должна стать комплексной системой «законодательных, экономических, социальных и социально-психологических гарантий, предоставляющих трудоспособным гражданам равные условия для повышения своего благосостояния за счет личного трудового вклада, экономической самостоятельности и предпринимательства»[12]. Объективная потребность, коренящаяся в сути рыночной экономики, порождает необходимость усиления социальной защиты по широкому спектру направлений. Главным в нынешней ситуации является усиление социальной защиты от снижения жизненного уровня трудящихся и от безработицы, а на конкретном предприятии – это забота об условиях и содержании труда, организации и системе оплаты труда работников. Многие важные функции по социальной защите работающего населения в любом обществе осуществляются на уровне предприятия, хотя на социальной защите завязана целая система социальных институтов. Негативные социальные проблемы в области социальной защиты российского населения невозможно устранить за короткие сроки. Для реформирования системы социальной защиты необходимы время; - различные ресурсы (организационные, правовые, материально-технические и др.); - разработка адекватных российским условиям и менталитету, востребованных технологий; - подготовленные специалисты (медики, социальные работники, юристы, ортопеды, протезисты, инженеры, архитекторы, педагоги, психологи и другие); - активная поддержка общественных организаций, всего населения.
|