Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Сущность, виды и формы занятости
Занятость – это понятие, которое имеет много значений. Она связана со всеми сторонами жизнедеятельности людей: производством, распределением, потреблением, доходами, культурой населения, его репродуктивным поведением, образом жизни и т.д. Как научная категория занятость представляет собой совокупность социально-экономических отношений, в которые вступают люди между собой по поводу участия в трудовой деятельности независимо от места нахождения рабочего места. Она отражает сходства и различия, согласие и борьбу между индивидами и группами в обществе с точки зрения таких важных социальных ценностей в жизни людей, как труд, профессиональное самоопределение, доходы как материальная основа существования[15]. Социально-экономическая сущность занятости может быть отражена с точки зрения осуществления права каждого человека на труд, рационального и эффективного использования совокупного трудового потенциала общества в целом и каждого трудоспособного человека в отдельности, а также реальной включенности различных социальных, демографических, профессиональных и других групп в общественный труд. Являясь необходимым условием для воспроизводства населения, занятость сегодня практически рассматривается как общественное отношение по поводу не только обеспечения населения рабочими местами, но и обеспечивает человека необходимыми средствами существования. Фактическая и потенциальная способность общества к удовлетворению граждан трудом и другими общественно полезными занятиями является главным критерием состояния занятости. Занятость - это показатель совокупного трудового потенциала общества, включенного в решающую сферу его жизнедеятельности. В Федеральном законе «О занятости населения в Российской федерации» занятость определяется как «деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству Российской Федерации и приносящая, как правило, им заработок, трудовой доход»[16]. Объявляя занятость деятельностью, закон практически допускает отождествление занятости с трудом. Однако занятость, в отличие от труда, не деятельность, а общественные отношения между людьми, прежде всего экономические и правовые по поводу включения работника в конкретную кооперацию труда на определенном рабочем месте. До тех пор, пока работник продолжает оставаться в той или иной подсистеме хозяйственного комплекса, эти отношения имеют непрерывный характер. Статус занятого человека не зависит от того, трудится ли он в данный момент, занимается спортом или отдыхает. Так как отношения занятости выражают условия, на которых происходит создание рабочих мест и распределение работников по рабочим местам, а также их участие в хозяйственной деятельности, то основными компонентами этих отношений, по мнению В.В. Радаева, являются: поиск работы и рабочей силы; порядок найма и высвобождения работников; условия и содержание труда; установление уровня его оплаты и формы сопутствующих льгот; обучение и подготовка вне производства и на рабочих местах; горизонтальная и вертикальная профессиональная мобильность (перемещение и продвижение)[17]. Занятость представляет собой необходимые социальные рамки, в которых осуществляется труд. Она проявляется в нескольких ипостасях: - во-первых, ее можно рассматривать с позиции производства (труда), его условий, так как для организации процесса производства необходимо соединить работника со средствами производства; - во-вторых, с позиции потребления — реализованная трудообеспеченность, в результате чего предоставляемые работником услуги материально вознаграждаются; - в-третьих, с позиции разделения труда — закрепления работника за какой-либо сферой деятельности. Занятый - это функциональная характеристика трудоспособного члена общества, свидетельствующая о включении его в конкретный хозяйственный процесс на определенном рабочем месте. Деление на занятых и незанятых предполагает деление на тех, кто включен в различные хозяйственные процессы, и на тех, кто остается вне их, независимо от имущественного положения, от места в социальной стратификации общества. В российском Законе о занятости населения занятыми считаются: - работающие по трудовому договору, имеющие иную оплачиваемую работу (службу), включая временные, сезонные работы; - самостоятельно обеспечивающие себя работой, в том числе индивидуально-трудовой деятельностью (включая фермеров, писателей и др.), предприниматели, а также члены производственных кооперативов; - избранные, утвержденные или назначенные на оплачиваемую должность; - военнослужащие любых родов войск, служащие в органах внутренних дел; - проходящие очный курс обучения в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования и других образовательных учреждениях, включая обучение по направлению службы занятости; - временно отсутствующие на работе связи с нетрудоспособностью, отпуском, переподготовкой, повышением квалификации и т.п.; - выполняющие работы по гражданско-правовым договорам (договорам подряда).[18] К незанятому населению относятся следующие группы граждан: 1) добровольно незанятые граждане, живущие на средства одного из супругов, родителей и др.; 2) вынужденно незанятые граждане, которые, в свою очередь, подразделяются на: а) ищущих работу самостоятельно; б) ищущих работу с помощью служб занятости; б) безработных граждан, имеющих официальный статус и получающих пособие по безработице. Обычно различают пять статусов занятости для экономически активного населения, включая и безработных. 1. Наемные работники — это лица, работающие по заключенному письменному контракту (договору) либо по устному соглашению с руководством предприятия об условиях трудовой деятельности, за которую они получают оговоренную при найме оплату. 2. Работающие на индивидуальной основе — лица, самостоятельно осуществляющие деятельность, приносящую им доход, не использующие либо использующие наемных работников только на короткий срок. 3. Работодатели — лица, управляющие собственным либо уполномоченные управлять государством, акционерным обществом, хозяйственным товариществом и т.п. Работодатель может полностью или частично делегировать свои функции наемному управляющему, оставляя за собой ответственность за благополучие предприятия. 4. Неоплачиваемые работники семейных предприятий — лица, работающие без оплаты на семейном предприятии, владельцем которого является их родственник. 5. Лица, не поддающиеся классификации по статусу занятости — это безработные, не занимавшиеся ранее трудовой деятельностью, приносившей им доход. Сюда относятся и лица, которых затруднительно отнести к тому или иному статусу занятости. Таким образом, занятость существует в обществе как необходимое, постоянно воспроизводимое явление, состояние занятости (незанятости) по отношению к индивиду может носить прерывный характер, а также добровольный или вынужденный характер. Управление занятостью является важнейшей частью экономической и социальной политики государства. Политика занятости заключается в разработке и реализации комплекса мер прямого и косвенного воздействия на стимулирование спроса на рабочую силу и обеспечение соответствия рабочей силы изменяющейся структуре рабочих мест. Основной целью государственной политики занятости является формирование благоприятных условий для занятости населения и обеспечения предприятий рабочей силой через экономическую стабилизацию, повышение качества и конкурентоспособности рабочей силы, развитие систем обучения кадров, действия государственных органов по вопросам занятости. Принято выделять два типа (варианта выбора средств) политики занятости: пассивную и активную. Пассивная политика занятости – это меры, направленные на сглаживание негативных последствий безработицы, в первую очередь, на поддержание доходов. К пассивным мерам также относятся так называемые компенсационные выплаты. В пассивной политике основную роль играет государство, которое стремится обеспечить работникам сохранение рабочих мест, работодателям – поддержание спроса на продукцию, безработным – выплату пособий и помощь в трудоустройстве (поиск работы, профессиональное обучение и переподготовка) черезгосударственную службу занятости. Часто применяют термин «умеренная пассивная политика», которая также предусматривает материальную поддержку безработных, но более разнообразные, чем в первом варианте услуги по подбору рабочих мест. Активная политика занятости – это совокупность правовых, организационных и экономических мер, проводимых государством с целью снижения уровня безработицы. Она предусматривает мероприятия, связанные с предоставлением информации о рынке труда, помощи в трудоустройстве, содействием в профессиональной подготовке и переподготовке, самозанятости и предпринимательству; организацией общественных работ, помощью людям, испытывающим особые объективные трудности в трудоустройстве: инвалидам, молодежи, пожилым и др. Активная политика занятости предполагает, что бремя поиска работы и ответственность за конечный успех лежат на человеке, а не системе. В этом случае он (человек) чувствует свою ответственность за материальное благополучие своей семьи и активно стремится к сохранению занятости, а при её потере – к активному поиску работы. Деление политики занятости на пассивную и активную достаточно условно. Практически во всех странах пытаются проводить активную политику, стимулируя работников в создании общественного продукта и помогая в трудоустройстве. Основные принципы занятости, раскрывающие характер занятости, вытекают из основных документов страны, прежде всего Конституции Российской Федерации и закона «О занятости населения в Российской Федерации». Среди них следует выделить: 1) добровольность труда (человеку принадлежит приоритетное право выбора: участвовать или не участвовать в общественном труде), свободное распоряжение гражданами своими способностями к производительному и творческому труду, запрещение принудительного, обязательного труда; 2) ответственность государства за создание условий для обеспечения права на труд и свободно избранную занятость; 3) учет и обеспечение долговременных национальных интересов; 4) учет национальных, культурных традиций, исторически сложившихся региональных и отраслевых особенностей и потребностей в рабочих местах; 5) приоритетное внимание содействию занятости граждан, особо нуждающимся в социальной защите и испытывающим трудности в поиске работы; 6) необходимость комплексного подхода к решению проблем занятости, включающего в себя координацию усилий государственных органов, профсоюзов, объединений работодателей всех уровней, использование финансовых возможностей бюджетов, внебюджетных фондов, средств предприятий, общественных объединений и граждан. Указанные принципы находят свое воплощение в основных направлениях государственной политики занятости. Согласно ст.5 «Закона о занятости населения Российской Федерации» к ним относятся: - развитие трудовых ресурсов; - обеспечение равных возможностей всем гражданам Российской Федерации, независимо от национальности, пола, возраста, социального положения, политических убеждений и отношения к религии в реализации права на добровольный труд и свободный выбор занятости; - создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека; - поддержку трудовой и предпринимательской инициативы граждан, осуществляемой в рамках законности, содействие развитию их способностей к производительному, творческому труду; - обеспечение социальной защиты в области занятости населения, проведение социальных мероприятий, способствующих обеспечению занятости граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы (инвалиды и др.); - предупреждение массовой и сокращение длительной (более одного года) безработицы; - поощрение работодателей, сохраняющих действующие и создающих новые рабочие места, прежде всего для граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы; - обеспечение занятости в местах проживания малочисленных народов и других национальных меньшинств Российской Федерации, с учетом их национальных и культурных традиций, а также исторически сложившихся видов занятости; - международное сотрудничество в решении проблем занятости населения, включая вопросы, связанные с трудовой деятельностью граждан Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации и иностранных граждан на территории Российской Федерации, соблюдение международных трудовых норм и другие[19]. В обеспечении занятости населения участвует не только государство, но и работодатели. Эту деятельность они призваны осуществлять в соответствии с законодательством РФ, содействовать проведению государственной политики занятости. Это содействие осуществляется на основе: - соблюдения условий договора (контрактов), регулирующих трудовые отношения; - реализации мер, предусмотренных законодательством РФ о труде, коллективными договорами и соглашениями по защите трудящихся в случае приостановки производства или высвобождении работников; - оказания помощи в трудоустройстве, профессиональной подготовке и предоставления сверх установленной законодательством РФ дополнительной материальной помощи высвобождаемым работникам за счет средств организаций и других работодателей; - создания условий для профессиональной подготовки, повышения квалификации и подготовки работающих и т.д.; - разработки и реализации социального плана организации, предусматривающего сохранение и рациональное использование профессионального потенциала работников, их социальную защиту, улучшение условий труда и иные льготы; - соблюдения установленной квоты для трудоустройства инвалидов; - трудоустройства определяемого органами исполнительной власти субъектов Российской федерации и органами местного самоуправления числа граждан, особо нуждающихся в социальной защите, или резервирования отдельных видов работ (профессий) для трудоустройства таких граждан[20]. В настоящее время можно выделить три основные модели политики занятости, используемые в странах с развитой рыночной экономикой. Европейская модель предполагает сокращение числа занятых при повышении производительности труда и, как следствие, рост доходов работающих; такая политика предполагает дорогостоящую систему пособий для большого количества безработных. Скандинавская модель основывается на обеспечении занятости практически всем трудящимся путем создания новых рабочих мест в государственном секторе со средними условиями оплаты труда. Такая политика рассчитана в основном на государственные средства, при дефиците которых наступает спад производства, что влечет за собой увольнение. Американская модель ориентируется на создание рабочих мест, не требующих высокой производительности, для значительной части экономически активного населения. При этом безработица формально уменьшается, но увеличивается количество людей с низкими доходами[21]. По степени количественного и качественного соответствия между потребностью экономики в рабочей силе и потребностью населения в рабочих местах выделяют занятость полную, продуктивную, свободно избранную, рациональную, эффективную и оптимальную. Полная занятость – это максимальная занятость трудоспособного населения (обеспечены работой все нуждающиеся в ней) при минимальной безработице, что соответствует наличию сбалансированности между спросом и предложением рабочей силы. Основной смысл продуктивной занятости сводится к следующему. Общественно приемлемой может считаться не любая работа, а только отвечающая двум важнейшим требованиям. Во-первых, занятость должна приносить трудящимся доход, обеспечивающий достойные условия жизни. Во-вторых, продуктивная занятость противопоставляется занятости формальной. Частный случай последней – содержание излишних работников или создание формальных рабочих мест во избежание безработицы – политика государства должна способствовать тому, чтобы труд каждого человека был экономически целесообразным, максимально продуктивным для общества. Свободно избранная занятость предполагает, что право распоряжаться собственной способностью к труду (рабочей силой) принадлежит исключительно её владельцу, т.е. самому работнику. Этот принцип гарантирует право каждого работника на выбор между занятостью и незанятостью, запрещая любое административное привлечение к труду. Рациональная занятость – это занятость, обоснованная с точки зрения процессов формирования, распределения (перераспределения) и использования трудовых ресурсов с учетом их половозрастной и образовательной структуры, режимов воспроизводства трудоспособного населения и его размещения на территории страны. Рациональную занятость характеризует доля продуктивно занятых в общей численности экономически активного населения. С качественной стороны занятость отражает понятие эффективной занятости. Эффективной может считаться занятость населения, которая обеспечивает достойный доход, здоровье, развитие личности, рост образовательного и профессионального уровня для каждого члена общества на основе роста общественной производительности труда. Эффективную занятостьможно охарактеризовать с двух точек зрения: а) с экономической — как наиболее рациональное использование человеческого ресурса; б) с социальной — как наиболее полное соответствие интересам человека труда. Для оценки эффективности занятости обычно используются четыре группы показателей. Первая группа - это пропорции распределения ресурсов труда общества по характеру их участия в общественно полезной деятельности. Вторая группа - уровень занятости трудоспособного населения в общественном хозяйстве. Экономически этот показатель отражает, с одной стороны, потребность общественного хозяйства в работниках, а с другой — потребность населения в рабочих местах. Оценка эффективности занятости по этой характеристике может производиться на основе баланса трудовых ресурсов. Третья группа - структура распределения занятых по сферам и отраслям народного хозяйства. Четвертая группа - это профессионально-квалификационая структура работающих. Она показывает распределение работающего населения по профессионально-квалификационным группам и отражает степень сбалансированности системы подготовки кадров с потребностью экономики в квалифицированных работниках. Количественно занятость характеризуется уровнем занятости. Онможет рассчитываться двумя способами. 1. Доля занятых в общей численности населения: Уз1=Чз: Чн. 2. Доля занятых в экономически активном населении: Уз2 = Чз: (Чз+Чб). В международной статистике исходным показателем для анализа занятости является уровень экономической активности населения, т.е. доля численности экономически активного населения в общей численности населения: Уэа = (Чз+Чб): Чн, где Чз - доля численности занятых; Чн - общая численность населения; Чб - доля численности безработных. Виды и формы занятости. Практическая потребность учета населения вызывает необходимость выделения видов (структуры) занятости, предполагающих распределение активной части трудовых ресурсов по сферам и отраслям экономики. Формы занятости – организационно-правовые способы, условия трудоиспользования, группировка которых осуществляется по отдельным признакам (режиму рабочего времени, регулярности трудовой деятельности, легитимности трудоустройства, условиям организации трудового процесса). По способу участия в общественном труде занятость населения можно подразделить на занятость по найму и самостоятельную занятость. Занятость по найму представляет собой отношения, возникающие между собственниками средств производства и работниками, не имеющими средств производства и продающими свою рабочую силу в обмен на определенную стоимость в форме заработной платы. Самостоятельная занятость (self-employment) – это отношения (экономические, правовые и т.д.) между людьми в процессе участия их в общественно-полезном труде, основанные на личной инициативе, самостоятельности и ответственности, направленные, как правило, на получение трудового дохода и обусловливающие самореализацию и самоутверждение личности. Данная занятость во всем мире рассматривается в качестве социального феномена, способного привести к интеграции в области занятости интересов общества и человека, прежде всего обеспечение реализации права на труд, повышение социального статуса человека, изменение отношения к труду. Самозанятость предполагает включение в социальную структуру общества незанятых людей посредством предоставления им возможности трудиться в условиях самоорганизации. Она способствует переходу разрозненных индивидов в новое качественное состояние, некую целостность, с присущими ей характеристиками, принципиально новой ролью в социально-экономической системе и социальной структуре. По режиму рабочего времени принято выделять занятость с режимом полного рабочего времени и неполную (частичную) занятость. Занятость с режимом полного рабочего времени основывается на регламентированной продолжительности полного рабочего дня, которая в России в настоящее время составляет 40 часов в неделю. Как полный рабочий день следует считать предусмотренный законодательством РФ сокращенный рабочий день для отдельных категорий работников: подростков до 18 лет, занятых в особо вредных условиях труда. Ей присущи оплачиваемый профессиональный труд, с помощью которого удовлетворяются личные и общественные потребности и приносящий, как правило, гражданам заработок, доход и достойное существование. Неполная (частичная) занятость по количественным характеристикам неполного рабочего времени подразделяется на следующие формы: - занятость неполное рабочее время (сокращенная рабочая неделя, сокращенный рабочий день) – это результат кризисного сокращения рабочего времени. Такой режим позволяет предприятиям сохранить квалифицированный и опытный персонал и предупредить безработицу. - сжатая неполная рабочая неделя – представляет собой нормативную продолжительность рабочей недели, распределенную на меньшее число рабочих дней (четыре с половиной, четыре, три), что приводит к удлинению рабочего дня и, соответственно, увеличению числа рабочих мест по сравнению с режимом ежедневной работы в течение недели; - деление рабочих мест - это режим кризисного сокращения рабочего времени, при котором одно рабочее место делится между двумя работниками с одновременным разделением между ними рабочих часов, заработной платы, социальных льгот. Это помогает обеспечивать гибкость политики занятости и удерживать квалифицированные рабочие кадры; - альтернативный режим рабочего времени – это режим использования двух работников на условиях неполной занятости, представляет собой деление рабочих мест, при котором два человека работают на одном рабочем месте попеременно (например, через неделю). Неполную (частичную) занятость как социальное явление можно рассматривать в трех аспектах: - как необходимость отдельных групп населения (женщин, воспитывающих детей, учащейся молодежи; лиц с пониженной трудоспособностью и т.д.) работать неполный рабочий день; - как меру макроэкономической политики, позволяющую сдерживать нарастание безработицы; - как инструмент внутрифирменного управления, позволяющий гибко реагировать на изменение внешней и внутренней среды. В рекомендациях МОТ по статистике труда отмечается, что «неполная занятость имеет место, когда работа индивида неудовлетворительна с точки зрения определенных нормативов или другой возможной работы с учетом его квалификации (подготовки и опыта работы)»[22]. По регулярности трудовой деятельности занятость подразделяется на постоянную, временную, сезонную и случайную. Постоянная (регулярная) занятость предполагает, что работник должен работать определенное число часов каждую неделю, реже – каждый месяц. Временная занятость имеет две разновидности: занятость на определенный срок (фиксированный срок трудового контракта) и командировочная занятость (через посредничество определенных фирм). Сезонная занятость предполагает работу в течение определенного сезона. Случайная занятость означает выполнение различных по характеру непродолжительных работ с целью получения материального вознаграждения без заключения трудового договора. По легитимности трудоустройства занятость подразделяется на формальную и неформальную. Формальная занятость – это занятость, зарегистрированная в официальной экономике. Неформальная занятость – занятость, не зарегистрированная в официальной экономике, имеющая источником рабочих мест неформальный сектор экономики и отдельные его виды. В связи с этим МОТ приняла специальную конвенцию № 169, в которой указывается, что необходимо содействовать установлению дополнительных связей между формальными и неформальными секторами и создавать условия для постоянного включения неформального сектора в национальную экономику. Формой неформальной занятости является система домашнего производства. Её суть состоит в том, что домашние хозяйства покупают товары и услуги, добавляют труд и уже в домашнем производстве доводят купленный продукт до готовности к конечному потреблению. Такая деятельность носит название «самообеспечение» (self-provisioning). Этот труд отличается от труда наемных работников, поскольку ему не предшествует выход на рынок труда, и в то же время он не является предпринимательством, поскольку произведенные товары и услуги не требуют реализации на соответствующих рынках. Система коммунального производства представлена добровольными организациями, неофициальными товариществами по совместному владению транспортом, по поддержанию жилья, по уходу за детьми и больными и т.п. В этот сектор экспортируется часть работ из официального производства, так как людям становится выгоднее получать часть услуг на неформальной основе. Как следствие, сокращается спрос на продукцию формального сектора услуг и возрастает безработица. Занятость в личном подсобном хозяйстве (ЛПХ) имеет особое значение в жизни сельского населения. ЛПХ – это хозяйство, ограниченное рамками одной семьи, которое ведется в небольших масштабах. В ЛПХ используются преимущественно простые орудия труда и ручной труд. К неформальной занятости относится и подпольное, скрытое производство. Этот сектор так называемой теневой экономики ближе всего к официальной экономике, поскольку здесь осуществляются виды деятельности, имеющие аналоги в официальной экономике, причем зачастую они ведутся за её счет. В последние годы появились новые виды неформальной занятости: незарегистрированная занятость по объявлениям в газетах (охватывающая всевозможные виды услуг) и занятость, связанная с торговлей – уличной, торговлей на вещевых рынках («экономический туризм», «челноки»), торговлей газетами и журналами на транспорте и т.д. Характерной особенностью современного российского общества является наличие достаточно широких масштабов неформальной занятости, которая находится вне «информационной доступности». Она является следствием естественного процесса самоорганизации экономической системы изменений в поведении человека в условиях реформирования общества помноженных на особенности российского менталитета, который всегда выражался в стремлении к самостоятельности и обособленности интересов, осторожности к государственной политике. Неформальная занятость вторична по отношению к теневой экономике. То есть теневые процессы выходят за рамки экономики и проникают в сферу занятости. Поэтому модели поведения, которые сложились в теневой экономике, начинают осуществляться и за ее пределами. Вследствие всего этого «теневое пространство» в стране начинает расширяться и захватывать новые социальные субъекты, новые социальные институты и организации. Последствиями подобных процессов, по мнению Рывкиной Р.В., являются, во-первых, усиление «закрытости» общества – люди не только знают то общество, в котором живут, но и не особенно стремятся узнать его; во-вторых, усиливается отчуждение людей от государства и от всего того, что называют «общественным интересом» – чем больше люди чувствуют, что в стране все происходит помимо них и от них не зависит, тем сильнее они проявляют нежелание участвовать в каких-либо акциях «верхов» и, наконец, в-третьих, ослабление действенности права, закона – с ростом масштаба «тени» (например, занятости) растет сфера криминального поведения[23]. Можно утверждать, что сегодня неформальная занятость в России является ни чем иным, как массовой самозанятостью, но исключенной из сферы цивилизованных социально-трудовых отношений и не использующей соответствующих норм. Ее существование означает, что, с одной стороны, создается примитивный неформальный сектор экономики, а с другой – происходит деформализация официальной экономики, ее передел в теневую сферу. Постепенная легализация неформального сектора – главный путь в общественное производство. По мнению специалистов МОТ (Международной организации труда), важнейшим условием этого процесса должно стать устранение препятствий на пути легализации, в частности, обеспечение весомых выгод от выхода предпринимательства из «тени». По условиям организации трудовых процессов занятость подразделяется на стандартную и нестандартную. В основе такого деления лежит специфика организации трудового процесса, которая принимает различные формы. Стандартная (типичная) занятость – это занятость, предполагающая постоянную работу наемного работника у одного работодателя в его производственном помещении при стандартной нагрузке в течение дня, недели, года. Отсутствие какой-либоиз перечисленных черт стандартной занятости говорит о нестандартных или гибких формах занятости (это понятие связано с понятиями «гибкий рынок труда», чаще с внутренними рынками труда, а также вторичным рынком). Нестандартная (нетипичная, гибкая) занятость включает следующие формы: - занятость, связанная с нестандартными режимами рабочего времени, такими, как гибкий рабочий год, сжатая рабочая неделя, гибкие графики рабочего времени и др.; - занятость, связанная с социальным статусом работников: самостоятельные работники, помогающие им члены семьи; - занятость на работах с нестандартными рабочими местами и организацией труда: надомный труд, «работники по вызовам», вахтово-экспедиционная занятость; - занятость по нестандартным организационным формам: временные работники, совместительство. Всем нетипичным формам занятости присущи черты неопределенности, неустойчивости. Но именно они теснят стандартную занятость. На первый взгляд, особенно в кризисных ситуациях или для определенных групп населения (женщин, имеющих детей, учащейся молодежи, пенсионеров, инвалидов, для вторичной занятости), нетипичная занятость обладает преимуществами индивидуализации режима работы, объема трудовой нагрузки и даже структуры жизнедеятельности. Но с другой стороны и это самое главное, абсолютно снижаются гарантии занятости со стороны работодателей и государства, наконец, общества. Если в 50-60-е годы ХХ века переход на нестандартные условия занятости носил, как правило, добровольный характер, то сегодня — это вынужденная по характеру форма занятости. И это общая и достаточно устойчивая тенденция для стран с различным уровнем развития рыночной экономики. Структура занятости в известной степени отражает общую структуру экономики и изменяется в значительной степени под влиянием ее изменений. Важность анализа структуры занятости населения состоит в том, что она отражает в единстве социальный, экономический, демографический, этнический и даже экологический аспекты жизни общества. С этой точки зрения следует иметь в виду не только количественные характеристики каждого звена структуры занятости, но и его качественную определенность, особое место и отношение к воспроизводству жизни общества. Основными звеньями структуры занятости являются социальная, государственно-частная, территориально-региональная, отраслевая, профессионально-квалификационная, половозрастная, национальная, семейная. Эти звенья структуры занятости не существуют отдельно друг от друга, они взаимопроникают и присутствуют в занятости как единое целое. Например, структура занятости по возрасту и полу содержится в профессионально-квалификационной, отраслевой, социальной и в других звеньях структуры. Вместе с тем звенья структуры занятости в определенном отношении автономны и имеют самостоятельное значение. Социальная структура занятости населения отражает социально-классовую структуру общества, которая изменяется вместе с изменением общественного устройства. Социальные различия между отдельными группами занятого населения дифференцированы по признакам социального неравенства. В современной России переход к рыночной экономике сопровождается соответствующими изменениями в социальной структуре занятости. Этот процесс идет с большим трудом и деформациями. Исследования показывают, что более или менее отчетливо формируются высший и низший классы, а средний класс пока лишь зарождается. Государственную структуру занятости образуют люди, занятые различного рода трудом в государственном секторе экономики, а также органах государственной власти. Эти два звена существуют в любом обществе и во всех странах, но их соотношение, устройство и масштабы различны. Территориальная структура занятости указывает на показатели экономического развития регионов: - уровень освоения богатых природными ресурсами территорий в зависимости от их обширности и доступности; - степень использования трудового потенциала в природно-экономических условиях, характерных для отдельных территорий; - экономическая активность населения региона; - количество занятого населения, его удельный вес во всем населении и др. Масштабы и структура отраслевой занятости определяются количеством и структурой рабочих мест, которые, в свою очередь, детерминируются рыночной конъюнктурой, потребностями капитала в самовозрастании. В условиях рыночного реформирования российской экономики произошло абсолютное и относительное сокращение занятости в промышленности и строительстве, в науке и научном обслуживании. Вместе с тем выросла занятость в таких отраслях, как торговля и общественное питание, сбыт и заготовки, кредитование, финансы и страхование. Глубокие изменения структуры занятости происходят в промышленности: развитие добывающих отраслей (газовой, нефтедобывающей), сокращение занятости в обрабатывающих отраслях, прежде всего в легкой промышленности, машиностроении, что свидетельствует о сырьевой переориентации российской экономики. Снижается занятость в сельском хозяйстве страны. Снижение жизненного уровня населения побуждает его повернуться к производству продуктов питания. Профессионально-квалификационная структура. По различным оценкам, кадровый потенциал занятого в экономике России населения обладает достаточно высокими профессионально-квалификационными характеристиками с устойчивой тенденцией повышения их уровня. Синтетическим показателем профессионально-квалификационной структуры занятости служит распределение численности занятого в экономике страны населения по уровню общего, среднего и высшего специального образования. В целом более 50 % занятых в экономике — лица со средним и высшим профессиональным образованием; причем женщины имеют более высокие показатели, чем мужчины (соответственно 59, 2 и 43, 7% занятых). Половозрастная структура занятости связана с такими демографическими характеристиками, как рождаемость, смертность, средняя продолжительность жизни, трудоспособный возраст и т. п. Большинство занятого населения в 2004 г. имело возраст 30 — 49 лет. Доля женщин в возрасте 30—55 лет среди всех занятых выше, чем у мужчин. Настораживает постепенная убыль возрастной группы 15 — 19 лет, т.е. фактическое уменьшение вступающих в трудоспособный возраст лиц. Вместе с этим наблюдается тенденция роста удельного веса возрастной группы 55—59 лет, особенно мужчин, свидетельствующая о постарении трудоспособного населения. В отраслевом разрезе занятость мужчин больше, чем женщин, в промышленности, сельском хозяйстве, строительстве, на транспорте и в связи, в жилищно-коммунальном хозяйстве и бытовом обслуживании населения, а также в некоторых других отраслях народного хозяйства. Соответственно больше занятых женщин, чем мужчин, в торговле, общественном питании, материально-техническом снабжении, сбыте, системе здравоохранения и социального обеспечения, образовании, культуре и искусстве, науке и научном обслуживании, финансово-кредитной системе и страховании, аппарате органов управления. Выбор занятости зависит не только от социально-экономических, природных и других факторов, но и от национальных традиций, привычек и склонностей. Учет национальной структуры занятости становится все более актуальным, так как с переходом к рынку и реформированием экономики и в особенности после развала СССР усилился поток мигрантов в Россию. Однако нет официальных данных о занятости этой части населения в экономике страны, они существуют лишь на уровне экспертных оценок. Семейная структура занятости характеризуется: - структурой семейного положения занятого населения, что является синтетическим показателем состояния экономики страны; - среднедушевым денежным доходом, который определяет жизненный уровень семьи, от которого в значительной мере зависят уровень рождаемости и смертности, соответственно динамика численности населения, его трудоспособной и экономически активной части; - при этом основным направлением реформирования экономики должен быть рост благополучия и улучшение экономического положения семей занятого населения.
|