Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Социальная сущность труда, основные его характеристики и функции






Тема 3. Социальная сущность труда, разделение труда, профессия и трудовая мобильность

 

Социальная сущность труда, его основные его характеристики и функции.

Сущность и закономерности разделения труда. Виды труда и их характеристики.

Профессии и профессиональная структура общества.

4. Трудовая мобильность: понятие, содержание и формы.

 

Социальная сущность труда, основные его характеристики и функции

Впервые слово «труд» (labour) было употреблено для обозначения «физического усилия, направленного на удовлетворение материальных потребностей сообщества» в Оксфордском словаре английского языка (1776). Сто лет спустя этим же словом стали характеризовать «всю совокупность работников и операторов, принимающих участие в производстве». Вскоре профсоюзы и подобные им организации связали воедино оба значения слова «labour», и придали ему политическое звучание. В английском языке применение этого слова примечательно тем, что заостряет внимание на тесной связи между трудом (work), понимаемым как «физические и умственные усилия», самоорганизацией трудящихся в единый класс и политикой, основанной на этой самоорганизации. Иными словами, отмечает Зигмунд Бауман, возникает связь между трактовкой физического труда как главного источника богатства, идеей общественного благосостояния и самоутверждения рабочего движения[1].

До этого и в науке и в жизни употреблялось понятие «работа», которым обозначался процесс выполнения тех или иных функций – военных, земледельческих, ремесленных, торговых. Тогда же основоположник английской политической экономии А.Смит (1723-1790), давший блестящий образец анализа господствующих экономических отношений, сформулировал важнейшие требования к организации труда: «не мешать» работнику выполнять трудовые обязанности. Его идеи в дальнейшем были развиты создателем «моральной арифметики» Дж. Бентамом (1748-1832), который сформулировал принцип достижения работником наибольшего удовлетворения и его стремления избегать страдания. Заслуживает внимания и труды Дж.С. Милля, который осмысливая в свей работе «О свободе» феномен блага, предложил сделать его инструментом для рациональной организации производства.

Во второй половине XIX в. получила распространение теория маржинализма, которая взяла на вооружение принципы полезности: по мнению сторонников данной концепции, люди руководствуются этим принципом с целью удовлетворения своих потребностей, точнее потребительского спроса. В дальнейшем к этим соображениям о роли человека неоднократно возвращались и другие мыслители XIXв. Труд в этот период рассматривался в основном с позиций повышения эффективности производства, т.е. в большей степени оценивали его утилитарный, прикладной характер. В ХХ в. при характеристике труда стало использоваться понятие «деятельность» («трудовая деятельность»), которое характеризовало процесс труда в единстве объективных и субъективных факторов.

При рассмотрении социальной сущности труда, по мнению О.В. Ромашова, необходимо исходить из следующих положений. Во-первых, труд есть, прежде всего, процесс, совершающийся между человеком и природой, процесс в котором человек своей собственной деятельностью опосредует, регулирует и контролирует обмен веществ между собой и природой. Во-вторых, нужно учитывать, что человек, воздействуя на природу, используя и изменяя её в целях создания потребительских стоимостей, необходимых для удовлетворения своих материальных и духовных потребностей, не только создает материальные (пища, одежда, жилище) и духовные блага (искусство, литература, наука), но и изменяет свою собственную природу. Он развивает свои способности и дарования, вырабатывает у себя необходимые социальные качества, формирует себя как личность[2].

В социологии на сегодняшний день аксиоматично положение о том, что труд есть в высшей мере общественное явление, порожденное социальной средой, воспроизводимое обществом и воспроизводящее его самого. Это положение объединяет классические подходы к характеристике трудовой деятельности в различных социологических школах и направлениях. Идея, что труд представляет собой социальную активность, опосредующую развитие человека и общества, определяющую социальные процессы, структуры и типы хозяйств, уже более века не вызывает серьезных возражений в научных дискуссиях.

Классики марксизма отмечают, что труд – первое и основное условие всей человеческой жизни, можно сказать, что труд создал самого человека[3]. Он рассматривается в качестве основной формы жизнедеятельности человеческого общества, главного условия его бытия. Без труда, писал К. Маркс «не был бы возможен обмен веществ между человеком и природой, т.е. не была бы возможна сама человеческая жизнь»[4]. Люди, по Марксу, «начинают отличать себя от животных, как только начинают производить необходимые им средства к жизни», производя тем самым и «самое свою материальную жизнь».

Труд исторически обусловил и способствовал выделению общества из природы, а человека из животного мира. Б.Ф. Поршнев предложил рассматривать первоначальный примитивный «пред-труд» как важнейшую предпосылку возникновения общества. Смысл этого труда не только в том, что он позволяет человеку выжить, приспособиться, адаптироваться в природе, медленно осваивать её силы, но и в становлении общественных отношений по поводу труда, в определении и распределении трудовых ролей.

Формирование трудом социальной жизни, по мнению О.Н. Козловой, ведет, в свою очередь, к становлению возможностей изменения – усложнения – труда. Процесс труда развивается спонтанно, самопроизвольно, и при этом внутренне он все более сложно организуется. Уже в самых ранних своих формах труд является не непосредственной, но опосредованной – интеллектом – реакцией на окружающую действительность, способом адаптации и самореализации в ней именно социальных субъектов. А они выделяются, определяются в мире своей способностью к целеполаганию и накоплению – в культуре – уже созданных, изобретенных способов деятельности[5].

Таким образом, процесс труда носит естественно-исторический характер. Труд представляет собой всеобщую субстанцию человеческого бытия. Он является средством самовыражения и самоутверждения личности, реализации её опыта, знаний, умений, навыков. В то же время труд является социокультурным процессом, потому что человек осваивает окружающий его предметно-вещный мир и развивает свой трудовой потенциал с помощью особых средств, способов и регулятивов.

К. Маркс определял труд как собственно человеческую, «всю человеческую деятельность». Для него «труд есть прежде всего процесс, совершающийся между человеком и природой, процесс в котором человек своей собственной деятельностью опосредует, регулирует и контролирует обмен веществ между собой и природой. Веществу природы он сам противостоит как сила природы…Воздействуя…на внешнюю природу и изменяя её, он в то же время изменяет свою собственную природу» и одновременно – что особенно важно для социологии – природу социальной жизни в целом[6]. Это определение, данное К. Марксом, не утратило своего значения и сегодня.

В специальной литературе имеется множество определений понятия «труд», которые не расходятся с трактовкой термина, данного К. Марксом, а лишь конкретизируют его. Например, Б.М. Генкин в своем определении акцентирует внимание на методах привлечения людей к труду: «Труд – это процесс преобразования ресурсов природы в материальные, интеллектуальные и духовные блага, осуществляемый и (или) управляемый человеком либо по принуждению (административному, экономическому), либо по внутреннему побуждению, либо по тому и другому»[7].

Специфика социологического подхода к исследованию труда состоит в «изучении социальных аспектов общественного труда»[8]. В учебно-справочной литературе, трудовая деятельность человека традиционно отождествляется с одним из её частных типов – материальным, т.е. природопреобразующим трудом. Для наглядности процитируем определения труда из «Российской социологической энциклопедии» и пособия О.В Ромашова «Социология труда». Первый определяет труд как «целесообразную деятельность человека, в процессе которой он при помощи орудий труда воздействует на природу и использует её в целях создания предметов, необходимых для удовлетворения своих потребностей. Труд представляет собой единство трех моментов: 1) целенаправленной, целесообразной деятельности человека или собственно труда; 2) предметов труда; 3) средств труда»[9]. Второй предлагает такую формулировку: «труд – это целесообразная деятельность людей, направленная на создание материальных и культурных ценностей»[10].

Авторы учебника «Социология» отмечают, что те определения, которыми пестрят учебники, в той или иной степени отражают содержание феномена «труд», точнее, содержание его модели, весьма абстрактной для того, чтобы она была применена к анализу бесконечного разнообразия форм труда, которые мы имеем возможность наблюдать в настоящее время и которыми изобиловала история человеческой цивилизации. В определениях труда с точки зрения социальных наук используется устоявшийся перечень характеристик, позволяющих говорить о труде как о деятельности особого рода. Наиболее типичные следующие:

1. Труд есть осознанная деятельность, соответственно свойственная лишь человеческим (обладающим сознанием) индивидам.

2. Труд – это целенаправленная деятельность: имеется в виду, что в процессе труда представленная в сознании человека цель всякий раз воплощается в результате (продукте процесса труда, который «есть потребительная стоимость, вещество природы, приспособленное к человеческим потребностям посредством изменения формы»[11]).

3. Труд представляет собой всеобщую, т.е. лежащую в основе других активностей человека (и обусловливающую их), деятельность.

4. Труд является социально организованной деятельностью; поскольку в процессе труда создаются определенные материальные и духовные ценности, имеющие общественное значение, то общество, в свою очередь, выступает в качестве субъекта организации и регламентации труда в соответствии со своими нормами и ценностями.

5. Говоря о труде, следует упомянуть о его «историчности»: каждой эпохе соответствует свое специфическое содержание труда; кроме того, изменения содержания и организации труда основываются на предыдущем достигнутом опыте.

6. Труд всегда направлен на удовлетворение общественных и индивидуальных потребностей (посредством создания материальных и духовных ценностей). Другими словами, труд, не создающий продукт, направленный на удовлетворение потребностей (т.е. не создающий полезности в своем продукте), трудом не является. Субъектом оценки полезности здесь выступает общество.

В представленном перечне характеристик, взаимодополняющих в определении труда, отчетливо прослеживается тройственная связь: труд - человек – общество при доминирующем значении последнего. Труд, как принято классической теорией, может рассматриваться только как общественная деятельность с акцентом на общественной полезности. Труд, не создающий общественной полезности, трудом не является; вне социального пространства труд невозможен, и невозможно его осуществление «не социальным» субъектом – это весьма распространенные аксиомы теории о труде[12].

К всеобщим сущностным чертам труда, которые могли бы выступать необходимыми критериями при выделении труда из общего массива человеческой деятельности, можно отнести следующие.

1. Трудовая деятельность человека всегда осмысленно-рациональна по своей природе. Человек перед началом трудового процесса осознает результат предстоящего труда. Неосознанные, инстинктивные действия не являются трудом. Труд человека целесообразен, он продумывает алгоритм действий, прежде чем приступить к реализации своих намерений. Решает, как производить продукт или оказывать услугу, какие ресурсы использовать, при помощи какой технологии.

2. Носителем трудовой деятельности – её «субъектом» - может быть только человек. Причем человек общественный, т.е. наделенный в ходе социализации каким-то социальным опытом и технологиями. В этой связи труд даже сугубо индивидуальный по форме исполнения, всегда обществен по характеру.

3. Трудовая деятельность всегда созидательна, результативна, т.е. необходимо предполагает в итоге выраженные определенные общественно полезные результаты – «продукты труда».

4. Трудовая деятельность всегда утилитарна, т.е. её результаты общественно-приемлемы, лично и общественно-полезны для трудящихся.

5.Осуществляя трудовую деятельность, люди затрачивают определенную физическую, нервную, умственную энергию, т.е. труд предполагает энергозатратность действий.

Итак, труд – это сознательная, целесообразно направленная деятельность, приложение людьми умственных и физических усилий для создания полезных продуктов производства, вещей, оказания услуг, переработки, накопления и передачи информации, идущих на удовлетворение своих материальных и духовных потребностей.

Наиболее полно социальная сущность труда раскрывается в таких категориях как «характер труда» и «содержание труда».

Характер труда определяет место и роль социальной группы в общественной системе труда, представляет собой связи и отношения, отражающие степень развития общественной природы труда и то, как она проявляется – непосредственно или при помощи опосредующих связей. Он выражает степень развитости производственных отношений, социально-экономический способ соединения работников со средствами труда. Характер труда показывает, как проявляется труд, каковы его черты, признаки, отличительные свойства и особенности. Он представляет собой не организационно-техническую, а социальную форму труда и определяется господствующими в данном обществе производственными отношениями и поэтому отражает социально-экономическое положение трудящихся в общественном производстве. К показателям характера труда относят форму собственности, отношение работников к средствам производства и своему труду, отношения распределения продуктов и степень социальных различий в процессе труда. По своему характеру труд может быть аграрным или индустриальным, простым или сложным, организаторским или исполнительским, физическим или умственным.

Содержание труда [13] - это состав, характер и объем выполняемых работником трудовых функций. Данная обобщающая характеристика процесса труда учитывает многообразие функций труда, виды совершаемых трудовых операций, распределение производственной деятельности по отраслям, физическое и интеллектуальное напряжение работника в процессе труда.

Содержание труда определяет место и роль социальной группы в профессиональном разделении труда, отражает распределение функций (исполнительских, регистрации, контроля, наблюдения, наладки и др.) на рабочем месте и определяется совокупностью выполняемых операций. Оно включает в себя также степень ответственности и сложности труда, уровень творческих возможностей, соотношение исполнительских и управленческих функций, уровень технической оснащенности, степень разнообразия трудовых функций, монотонности, предопределенности действий, самостоятельности и т.д. Содержание труда показывает уровень развития производительных сил, технический способ соединения личного и вещественного элементов производства, поэтому содержание труда раскрывает труд, прежде всего как взаимодействие человека с природой (орудиями и предметом труда).

В содержании труда, в зависимости от решаемых задач выделяют:

1) с одной стороны, разделение труда, с другой – кооперацию труда;

2) тщательный расчет норм затрат труда на производство продукта или оказание услуг;

3) эффективную систему обслуживания рабочих мест, позволяющих устранить потери рабочего времени и лучше использовать станочный парк и оборудование;

4) подбор персонала на каждое рабочее место наивысшей квалификации;

5) устранение негативного воздействия на работника условий труда;

6) научную организацию труда и всех его процессов;

7) укрепление трудовой дисциплины и правопорядка в трудовой организации.

Содержание труда играет определяющую роль в осуществлении всех основных социальных процессов на производстве. Оно в значительной мере предопределяет личностное отношение к выполняемой работе.

В современных условиях два основных фактора наиболее полно характеризуют содержание труда. Во-первых, соотношение физических и умственных нагрузок в процессе труда. Чем выше доля умственного труда, тем выше, богаче содержание труда, тем более он привлекателен для работника, тем большее удовлетворение испытывает человек от выполняемой работы (при прочих равных условиях). Во-вторых, соотношение исполнительных и распорядительных функций. Чем выше профессиональная квалификация, тем больше потребность участвовать в выработке управленческих решений.

Предметы труда – это вещи, объекты природы на которые направлен человеческий труд, т.е. это все то, на что направлен труд человека. Предметы труда подвергаются тем или иным изменениям и превращаются в готовые продукты. К предметам труда относятся сырье, или комплекс вещей, при помощи которых человек воздействует на предметы труда.

Средства труда – это вещи или совокупность вещей, с помощью которых люди воздействуют на предметы труда и видоизменяют их. К средствам труда следует, прежде всего, отнести машины, оборудование, приборы, инструменты, а также производственные здания и сооружения.

Средства труда и предметы труда в совокупности представляют собой средства производства. Однако без вмешательства человека сами средства производства никаких благ произвести не могут. Поэтому решающим фактором всякого производственного процессы выступает человек.

Производство всегда имеет две составляющие: производительные силы и производственные отношения.

Производительные силы – это созданные обществом средства производства (предметы труда и средства труда) и люди, производящие материальные блага.

Производственные отношения - отношения между людьми, возникающие в процессе производства, обмена и распределения материальных благ, обусловленные определенным уровнем развития производительных сил и формой собственности.

Условия труда – совокупность социально-экономических условий, гигиенических, технико-организационных и природных факторов производства, влияющие на здоровье и работоспособность человека, его отношение к труду, степень удовлетворенности им, на эффективность производства, уровень жизни и развитие личности.

Организация труда – это конкретные формы и методы соединения людей и техники в процессе труда[14]. Это своего рода взаимодействие между вещественными элементами производственной деятельности и между собой.

Труд имеет двойственный характер. С одной стороны, труд – целесообразная деятельность человека по изменению вещества природы для удовлетворения своих потребностей. С другой стороны, труд – это взаимодействие людей в процессе трудовой деятельности и обмена её продуктами. Социальные взаимодействия в сфере труда – это форма социальных связей, реализуемая в обмене деятельностью и взаимном действии. Объективной основой взаимодействия людей является общность или расхождение их интересов, близких или отдаленных целей, взглядов. Посредниками взаимодействия людей в сфере труда, промежуточными его звеньями выступают орудия и предметы труда, материальные и духовные блага. Постоянное взаимодействие отдельных индивидов или общностей в процессе трудовой деятельности в определенных социальных условиях образуют специфические социальные отношения.

Труд является основой формирования многообразных отношений, как непосредственно связанных с производством благ, так и опосредованных от него. Эти отношения неразрывно связаны с трудовыми отношениями и обусловлены ими изначально. Социально-трудовые отношения позволяют определить социальную значимость, роль, место, общественное положение индивида и группы. Они являются связывающим звеном между определенными группами работников и отдельными индивидами. Ни одна группа, ни один член трудовой организации не может вне таких отношений, вне взаимных обязанностей относительно друг, вне взаимодействий. Среди них основными являются отношения собственности, связанные со средствами и результатами трудовой деятельности. Таким образом, труд является основой общества, общественного устройства.

Основными формами проявления процесса труда являются затраты человеческой энергии, взаимодействия работника со средствами производства (предметами и средствами труда), производственные взаимодействия работников друг с другом. Всякий труд с одной стороны предполагает включенность каких-то морфофизиологических и нервно-мышечных структур человеческого организма, а с другой стороны – всегда социален, включен в систему общественных взаимоотношений.

Роль труда в развитии человека и общества заключается в том, что в процессе труда создаются не только материальные и духовные ценности, предназначенные для удовлетворения потребностей людей, но и развиваются сами работники, которые приобретают навыки, раскрывают свои способности, пополняют и обогащают знания. Творческий характер труда находит свое выражение в появлении новых идей, прогрессивных технологиях, более совершенных и высокопроизводительных орудиях труда, новых видах продукции, материалах, энергии, которые, в свою очередь, ведут к развитию потребностей.

Таким образом, в процессе трудовой деятельности не только производятся товары, оказываются услуги, создаются культурные ценности и т.д., но появляются новые потребности с требованиями их последующего удовлетворения. Социологический аспект исследования заключается в изучении труда как системы общественных отношений, в определении его влияния на общество.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.011 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал