Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Профессии и профессиональная структура общества






 

Трактовок понятия «профессия» в зарубежной и отечественной литературе много. Профессии вследствие разделения труда выступают областью приложения физических и духовных сил человека, служат основой для деления общества на страты, слои и группы. Это занятие, требующее квалификации и специальной подготовки, которое человек практикует регулярно и которое служит ему источником средств к существованию.

Профессия объединяет общность людей, занимающихся однотипной деятельностью внутри которой устанавливаются определенные связи и нормы поведения. Являясь социальной группой, профессия дает ориентиры дифференциации и идентификации себя в социальном пространстве. Она выступает как особая форма социальной организации трудоспособных членов общества, объединенных общим видом деятельности и профессиональным сознанием. Таким образом, профессию можно характеризовать как род трудовой деятельности, занятий, определяемый производственно-технологическим разделением труда и его функциональным содержанием, как область проявления личности, как общность, большую группу людей, объединенную общим родом занятий, трудовой деятельности и как исторически развивающуюся систему.

К. Маркс, Г. Спенсер и Э. Дюркгейм воспринимали профессии сквозь призму категорий разделения труда и дифференциации социальной деятельности. Например, для Маркса профессия являлась, с одной стороны, таксоэкономической единицей конкретной деятельности внутри производства в отличие от общего разделения труда на роды (земледелие, промышленность, торговлю), а, с другой стороны, единичного разделения труда внутри мастерской. Разделение труда начинается с обособления профессий[20]. Тем самым ученый показал объективный критерий разграничения профессии и специальности как особенного и единичного уровней в системе разделения труда.

По мнению, Г. Спенсера, институт профессии возникает из первичной политико-церковной деятельности. При этом он к собственно профессии относит лишь так называемые «свободные профессии»[21], которые рассматриваются им как репрезентативные типы профессий вообще. Институт профессий конституируется выделением специализированных функций, их закреплением за определенными группами общества, наконец, системой объединения профессионалов для защиты своих интересов.

Г. Зиммель[22] и Э. Дюркгейм[23] рассматривали разнообразие профессий в виде деятельности в промышленности как выражение общественной дифференциации. Вместе с тем, отмечает Э. Дюркгейм, замкнутость человека в своей специальности ведет к дезинтеграции общества, чрезмерное разделение труда создает угрозу общественным связям[24]. В то же время только профессиональная группа может стать одним из тех институтов, которые интегрируют расколотое общество.

При всем несходстве взглядов трех классиков социологии на сущность профессии (профессия как вид деятельности; профессия как институт, профессия как профессиональная группа) отправной точкой их анализа выступает понятие социальной структуры в широком смысле (как дифференциации социальной деятельности).

С альтернативной исследовательской позицией выступил М. Вебер. В рамках его теории понятие профессия соотносится не столько с экономической и социальной структурой общества, сколько с поведением индивида, его жизненным миром и системой ценностей. По мнению М. Вебера, профессия - это такая спецификация, специализация и комбинация функций индивида, которые составляют основу постоянной возможности обеспеченности или заработка[25]. В состав профессий включается любое занятие, дающее заработок, а такие признаки, как постоянство занятия, необходимость обучения, уровень квалификации, характер применяемых способностей не являются для Вебера обязательными признаками профессии. Следует отметить, что феномен профессии конституируется для Вебера на пересечении социального и технического разделения труда.

Определение профессии П. Сорокина в «Системе социологии» близко к веберовскому: это «обычно длящееся занятие индивида, дающее ему средства к существованию»[26]. Источник дохода и социальная функция индивида связаны друг с другом, они образуют в совокупности профессию.

В современной российской социологии благодаря работам А.Г. Здравомыслова, Г. В. Осипова, В.Г. Подмаркова, М.Х. Титмы, Ж.Т. Тощенко, И.И. Чангли, О.И. Шкаратана и др. сложились два наиболее распространенных подхода к исследованию профессий. Первый из них условно можно назвать деятельностным, поскольку основным признаком профессии в его рамках считается особый вид трудовой деятельности, выделившийся в процессе общественного разделения труда, или род деятельности, занятий в сфере производства и социально-экономических отношений.

Второй подход условно можно назвать личностно-квалификационным. Его сторонники основной акцент делали не на месте и роли профессии в целостной системе социальных связей, а на проблеме пригодности индивида к выполнению тех или иных профессиональных функций, его пригодности к труду. Главным признаком профессии выступает уровень подготовленности личности к специальному виду занятий, что находит выражение в некоторой совокупности навыков и умений, определяемых спецификой трудовой деятельности. Вследствие этого из теоретического понятия профессия превращается в прикладное.

У истоков данного подхода стоял С.Г. Струмилин, который в начале 20-х годов ХХ века определил профессию как «совокупность приобретенных школьной или внешкольной выучкой специальных трудовых навыков, совмещающих обычно в одном лице и объединяемых общим названием, например, слесарь, столяр, скрипач»[27].

В 60-80-е годы ХХ века В.Г. Подмарков, продолжая развивать идеи С.Г. Струмилина, различал трудовую функцию (объективные условия труда, содержание труда, совокупность объективно заданных операций) и профессию как характеристику подготовленности работника к выполнению этих функций. Ядро профессии образует соединение работника с условиями его собственного развития[28]. Соответственно этому профессия определяется как «усвоенный самой личностью способ её включения в трудовой процесс, аккумуляция качеств, необходимых для выполнения трудовых функций».[29] Сущность профессии предстает как единство двух сторон: объективной и субъективной. Причем собственно понятие профессии отражает второй аспект. Аналогичное понимание профессии можно встретить у В.Н. Шубина, В.И. Паниотто, Г.А. Чередниченко и др.

Таким образом, произошло определенное развитие и обогащение понятия профессии. Прежде всего, не всякая трудовая деятельность относится к профессии. Наличие квалификации и специальной подготовки является обязательным и всеобщим признаком профессии. Кроме того, предполагается возможность свободного выбора профессии для всех членов общества, а профессия выступает формой реализации жизненного призвания человека. Она понимается как совокупность специальных качеств личности.

О.И. Шкаратан трактует профессию через отнесенность к конкретному виду труда, для него «профессия означает конкретный вид труда, за которым скрыты сущностные свойства социально разделенного труда»[30].

В более поздней совместной работе В.В. Радаева В.В. и О.И. Шкаратана дается следующее определение: «профессия – это особого рода деятельность индивидуума (имеющая рыночную стоимость), которой этот индивидуум занимается постоянно с целью получения устойчивого дохода. Эта деятельность предполагает социальное положение индивидуума»[31].

На взгляд Т.Л. Александровой, «профессия – это социальный механизм дифференциации и специализации трудовой деятельности на видовом и внутривидовом уровне, функционирующий как средство развития содержания труда»[32]. Она считает, что указания только на видовой признак недостаточно, поскольку границы между профессией и специальностью (подразделением внутри профессии) весьма подвижны.

Иванова Н.Л, определяет профессию как «род деятельности, определяемый в процессе разделения труда, основной характеристикой которого является наличие определенной совокупности теоретических знаний и практического опыта»[33].

Весьма важен также подход к профессии как одному из основных стратификационных факторов, регулирующих отношения равенства-неравенства в обществе и определяющих социальный статус индивида и социальных групп. Следовательно, профессии по своей природе не только дифференцированы, но и иерархичны по отношению друг к другу. Вместе с тем иерархия профессий определяется не одними только требованиями производственно-технологического разделения труда, но и спецификой конкретного общества, традициями и стереотипами общественного сознания и т.п. Каждая профессия имеет свой достаточно определенный статус, который закрепляется конкретными социальными механизмами (престиж, оплата труда, социальные гарантии, режим деятельности и т.д.). В силу этого выбор типа профессиональной деятельности определяет в значительной степени социальный статус индивида.

Другая причина, превращающая дифференцированность профессий в стратификационный фактор, заключается в неравенстве способностей и возможностей людей. В силу специализации разные виды профессиональной деятельности требуют особых способностей, которыми обладают не все индивиды в одинаковой степени. Кроме того, даже самая простая профессиональная деятельность основывается на определенном уровне профессионального мастерства и квалификации, что связано с более или менее длительным обучением.

Западные исследователи понятие «профессия» применяют лишь к небольшому кругу высокостатусных видов профессиональной деятельности, которые доступны не всем. Все другие виды деятельности относятся к специальностям или видам работы, занятий. Например, в Большом толковом социологическом словаре (Collins) под профессией понимается «как-либо профессиональная группа среднего класса, характеризуемая требованиями высокого уровня технических и интеллектуальных знаний, а также опыта, автономией в найме и дисциплине, связью с государственной службой. «Традиционными» профессиями являются право, медицина, богословие и вооруженные силы[34].

Обобщение имеющихся трактовок позволяет дать следующее определение. Профессии - это исторически возникающие вследствие общественного разделения труда формы и виды специализированной деятельности, для выполнения которых человек должен обладать определенными знаниями, навыками, умениями, иметь специальные способности и развитые профессиональные качества; область приложения физических и духовных сил человека, дающая ему возможность получать взамен затраченного труда необходимые средства его существования и развития; особой вид социальной общности людей, связанных между собой определенными интересами, ценностями, ценностными ориентациями, нормами, стилями и образцами поведения.

К существенным признакам профессии следует отнести:

- профессия всегда персонифицирована, т.е. она принадлежит человеку, который является её носителем;

- профессия имеет объективные основания, так как её возникновение возможно только при обособлении определенной совокупности трудовых функций, заложенных в объективных факторах труда и их востребованности. Этим обусловлена, с одной стороны, её объективная необходимость в общественном труде, а с другой – её проявления как качественной формы труда, связанной с человеком, его способностями;

- основой любой профессии являются профессиональные знания, умения, навыки, профессиональный и чувственный опыт;

- профессия выступает важнейшей формой личностного самовыражения и удовлетворения потребностей человека и общества;

- профессию можно приобрести либо путем специального образования и подготовки, либо путем длительной практической деятельности в определенной профессиональной области.

Профессия в трудовом процессе рассматривается как совокупность нескольких элементов, объединенных в следующие группы:

1) элементы, характеризующие объективные основания профессии и связанные с трудовым процессом;

2) элементы, характеризующие подготовку работника к выполнению данного вида труда;

3) элементы, характеризующие институционализацию профессии.

К первой группе элементов относятся: сфера деятельности; вид труда (умственный, физический); содержание трудовых функций; профессиональные обязанности; основные производственные операции; орудия труда; предмет (объект) труда; результат труда; уровень технической сложности, автоматизации; рабочее место; рабочая поза; санитарно-гигиенические условия труда; профессиональные коммуникации; психофизиологические требования к работнику; льготы и компенсации; перспективы профессионального роста.

Вторая группа элементов включает:

- общее образование. Общеобразовательный минимум является необходимой предпосылкой профессионального развития;

- специальную профессиональную подготовку. Получив её в специальных учебных заведениях и включившись в процесс труда, работник углубляет свои профессиональные знания, приобретает трудовые умения, навыки и опыт;

- квалификацию, которая характеризует уровень подготовленности работника к профессиональной деятельности, степень и вид его профессиональной подготовки. Это совокупность таких качеств работника, как: знания, или уровень общей и специальной подготовки; умения, или степень практического освоения данного вида работ; индивидуальные (личные) признаки работника, среди которых выделяются профессиональная пригодность и готовность к данному виду труда.

Профессиональная пригодность – совокупность физических качеств, психологических и психофизиологических особенностей человека необходимых и достаточных при наличии специальных знаний, умений и навыков, указывающих на его соответствие или несоответствие данному виду труда. Профессиональной готовностью можно назвать сочетание подготовки работника и его желание выполнять данную работу.

Уровень квалификации работника характеризуется разрядом, классом, категорией. Применительно к рабочим профессиям промышленности выделяют обычно четыре уровня квалификации:

- высококвалифицированные профессии (труд, требующий большой предварительной подготовки; труд по ремонту, контролю, наладке и т.п.); - квалифицированные профессии (обслуживание машин, механизмов, аппаратов);

- малоквалифицированные профессии (труд, требующий незначительной предварительной подготовки, простые работы как с использованием механизмов, так и без них);

- неквалифицированный труд (труд, как правило, не требующий специальной подготовки, рабочая сила человека используется преимущественно в роли двигателя).

Уровень квалификации в различных отраслях общественного производства фиксируется с помощью различных шкал: шкал разрядов (промышленность, строительство); шкала класса (транспорт); шкала категорий (конструктора, мастера); шкала званий (работники искусства, науки) и др.

В основе распределения по уровням квалификации лежат: 1) время, затраченное на приобретение профессии, общеобразовательную и специальную подготовку; 2) выработанные умения и трудовые навыки; 3) степень профессионального мастерства.

Степень квалификации (профессионального мастерства) работников, позволяющая успешно решать стоящие перед ним задачи, называется компетентностью. Её определяет глубокое знание работником сущности выполняемой работы, способов и средств достижения намеченных целей, а также наличие соответствующего объема знаний и умение актуализировать их в процесс реализации своих профессиональных функций, как в нормальных, так и в экстремальных условиях.

Выделяют четыре вида компетентности:

- функциональная компетентность - характеризуется профессиональными знаниями и умением их реализовать;

- интеллектуальная компетентность - выражается в способности к аналитическому мышлению и осуществлению комплексного подхода к выполнению своих обязанностей;

- ситуативная компетентность - означает умение действовать в соответствии с ситуацией;

- социальная компетентность - предполагает наличие коммуникационных и интеграционных способностей, умения поддерживать отношения, влиять, добиваться своего, правильно воспринимать и интерпретировать чужие мысли, высказывать к ним свое отношение, вести беседы и пр.

Профессия – понятие более широкое, чем специальность, под которой понимается один из видов профессиональной деятельности внутри профессии, направленный на достижение более частных или промежуточных результатов либо на достижение общих результатов специфическим средствами. Специальность требует специальных знаний, умений и навыков, приобретенных в результате образования или практического опыта, объем, содержание и уровень развития которых достаточен для постановки и решения определенных профессиональных задач.

Специализация – это конкретизация, детализация, разукрупнение специальности, проявляющиеся в еще более углубленном разделении труда в какой-либо сфере деятельности (например, если менеджер по персоналу – это специальность, то специалист по рекрутингу, по работе с персоналом в условиях антикризисного управления – это специализация); конкретизация учебной специальности (например, специальность «Менеджмент», специализация – «Финансовый менеджмент», «Инвестиционный менеджмент», «Инновационный менеджмент» и др.); приобретении дополнительных специальных знаний и навыков в какой-либо сфере.

Граница профессии, число и виды входящих в нее специальностей изменчивы, подвижны. Нарастающая специализация труда под воздействием научно-технического прогресса сочетается и взаимодействует с формированием групп родственных профессий, появлением «сквозных» профессий, свойственных различным отраслям производства. В процессе интеллектуализации трудовой деятельности возрастает специализация внутри профессий умственного труда, в то время многие его виды «технизируются» благодаря применению современных компьютерных, множительных и т.п. устройств. В результате растущее число профессий занимает пограничное положение в общественном разделении труда, сочетая в себе его виды.

Словарь профессий для проведения переписи населения СССР в 1926 г. насчитывал 10300 наименований, 1939 г. – около 19 тыс., в 1959 г. – до 30 тыс. и в настоящее время – более 40 тыс. наименований профессий. Ежегодно в нашей стране рождается более 500 новых профессий, содержание труда действующих профессий обновляется, появляются совмещенные и интегрированные профессии и специальности, причем естественное отмирание старых профессий происходит медленнее, чем возникают новые.

На появление новых профессий влияют следующие факторы, связанные с изменением содержания и характера труда под влиянием научно-технического прогресса, внедрения новых технологий, в том числе информационных, их усложнения, перехода к рыночным экономическим отношениям, изменения форм организации производства и труда, условий подготовки работников:

- изменение функций труда. Простые, узкие, однообразные функции специализированного труда при обслуживании станков, конвейеров сменяются комплексом новых, более сложных функций по управлению, контролю, наладке, ремонту, программированию роботизированного производства;

- уникализация труда сопровождается ростом числа наименований профессий, не имеющих аналогов, которые требуют от работников высокой квалификации и в то же время создают особую форму мобильности, проявляющуюся в пределах избранной однажды профессии;

- изменение в структуре квалификационного комплекса работника. В условиях динамичного общественного производства в деятельности работников наряду с навыками и умениями, зависящими от опыта работы, все большее значение приобретает знание современных методов решения возникающих проблем.

В соответствии со степенью сходства содержания трудовой деятельности выделяют родственные, смежные и несмежные профессии.

Родственные профессии характеризуются общностью знаний, умений, навыков и трудовых операций по видам выполняемых работ. Под группой родственных профессий понимается совокупность близких друг другу профессий, объединенных общностью содержания, орудий и предметов труда, сходством технологических процессов, а также общностью научно-технических, экономических и организационных основ производства. В качестве примера родственных профессий можно привести профессии слесаря-ремонтника и слесаря-инструментальщика, а в качестве примера группы родственных профессий - группу слесарных профессий, включающую в себя несколько десятков различных профессий, объединенных общностью труда.

Смежные профессии – это профессии, объединенные в одном технологическом процессе. Смежные профессии представляют собой близкие друг другу профессии, характеризующиеся общностью содержания труда, сходством технологических процессов, а также общностью научно-технических, экономических и организационных основ производства. Смежные профессии различаются между собой, как правило, орудиями и предметами труда. В качестве примера смежных профессий можно привести профессию станочника широкого профиля и наладчика станков и оборудования.

Третья группа элементов, характеризующая профессию, свидетельствует об официальном общественном её признании, т.е. об институционализации. Институционализация профессии – это официальное отнесение её к системе общественного разделения труда. На основе такого отнесения вырабатывается специальный статус профессии, который характеризует официальное или неофициальное признание её необходимости и популярности.

Для конституирования профессии необходимы два условия: определенное обособление деятельности, определенная степень дифференциации деятельности и закрепление этой деятельности за отдельной социальной группой, которая использует её в качестве источника средств к существованию. Другими словами, дифференцированное содержание труда и его экономическая функция являются двумя началами профессии.

Описание профессии, т.е. составление её образа, осуществляется в ходе профессиографии, которая представляет собой совокупность методов описания профессий и специальностей с учетом требований, предъявляемых к человеку, и оптимальных условий (гигиенических, технологических, информационных) организации его труда. При профессиографировании всегда изучаются признаки объектов, являющихся центральными составляющими какого-либо трудового процесса: субъекта труда, предмета, задач, орудий и условий труда.

Профессиография строится на профессиографическом анализе, т.е. методе установления требований профессии к работнику, его возможностям и способностям. Анализу подвергается вид памяти, мышления, особенность восприятия, широта поля зрения, скорость реакции, темперамент и т.п. В результате такого анализа разрабатываются профессиограммы.

Профессиограмма представляет собой документ, содержащий описание конкретной профессии, раскрывающий содержание профессионального труда и требований, которые она предъявляет к человеку. Она бывает в виде профессиокарты или полной профессиграммы.

Разработка профессиограмм ведется на основе следующих принципов:

- комплексного подхода в изучении профессиональной деятельности;

- целенаправленного составления профессиограммы, подчиненного достижению конкретной практической цели;

- типизации и дифференциации профессиографических характеристик, отражающих типовые и специфические признаки профессии, реального отражения состояния профессии в конкретных социально-экономических условиях;

- учета перспектив профессионального роста и карьеры; - надежности, предполагающей описание профессий в экстремальных и нестандартных условиях;

- научности (профессиограмма должна разрабатываться на основе системного, личностного и деятельностного подходов).

Основными направлениями профессиграфического исследования являются: общее знакомство с производственным процессом, более детальное его изучение и описание; описание конкретных рабочих мест, анализ деятельности на конкретном рабочем месте; психологический, физиологический и антропометрический анализ рабочих движений; пооперационный анализ трудовой деятельности; фотографии рабочего дня, хронометраж; изучение индивидуального стиля деятельности; анализ ошибочных действий; оценка санитарно-гигиенических условий труда; динамика работоспособности за смену, неделю, более длительный период.

В процессе трудовой деятельности раскрывается содержание профессии, происходит её общественное признание, институционализация, официальное отнесение её к системе общественного разделения труда. На основе такого отнесения вырабатывается социальный статус профессии, который характеризует официальное или неофициальное признание её необходимости и популярности.

Под представлением о профессии понимается совокупность знаний субъекта о характеристиках, отражающих социально-экономическую, производственно-техническую и социально-психологическую стороны профессии. К ним следует отнести: а) в профессиональном плане - знания субъектом содержания работы, условий труда, требований, предъявляемых к психофизиологическим, интеллектуальным и моральным качествам человека; б) в личностном – знания об ориентации на собственные возможности и способности, их соответствие избранной профессии; в) в социальном – знания об осведомленности субъекта о таких аспектах профессии, как ее общественная значимость, оплата, перспективы профессионального и социального роста, возможности выбора социально-экономических условий работы, объективная потребность в специалистах выбранной профессии.

Престиж профессий является феноменом общественного сознания (общественная оценка профессии), в котором опосредованно отражается существующая в обществе иерархия профессий, видов трудовой деятельности, определяемая различиями в степени сложности и ответственности труда, продолжительностью необходимого для него профессионального образования, уровнем его оплаты. По сути, это более или менее адекватное отражение объективных характеристик и перспектив развития той или иной профессии как в содержательном, так и в социально-стратификационном аспектах профессий. При этом престиж профессии обладает относительной самостоятельностью от отражаемого им объективного положения профессий, а шкала престижа профессий – относительной устойчивостью[35].

Престиж профессии является составным элементом представления о профессии, наиболее связанным с социальным аспектом самоопределения. Престиж профессий в значительной мере определяется возможностями, которые реально представляет профессиональный труд в конкретных условиях жизни человека. Возможности профессионального самоопределения не одинаковы в городе и селе, в областных центрах и в поселке. Они существенно различны на предприятиях разной формы собственности. В одних случаях их выбор достаточно широк, в других отсутствует и тогда стабильность становится вынужденной.

В многомерном содержании социального престижа профессии можно выделить три основных измерения: 1. Содержательность и творческий потенциал профессии. 2. Социальные и стратификационные возможности профессии (оплата, уровень доходов и т.д.), перспективы карьеры. 3. Динамика профессий и престижа; ретроспективные, актуальные и перспективные аспекты профессии. Все эти факторы составляют ядро детерминации профессиональных ориентаций как социально и социокультурно обусловленного процесса. Они опосредуются ценностными ориентациями и способностями личности, а также фактором доступности (вузы, рабочие места).

Привлекательность профессии - это как бы взвешенная сумма оценок того, насколько и как конкретная профессия может удовлетворить определенную личную потребность, причем веса в этой сумме определяются иерархией потребностей индивида и разделяемой им системой ценностей. На степень привлекательности влияют следующие особенности отдельных групп профессий: профессии умственного труда предпочтительнее профессий физического труда; более привлекательны профессии, требующие сложного труда; новые профессии популярнее старых; профессии, требующие проявления особых личностных качеств: находчивости, смелости, риска, - более привлекательны; профессии, связанные с особыми условиями, с особыми требованиями, - более привлекательны.

Социальное содержание профессии раскрывается через понятие профессионализация. В широком социальном смысле профессионализация понимается как создание и развитие социальных институтов, а также правил и норм, связанных с формированием профессиональной структуры общества, с ростом общих требований к специализации работника. В узком смысле процесс профессионализации означает формирование профессиональных позиций и ролей, профессиональных групп и структур. В индивидуальном смысле профессионализация означает пригодность человека к выполнению данной профессиональной роли.

Профессионализация является следствием непрерывно развивающегося процесса разделения труда и проявляется в быстром росте количества различных профессий и специальностей, что связано прежде всего с обогащением их содержания. К основным особенностям профессионализации следует относить: а) гармоничное соединение способностей работника как общих, так и специальных видов труда; б) усиление тенденции возрастания сложности и интеллектуализации всех видов трудовой сферы и объема выполняемых функций одним человеком; в) необходимость создания и функционирования гибкой, способной к непрерывному совершенствованию системы профессионального образования и профессиональной подготовки работников всех сфер деятельности.

Профессионализация проявляется на личностном и социальном уровнях. На личностном уровне профессионализация представлена теми изменениями, которые характерны для человека при овладении им профессиями и специальностями. Изменения эти многогранны. Они затрагивают как духовный мир человека, так и нередко его внешний облик, зачастую влияют на формы его поведения, состояние здоровья и т.д. Этот уровень тесно связан и постоянно взаимодействует с социальным уровнем профессионализации.

Социальный уровень характеризуется теми изменениями, которые происходят в обществе в результате развития труда, обретения им профессиональной формы, зарождения элементов, а затем и сферы профессиональной культуры и целого ряда других процессов и механизмов, призванных на уровне общества, организации управлять последовательностью включения человека в сферу профессиональных видов труда, рационально использовать его профессиональные возможности, опыт.

Профессионализация труда способствует развитию профессионализма. Профессионализм – высокий уровень, овладение в совершенстве каким-либо видом деятельности (профессией, специальностью и т.п.). Это реализованная способность работника, соответствующая требованиям производства и работодателя, важнейшая качественная характеристики работника как носителя рабочей силы.

Профессионализм работника оценивается на основании двух параметров: а) формальной квалификации, б) реальной квалификации. Формальная квалификация представляет собой совокупность теоретических знаний, приобретенных в школе, колледже, вузе, на курсах повышения квалификации и т.п. Вместе с тем формальная квалификация выпускников оценивается с учетом престижа учебного заведения, в котором они обучались. Реальная квалификация представляет собой совокупность практических навыков и умений и теоретических знаний.

Термин «профессионализм» находится в близком родстве с понятием «профессионал». Н. Смелзер связывает понятие «профессионал» с понятием «специалист»: «термин «профессионал» означает, что человек знает и любит свое дело. Все профессионалы…придерживаются определенных принципов… Многие профессионалы имеют высокий статус, преданы своему делу и чувствуют удовлетворение от работы. Полупрофессионалы…имеют «промежуточный» статус и могут иметь некоторый дискомфорт на работе»[36].

Профессионалы – представители особого социального слоя, обладающие следующими характеристиками: 1) занятость на основе применения навыков, базирующихся на теоретическом знании; 2) специализированное образование и обучение этим навыкам; 3) особая компетентность, гарантированная сданными экзаменами; 4) наличие определенного кодекса поведения, обеспечивающего профессиональную идентичность; 5) исполнение определенных служебных обязанностей на благо общества; 6) членство в профессиональной ассоциации. Эти категории могут пользоваться также для измерения той степени, в которой то или иное занятие приближено к категории «профессия».

В настоящее время процесс профессионализации охватил практически все сферы трудовой деятельности, в результате чего профессия стала социальным институтом, а принадлежность к профессиональной группе – главным средством социальной идентификации. При этом наличие квалификации и специальной подготовки полагается обязательным и всеобщим признаком профессии. Кроме того, предполагается возможность свободного выбора профессии для всех членов общества, а профессия выступает формой реализации жизненного призвания человека.

Официальное удостоверение о приобретении профессии, которое получает работник, фиксирует его профессиональную роль, которая представляет собой часть социальной роли. Последняя значительно шире и охватывает помимо профессиональной и другие формы активности: участие в управлении, в общественной жизни коллектива, в системе межличностных коммуникаций и т.д.

Профессиональная группа – это совокупность работников, связанных единым производственным процессом, близким по содержанию профессиональными ролями и имеющих специфические групповые интересы и ценности.

Профессиональные группы, как правило, располагают особой культурой (субкультурой), внешним выражением которой может быть профессиональный язык, состоящий из специальных оборотов и терминов, понятных членам группы и отличающих данную группу от других профессиональных групп. Профессиональная культура включает также особые формы солидарности представителей данной профессии, входящих в разные организации (солидарность шахтеров, рыбаков, медиков). Профессиональная солидарность не имеет локализованных групповых ограничений и распространяется на всю профессиональную среду (рабочая среда, творческая среда). Здесь фиксируются профессиональные признаки, распространяемые, в конечном счете, на всех участников соответствующих видов труда.

Понятие «профессиональная структура» выражает организационный аспект соединения профессии с трудовыми процессами. Профессиональная структура - совокупность социальных групп, критерием выделения которых является распределение работников на основании их принадлежности к определенному типу деятельности (профессии), а также система взаимосвязей между этими группами. Профессиональная структура базируется на профессиональном разделении труда, отражающем производственно-технологическую сторону и функциональное содержание труда. В результате профессионального разделения труда идет процесс обособления профессий, а внутри них – выделение специальностей. Профессиональная структура находится во взаимосвязи с социальной структурой общества, поскольку профессиональное разделение труда тесно связано с его общественным разделением. Поэтому профессиональная структура часто рассматривается и в этом ракурсе – как социально-профессиональная структура. Профессиональное разделение труда связано со всеми видами общественного разделения труда, в особенности с отраслевым и квалификационным. Отсюда тесная взаимосвязь профессиональной структуры с отраслевой структурой. Каждой отрасли экономики соответствует определенная группа профессий. Существуют профессии, общие для нескольких отраслей («сквозные» профессии). Наряду с профессиональной структурой отраслей и сфер хозяйственной деятельности выделяют профессиональную структуру регионов (территорий) и отдельных предприятий.

Профессиональная структура является одной из форм социальной организации предприятия, учреждения и т.п. Внутри предприятия профессиональная структура имеет официальную форму штатного расписания, конкретизированного по уровням организации (предприятие, цех, отдел, участок). В первичном коллективе профессиональная структура может быть представлена расположением индивидуальных ролей работника в трудовом потоке. Такая структура соответствует функциональной схеме рабочих мест и связанных с ними требованиям специализации. В профессиональной структуре различия между работниками выступают как одна из форм социальных различий.

Профессиональная структура является достаточно динамичной. С течением времени в обществе возникают новые профессии. Происходит постоянный рост их числа, а также числа специальностей и занятий. Несколько более медленными темпами протекает обратный процесс – естественный процесс отмирания устаревших профессий. Происходит сужение либо расширение профессиональных групп по числу работников, меняется место этих групп в иерархии профессий.

Профессиональная мобильность – переход индивида или профессиональной группы из одной профессиональной позиции в другую. Существуют два основных типа профессиональной мобильности – горизонтальная и вертикальная. Под горизонтальной профессиональной мобильностью подразумевается переход индивида из одной профессиональной группы в другую, расположенную на том же уровне в плане оплаты и престижности профессии. Под вертикальной профессиональной мобильностью подразумеваются те отношения, которые возникают при перемещении индивида из одного профессионального пласта в другой.

В зависимости от направления перемещения существуют два типа вертикальной профессиональной мобильности: восходящая и нисходящая, т.е. профессиональный подъем и профессиональный спуск. Восходящие течения существуют в двух основных формах: овладение индивидом более высокой профессиональной позицией или обучение профессиональной группы, к которой принадлежит индивид, новой перспективной профессии и перемещение этой группы на новый профессиональный уровень. Нисходящие течения также имеют две формы: первая заключается в переходе индивида с более высокой профессиональной позиции на более низкую; другая форма проявляется в деградации профессиональной группы в целом, в понижении её ранга на фоне других профессиональных групп.

Классификация профессии. С.П. Струмилин в 1920-е годы классифицировал профессии по степени самостоятельности человека в труде: 1) автоматический рефлекторный труд (например, вертельщик ручки веялки, ручной мельницы и т.д.); 2) полуавтоматический привычный труд (например труд машинистки, телеграфиста); 3) шаблонно-исполнительский труд – по указке (например, работа на станке, работа тапера, конторщика, счетовода): 4) самостоятельный труд в пределах задания (например, работа инженера, учителя, врача, журналиста); 5) свободный творческий труд (например, работа в области искусства, работа ученого, организатора хозяйства, политического деятеля)[37].

Наиболее традиционными основаниями для классификации профессий могут служить:

- характер труда (профессии преимущественно умственного и преимущественно физического труда; или ручного, механизированного и автоматизированного);

- сложность выполняемой работы, требующая определенного уровня квалификации работника (профессии высококвалифицированного, квалифицированного, малоквалифицированного и неквалифицированного труда);

- характер выполняемых функций (профессии вспомогательные, обслуживающие, основные).

Е.А. Климов предложил психологическую классификацию (типологию) профессий, где в качестве критерия выступает отношение человека (субъекта труда) к предмету труда. Все профессии соотносятся с пятью основными группами:

1. Человек - живая природа. Представители этого типа имеют дело с растительными и животными организмами, микроорганизмами и условиями их существования. Примеры: агроном, зоотехник, ветеринар, микробиолог.

2. Человек – техника (и неживая природа). Работники имеют дело с неживыми, техническими объектами. Примеры: слесарь-сборщик, инженер-механик, электрослесарь, инженер-технолог.

3. Человек – человек. Предметом интереса, распознания, обслуживания, преобразования являются социальные системы, сообщества, группы населения, люди разного возраста. Примеры: врач, учитель, парикмахер, продавец.

4. Человек – знаковые системы. Естественные и искусственные языки, условные знаки, символы, цифры, формулы занимают представителей профессий этого типа. Примеры: программист, математик, языковед, редактор издательства.

5. Человек – художественный образ. Явления, факты художественного отображения действительности – вот что занимает представителей этого типа профессий. Примеры: художник-декоратор, художник-реставратор, актер драматического театра, артист балета[38].

Эти пять типов профессий разделяют по признаку целей на три класса: 1) гностические профессии; 2) преобразующие профессии; 3) изыскательские профессии.

По признаку основных средств труда в рамках каждого класса могут (но не всегда) выделяться четыре отдела: 1) профессии ручного труда; 2) профессии машинно-ручного труда; 3) профессии связанные с применением автоматизированных систем; 4) профессии, связанные с преобладанием функциональных средств труда.

По условиям труда Е.А. Климов делит профессии на четыре группы: 1) работа в условиях микроклимата, близких к бытовым, «комнатным»; 2) работа, связанная с пребыванием на открытом воздухе в любую погоду; 3) работа в необычных условиях на высоте, под водой, под землей, при повышенных и пониженных температурах и т.п.; 4) работа в условиях повышенной моральной ответственности за жизнь, здоровье людей, большие материальные ценности.

Каждой группе профессий присущи свои профессионально важные качества, которые определяют успешность выполнения деятельности и профессиональную пригодность специалиста.

За рубежом на сегодняшний день наиболее известна и популярна типология Дж. Холланда, основанная на сопоставлении типов личности и типов профессиональной среды. Он выделяет следующие основные типы (типы личности и типы профессиональной среды): реалистический тип (техника, мужские профессии) – Р; интеллектуальный тип – И; социальный – С; конвенционный (знаковые системы, требующие структурированности) – К; предпринимательский – П; артистический тип – А.Предполагается, что определенному личностному типу должен соответствовать свой тип профессиональной среды, что обеспечивает более полноценную реализацию работника в своем труде.

4.Трудовая мобильность: понятие, содержание и формы

Трудовая мобильность – это процесс, изменяющий место работника в системе общественного разделения труда, процесс смены места приложения труда работниками. Это процесс перемещения рабочей силы на новые рабочие места. Переход на новое рабочее место может сопровождаться изменением вида занятости (профессии), территории, работодателя.

Непосредственной причиной трудовых перемещений в каждом отдельном случае является несоответствие интересов, требований работника конкретному месту приложения труда, а на уровне общества или в рамках глобального процесса трудовых перемещений – несоответствие между существующим распределением трудовых ресурсов по местам приложения труда и интересам, требованиями производства или работника.

Механизм процесса трудовой мобильности рассматривается применительно к единичному акту трудовых перемещений и в целом. Элементами единичного трудового перемещения являются работник, занимаемое им место приложения труда и место, которое он может занять. На уровне общества этими элементами становятся трудовые ресурсы, система мест приложения труда в обществе, распределение трудовых ресурсов между ними.

Трудовая мобильность происходит в рамках социальной структуры общества, способствует изменению этой структуры и подчиняется закономерностям её развития. Являясь одним из важнейших социальных процессов в сфере труда, трудовая мобильность способствует обеспечению народного хозяйства рабочей силой, содействуя тем самым повышению эффективности производства, т.е. выполняя экономическую функцию. Кроме того, в процессе трудовых перемещений реализуется и социальная функция, так как при этом совершенствуется социальная структура общества, полнее удовлетворяются потребности работников, связанные со сферой труда, создаются условия для развития личности работников.

В последние годы в России появились новые тенденции трудовой мобильности:

- увеличение абсолютного объема перемещающихся работников в связи со структурными преобразованиями экономики, появлением новых сфер приложения труда;

- возрастание динамики трудовой мобильности – увеличивается скорость перемещения больших масс людей из одной (функциональной, профессиональной, отраслевой) группы в другую;

- увеличение объема территориальной трудовой мобильности, вызванной трудоизбыточностью отдельных территорий, недостатком рабочих мест, неудовлетворенностью работающих социально-экономическими условиями труда. Этому способствуют либерализация режима прописки, развивающийся рынок жилья;

- наряду с общей направленностью движения «вверх» усилилась тенденция спускания «вниз» по иерархической лестнице профессий и должностей;

- горизонтальное движение также меняет направленность – преобладающие ранее перемещения из периферии в центр, из села в город ослабевают, но нарастают масштабы движения из центра на периферию, из города в село;

- усиливается общая тенденция маргинализации общества, что в сфере труда означает депрофессионализацию, деквалификацию, люмпенизацию немалой части работников.

Трудовая мобильность определяется способностью работников перестраиваться и приспосабливаться к меняющимся условиям производства, к смене трудовых функций, мест приложения труда.

Степень трудовой мобильности обусловлена следующими факторами:

1) необходимостью смены работы, определяемой, например, неудовлетворенностью заработной платой, условиями и режимом труда, климатом;

2) вложениями средств, связанными с работой и условиями жизни (наличием своего хозяйства, спецификой профессии);

3) желательностью нового места работы, обеспечивающего улучшение условий жизни и труда;

4) легкостью адаптации к новым условиям, определяемой связанными с нею расходами, квалификацией, опытом, возрастом;

5) обладанием информацией о вакансиях и степенью её достижения.

По своим последствиям процесс движения персонала далеко не однозначен. Для уходящих работников позитивными моментами являются: ожидаемый рост доходов на новом месте, улучшение перспектив карьеры, расширение связей, приобретение более подходящей по содержанию работы, улучшение социально-психологического климата. В то же время они в период трудоустройства теряют заработную плату, непрерывный стаж работы в организации и связанные с ним льготы, несут затраты на поиск нового места работы, подвержены трудностям адаптации и риску потерять квалификацию и остаться без работы.

Для остающихся работников появляются новые возможности продвижения, дополнительной работы и заработка, но увеличиваются нагрузки, теряются привычные функциональные партнеры, изменяется социально-психологический климат.

Трудовая мобильность может протекать в неорганизованной и организованной формах. При неорганизованной мобильности перемещение осуществляется по инициативе самих работников. Спонтанной формой движения является и текучесть кадров. Организованная форма мобильности отражает общественную необходимость перераспределения трудовых ресурсов между сферами т руда в зависимости от таких условий, как структурная динамика производства, освоение новых регионов, профессиональные изменения и т.д.

Организованные формы трудовой мобильности включают в себя следующие варианты практических действий:

- «планирование карьеры» - расписанный по времени процесс профессионального, квалификационного и должностного продвижения;

- ротация кадров – перевод работника на другие рабочие места в рамках организации;

- административный перевод работника или группы работников на другие предприятия как по месту жительства, так и с переменой места жительства;

- организованный набор и перемещение рабочей силы в рамках отраслевых (региональных) или федеральных программ;

- переселение социально-исторических общностей (наций, народностей, семей) и их трудоустройство.

Трудовая мобильность бывает разных видов. Важнейшим критерием классификации трудовой мобильности является её содержание, сущностные особенности. Среди них следует выделить, прежде всего, профессиональную мобильность (профессионально-квалификационные перемещения).

Профессиональная мобильность представляет собой вид социальной мобильности. Профессиональные перемещения осуществляются в пространстве профессий или профессиональных групп. Узкое толкование данного процесса предполагает, что сущностью профессиональной мобильности является изменение работником места в структуре профессиональных групп. Это изменение может иметь характер повышения уровня квалификации или освоения новой специализации в рамках избранной профессии, овладения смежной профессией, а также перемены профессии. Четыре перечисленных вида перемещений могут однозначно трактоваться как профессиональные перемещения.

Трудовая мобильность не исчерпывается профессиональной мобильностью. Профессиональные перемещения являются только одной из разновидностей перемещений работников в пространстве труда и занятости. Так, переход из одной организации в другую, то есть увольнение с места работы и поступление на другое место, которые не сопровождаются сменой профессии или области профессиональных занятий, правильнее описывать в терминах трудовой мобильности.

Профессиональная мобильность может быть рассмотрена на уровне индивида как процесс, который осуществляется на протяжении жизни человека. В этом случае стадиями профессиональной мобильности, накладывающимися на стадии жизни, являются:

- выбор профессии (в детском, подростковом, юношеском возрасте);

- получение основного профессионального образования (юношеский возраст);

- профессиональный рост в выбранной профессии, который отражается в повышении уровня квалификации, должности, освоения смежных профессий или специализаций в пределах выбранной профессии (стадия зрелости);

- новый профессиональный выбор и смена профессии (на разных стадиях жизненного цикла, возможно в зрелом возрасте, стадия имеет место только у некоторой части работников);

- прекращение профессиональной деятельности, уход из профессии (выход на пенсию).

Профессиональная мобильность может осуществляться внутри секторов экономики (внутрисекторная) и между секторами экономики (межсекторная). Смена профессии, повышение квалификации, освоения смежной профессии может быть также связано с перемещением по рабочим местам внутри отрасли или между отраслями. В этом случае профессиональная мобильность приобретает характер внутриотраслевой или межотраслевой.

По критерию субъектов, которые осуществляют перемещения, профессиональная мобильность делится на индивидуальную и групповую. В первом случае перемещения осуществляет индивид, во втором – группа. Профессиональная мобильность, будучи осуществляемой отдельными индивидами, становится групповой, когда представители одной и той же профессии, профессиональной группы или сферы занятости начинают перемещаться массово или относительно большими группами. Такие групповые перемещения характерны для социально-демографических групп (половых, возрастных). Примером групповой мобильности работников сферы науки стала так называемая «утечка мозгов» - процесс оттока научных кадров из российской науки в другие страны.

Исходя из вышесказанного, по этому критерию профессиональная мобильность может быть естественной и искусственной. Во втором случае субъекты управления создают искусственные потоки профессиональных перемещений. На уровне предприятий или организаций примером искусственной профессиональной мобильности служит переквалификация работников, которая сопровождает перепрофилирование производства.

Профессиональная мобильность может быть добровольной и вынужденной. Мобильность российского работающего населения на этапе перехода к рыночной экономике во многом определялась неблагоприятными факторами и потому имела место в массе своей вынужденный характер. Это актуализирует вопрос о том, какие из социально-экономических факторов действуют как факторы, вынуждающие к перемещениям, вопреки воле и желаниям работника. На уровне индивида социально-экономические факторы, вынуждающие к профессиональным перемещениям, воспринимаются и объективно являются негативными. С позиции развития общества, экономики, отраслей, организаций и предприятий они не обязательно являются таковыми. Для общества, экономики, отдельной отрасли, отдельных предприятий они могут иметь как негативный, так и позитивный характер.

Диапазон профессионально-квалификационных перемещений определяется у рабочих дифференциацией профессий труда разной степени квалификации, у специалистов и служащих – дифференциацией профессий и должностей. Перемещения могут быть межпрофессиональными, междолжностными, перемещения из одной категории персонала в другую (из рабочих в служащие или из служащих в рабочие).

Обобщая отечественный и зарубежный опыт рационального использования рабочей силы, можно выделить следующую классификацию видов профессиональной мобильности:

1. По причинам смены профессии:

- на плановой основе;

- по инициативе работника.

2. По степени органической (генетической) связи прежней и новой профессии:

- родственные (смежные);

- отдаленные;

- весьма далекие.

3. По организационным формам проявления:

- заполнение вакантных рабочих мест;

- продвижение (планирование карьеры);

- организация труда.

4. По занятости работников, участвующих в мобильности:

- занятые на рабочем месте;

- высвобождаемые.

5. По уровню сложности новой профессии по сравнению с прежней:

- равной сложности;

- менее сложная;

- более сложная.

К профессионально-квалификационным перемещениям относят внутрипрофессиональные, или квалификационные, хотя они далеко не всегда влекут за собой смену места приложения труда и, таким образом, не являются в буквальном смысле трудовой мобильностью. Эти перемещения характеризуют изменение позиции работника в квалификационной иерархии рабочих мест, во всей системе общественного разделения труда.

Специфическими функциями профессионально-квалификационных перемещений являются их более тесная связь с социальными перемещениями, их влияние на совершенствование социальной структуры общества, вследствие того что принадлежность к определенной профессии, как правило, обусловливает принадлежность к определенному социальному слою. В процессе профессионально-квалификационных перемещений ведущей тенденцией является переход от профессий менее сложных к более сложным, от выполнения менее квалифицированных работ к выполнению более квалифицированных. Именно это и влияет на совершенствование социальной структуры общества.

Особенностью межпрофессиональных перемещений на современном этапе является то, что к ним относится не только собственно переход от одной профессии к другой, но и овладение дополнительными профессиями. Овладев дополнительной профессией, работник может частично или даже полностью замещать еще одно рабочее место. Это может быть реализовано периодически, по мере необходимости или постоянно.

Междолжностные перемещения чаще всего связаны с изменением места приложения труда. Так, инженер становится мастером, начальником цеха, отдела и т.д. Но в системе междолжностных перемещений есть и такие, которые, подобно квалификационным, не влекут за собой буквальных перемещений. Инженера выдвигают на должность старшего инженера, т.е. происходит расширение и усложнение выполняемых функций без смены места работы.

Мобильность специалистов может проявляться в следующих формах:

- смена должностей, отличающихся содержанием работ;

- изменение специализации работников, области их профессиональной деятельности (например, специализации на той или иной функциональной деятельности, видах технологии, узлах с разным функциональным назначением и т.д.). При этом должность может не меняться, а широта кругозора и творческих возможностей специалистов позволяет в силу необходимости менять их расстановку по видам работ;

- совмещение специалистами должностей и профессий. Особенно часто этот вариант встречается на малых предприятиях, когда из-за малой численности работнику приходится выполнять разнообразные виды работ, относящиеся к различным должностям. Такое разделение труда, а по сути дела его совмещение требует от работника достаточно высокой подготовленности.

По своей сути совмещение должностей предполагает выполнение в течение рабочего дня нормальной продолжительности на одном и том же предприятии помимо установленных обязанностей по занимаемой должности дополнительных работ, относящихся к другим (одной или нескольким) профессионально-должностным группам.

Совмещение должностей характеризуется рядом признаков:

- степенью освоения новой должности (выступает как полное или частичное выполнение всех должностных обязанностей по совмещаемой должности или отдельных работ);

- функциональной принадлежностью совмещаемых должностей (в рамках одной и той же профессии или подсистемы управления);

- количеством совмещаемых должностей или профессий в их увязке с функциональным разнообразием.

Территориальная мобильность изменение рабочего места, сопровождаемое географическим перемещением. В основе территориальных перемещений, с одной стороны, лежит объективный процесс развития производительных сил общества, а с другой – интересы развития личности, семейные мотивы. Территориальные перемещения происходят между экономическими районами, населенными пунктами и внутри них. Они выполняют функции роста подвижности, перераспределения и селекции населения. Эти перемещения способствуют расширению кругозора работников, накоплению знаний, обмену трудовыми навыками и опытом, развитию личности. Как правило, более подвижное население социально более активно.

Смысл перераспределительной функции территориальных перемещений в том, что они оказывают непосредственное влияние на размещение трудовых ресурсов, способствуя повышению эффективности производства, вызывая сдвиги в основных демографических процессах. Однако реализация перераспределительной функции требует определенных затрат и вызывает некоторые потери: длительный отрыв от участия в общественном производстве, рост затрат на переквалификацию, локальное снижение производительности труда.

Селективная функция позволяет более полно использовать профессиональные навыки и специальную подготовку работников, направлять квалифицированную рабочую силу туда, где в ней есть потребность, а также способствует изменению социального положения работников.

Отраслевые (межотраслевые) перемещения вызываются к жизни обособлением отдельных сфер и отраслей общественного производства, их спецификой, выражающейся прежде всего в особенностях процесса труда: интенсивности, сложности, важности продукта труда отрасли для удовлетворения различных общественных потребностей. Основой отраслевых перемещений является разный «потребительский» и «социальный» потенциал совокупности рабочих мест различных отраслей, т.е. комплекс материальных, социальных и духовных благ, характеризующих эти места.

Функции межотраслевых перемещений особенно противоречивы. С одной стороны, эти перемещения обеспечивают рабочей силой прогрессивную перестройку отраслевой структуры производства, с другой – они могут усиливать явления несбалансированности в развитии народного хозяйства.

Внутриорганизационные, или внутризаводские, перемещения обусловлены тем, что каждая организация представляет собой сложную социо-технико-экономическую систему рабочих мест, постоянно изменяющуюся под влиянием научно-технического прогресса. Поэтому каждая организация располагает возможностями для установления большего соответствия между требованиями рабочих мест и качественно развивающейся рабочей силой, а также для удовлетворения разнообразных потребностей работников. Внутризаводские перемещения осуществляются между подразделениями (цехами, участками), внутри подразделений между рабочими местами, между профессиями, должностями, категориями.

Внутриорганизационное движение персонала может носить стихийный характер, когда осуществляется по инициативе самих работников, пытающихся путем смены рабочего места или профессии удовлетворить свои личные интересы: улучшить условия труда, получить большие возможности для реализации своего квалификационного потенциала, добиться увеличения заработной платы. Но внутриорганизационное движение персонала может быть и управляемым, когда перемещение работников по рабочим местам организации осуществляется в рамках кадровой политики, предусматривающей кадровое планирование, планирование трудовой карьеры, с оказанием при переходе необходимого содействия в переподготовке или повышения квалификации.

Способствуя перегруппировке персонала в соответствии с требованиями организации, это движение выступает в то же время одним из возможных способов изменения индивидуальных условий приложения труда, средством разрешения противоречий между интересами работников и возможностями их реализации на прежнем месте, условием развития работника как личности. С его помощью достигается обновление, изменение структуры совокупного работника, его качественное совершенствование.

Специфической функцией внутризаводских перемещений является их воздействие на перемещение работников за пределы предприятия: чем выше масштабы и выше уровень организации внутризаводских перемещений, тем меньше внешняя текучесть кадров.

Различные виды перемещений тесно с вязаны друг с другом и практически не происходят в чистом виде. Территориальные перемещения одновременно могут быть профессионально-квалификационными и отраслевыми, отраслевые – территориальными и профессионально-квалификационными. Лишь внутризаводские перемещения могут быть только профессионально-квалификационными.

Все виды трудовой мобильности различаются по субъекту: перемещается либо индивид, либо группа.

Под трудовой миграцией понимается, во-первых, текучесть кадров, т.е. индивидуальные перемещения с одного предприятия на другое в рамках одного города или региона, во- вторых, индивидуальные и групповые перемещения граждан одного государства из одного региона в другой с целью получить работу и заработок, а также граждан разных государств из одной страны в другую с той же целью. В последнем случае используется также термин «экономическая миграция». Если украинец приезжает в Россию на заработки, а россиянин отправляется заработать в Америку, то такие перемещения именуют как трудовой, так и экономической миграцией.

К экономической миграции надо относить только такие виды горизонтальной мобильности, причиной которой выступает только необходимость заработать на жизнь вообще или больше, чем у себя на родине.

К трудовой миграции правильнее относить такие виды социальных перемещений, которые вызваны комплексом причин, в том числе, помимо заработка, желанием улучшить условия труда, приблизить место работы к месту жительства, изменить социально-психологическую атмосферу, сложившуюся на прежнем месте работы, повысить квалификацию, получить более интересную и перспективную работу и др. Разновидностью трудовой миграции выступает текучесть кадров и более широкое понятие текучесть рабочей силы.

Текучесть рабочей силы – индивидуальные неорганизованные перемещения работников между предприятиями (организациями). Одна из форм движения трудовых ресурсов, которая проявляется в форме увольнений работников предприятий преимущественно вследствие их неудовлетворенности какими-либо сторонами трудовой деятельности или быта. Эта неудовлетворенность формируется под действием системы факторов объективного и субъективного порядка.

Текучесть рабочей силы, или её стихийный перелив от одной точки к другой, воз


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.045 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал