Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Личностные качества, необходимые для профессиональной социальной работыСтр 1 из 3Следующая ⇒
1. Знания, необходимые для оказания профессиональной помощи и услуг отдельным лицам, группам, организациям или обществу. Это знания о поведении человека, социальной политике и программах, ценностях и этике, о способах выработки оценки собственной практики. 2. Навыки анализа конкретной ситуации, облегчения проблем клиента, защиты его интересов и других соответствующих способов взаимодействия с людьми, которые ищут помощи и которым необходимо оказать ее. 3. Поддержка таких ценностей, как гуманность, справедливость, самоопределение, конфиденциальность, антидискриминация и честность в профессиональной деятельности. 4. Сознательное и разумное использование собственных личностных качеств и дифференцированное применение навыков общения в профессиональных целях. 5. Признание и принятие того факта, что часто один человек должен брать на себя ответственность за создание новых организаций и общественных институтов, если они необходимы для всех. 6. Глубокая и искренняя заинтересованность в клиентах и работе с ними. 7. Настрой на работу в трудных условиях и решение сложных социальных проблем.
Психологическое консультирование в социальной работе автор руководства по практике социальной работы, изданного Британской ассоциацией социальных работников в качестве учебника, В. Колшед приводит следующий перечень качеств эффективного консультанта (Соulshed, 1991, р. 45): 1. Эмпатия, или понимание, — усилие увидеть мир глазами другого человека. 2. Уважение — такое отношение к другому человеку, которое подразумевает веру в его способности справиться с проблемой. 3. Конкретность, или способность быть определенным и точным, — способ коммуникации с другим человеком, при котором имеет место все углубляющаяся ясность в отношении своих высказываний. 4. Знание себя и принятие себя, а также готовность помочь в этом другому. 5. Подлинность — способность быть настоящим во взаимоотношениях. 6. Конгруэнтность — совпадение того, что сообщается вербально, с языком тела. 7. Непосредственность («immediacу» — способность делать что-то немедленно, без оговорок, посредников и откладывания) - работа с тем опытом, который имеет место в процессе консультирования в настоящий момент, как с примером того, что имеет место и в повседневной жизни клиента. Все больше специалистов, занимающихся теорией психотерапии и консультирования, склоняются к мнению, что качество межличностных отношений между клиентом и психотерапевтом или консультантом является более важным фактором, чем то, какую именно философию, метод или технику исповедует и использует помощник: консультант или психотерапевт.
Каждый человек, берущийся оказать помощь другому, должен иметь определенную модель того, что он собирается делать, даже если эта модель почти не сформулирована им самим для себя. - Цели помощи должны быть определены, несмотря на то что они могут существенно меняться в процессе оказываемой помощи и варьировать в широком диапазоне: от помощи клиенту почувствовать себя лучше до научения его оказывать психологическую помощь самому себе. Л. Бреммер (Вгаmmег, 1973) считает, что помощник при построении своей собственной теории помощи проходит три стадии. На первой стадии он отражает и перерабатывает личный опыт, начинает осознавать свои ценности, нужды и потребности, стиль коммуникации и характер воздействия на окружающих. Затем или наряду с этим он изучает труды других теоретиков и практиков и то, как они осознавали свой личный опыт и использовали его для построения собственных теорий. II в завершении помощник объединяет первое и второе в свою уникальную теорию. Общие описательные модели помощи. Так, Р. Кархаф распространил идеи К. Роджерса относительно психотерапии на помощь в целом. Он описал три стадии помощи - когда клиенту помогают: а) исследовать, б) понимать и в) действовать, а также навыки, необходимые помощнику на каждой из этих стадий (Сагкhuff', 1974). Л. Лоугари и Т. Рипли (Lougary, Ripley 1977) продолжили тенденцию демистификации консультирования, предложив простую схему помощи (см. рис.), которая может быть адресована непрофессиональным помощникам наряду с профессиональными. Средства помощи включают в себя информацию, идеи и навыки (такие, как, например, слушание и отражение опыта). Стратегии - это планы того, как использовать средства, и первым шагом всегда является перевод формулировки проблемы в формулировку желаемого исхода. Четырьмя позитивными исходами являются: изменение эмоционального статуса клиента; развитие способности к пониманию; принятие решений; осуществление принятых решений. Таким образом, консультирование является процессом, в котором человек достигает более высокого уровня личной (личностной) компетентности. М. Катц (Каtz, 1969) писал, что консультирование занимается не тем, чтобы научить людей принимать мудрые решения, а тем, чтобы научить их принимать решения мудро. Именно таким образом можно достичь действительного самоусилeния (т. е. увеличения и более широкого использования собственного потенциала) клиента. В консультировании не поощряется пассивность и зависимость клиента. Напротив, создается ситуация, когда клиент чувствует себя принимаемым, услышанным, заслуживающим уважения и неоцениваемым. Это способствует развитию его доверия к самому себе и увеличивает его способность принимать собственные решения. Дискуссии между представителями различных школ. В части отношения к процессуальным характеристикам эти дискуссии можно кратко обозначить следующим образом: консультировать, анализировать или обучать? Как более молодое по сравнению с психоанализом и психотерапией направление психологическое консультирование испытало влияние методологических различий в подходах к проблемам личностного развития и человеческого страдания. Психоаналитические корни можно найти в методах консультирования детей и родителей в ситуациях задержек развития ребенка; в раннем вмешательстве («еаrlу intervention — работа с младенцем и его родителями); в консультировании по поводу расстройств питания (булимия, анорексия); в видах посттравматического консультирования, основанного на работе по разрядке предшествующих, часто детских, психологических травм (например, переоценочное соконсультирование X. Джекннса (Jackins, 1965)). Ряд консультантов, представляющих когнитивно-бихевиоральный подход, настаивают, что эффективное консультирование является по существу обучением или переобучением клиента. Они считают, что консультирование может увеличивать зависимость клиента от консультанта, если не ставить задачу обучения клиента жизненно важным для него навыкам. Так стали появляться программы обучения различным жизненным навыкам («Lifeskills Teaching Programmes»), например: «Как быть неагрессивно настойчивым», «Как эффективно организовывать свое время», «Как завязывать, поддерживать и заканчивать взаимоотношения», «Как быть позитивным по отношению к самому себе», «Как эффективно проживать жизненные изменения» и т. п. Подобные программы трансформируют понятие «компетентность» в понятие «способность обучаться» тем навыкам, которые позволят человеку действительно взять на себя заботу о своей жизни и/или о жизни другого человека. Авторы этих программ также считают, что эффективное обучение позволяет скорее предотвращать возможные кризисы, чем «лечить» и консультировать по их поводу (Норsоn, Sса11у, 1980). Так же как психолог может работать в различных профессиональных «амплуа» в зависимости от целей, задач и места работы (например, как исследователь, теоретик, эксперт, психотерапевт, консультант, психолог-тренер, преподаватель и др.). так и консультант в зависимости от целей, задач и места работы может в различной степени использовать преимущественно те или иные методы оказания помощи.
Можно выделить две существенно различные точки зрения социальных работников по поводу оценки ситуации и вмешательства в нее: 1. выделяет факторы окружающей среды и исключает роль эмоциональных факторов; 2. подчеркивает ведущую роль эмоций и отношений, но недооценивает важность социального окружения. Эта полярность остается непреодоленной и по сей день.
|