Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Современная теория процесса психоаналитического консультирования
бессознательном явлении, открытом 3. Фрейдом, которое всегда присутствует в консультативных и терапевтических отношениях, — о явлении переноса. Существует много определении понятия переноса; одной из первых фрейдовских формулировок была следующая: это заполнение пустоты из прошлого фигурой психоаналитика; позже было обнаружено, что в профессиях, связанных с помощью нуждающимся в ней людям, всегда возникает тот или иной перенос, т. е. бессознательное желание клиента удовлетворить свою неосознанную неудовлетворенную в прошлом потребность за счет человека, оказывающего ему в данный момент помощь (естественно, в силу своей неосознанности эта потребность может сильно отличаться от манифестируемой клиентом). Этим объясняются многие широко распространенные феномены, например психологическая зависимость от помощника, различного рода фантазии и неадекватно сильные чувства по отношению к нему. Если тот же бессознательный процесс начинается и у помощника (контрнеренос), то это часто влечет за собой неадекватные действия с его стороны и в конечном итоге может привести к широко известному профессиональному «выгоранию» специалиста. решением проблемы этой общей проблемы, по мнению психоаналитически ориентированных специалистов, является достижение структурных изменений в Эго, которые позволят ему отречься от его старых психологических защит или найти другой способ адаптации, который допускает более адекватную разрядку напряжения, создаваемого желаниями и влечениями. Если перенос должным образом обработан, он приведет к воспоминаниям, реконструкциям и пониманию и окончательному прекращению повторений. Существует много способов классификации различных форм реакций переноса. Обычно используются такие обозначения, как позитивный и негативный перенос. Название «позитивный перенос» относится к различным формам страстной привязанности, а также к реакциям симпатии, любви и уважения к значимому другому человеку, каковым часто становится помощник. Название «негативный перенос» применяется к различным разновидностям агрессии, гнева, антипатии, ненависти или презрения по отношению к тому же человеку. Другой, не менее важный термин, также введенный Фрейдом в 1912 г., — сопротивление — относится ко всем силам внутри пациента, которые находятся в оппозиции процедурам и процессам работы но изменению текущего положения вещей в его жизни. В большей или меньшей степени оно присутствует во всех актах человеческого поведения, так как сопротивления защищают status guo актуального состояния человека, в этом смысле они находятся в оппозиции к помощнику (психоаналитику, психотерапевту, социальному работнику и т. п.), хотя это ни в коей мере не означает, что целью помощи аналитической работы должна быть победа над сопротивлениями. Для психоаналитически ориентированного специалиста методически и этически будет приемлем принцип «идти вместе с сопротивлением». (Например, если социальный работник регулярно посещает семью с маленьким ребенком и видит, что мать спит до обеда оставляя ребенка ненакормленным, прямая «атака» подобного поведения матери вряд ли приведет к тому, что она станет более ответственна.) Существует много способов классификации сопротивлений. Наиболее важное практическое различие состоит в дифференциации Эго-синтонных сопротивлений от сопротивлений, чуждых Эго (Эго-дистонных). Если человек чувствует, что сопротивление чуждо ему, он может быть готов работать над ним, если же оно Эго-синтонное, он может отрицать его существование, преуменьшать его важность или рационализировать его появление, поэтому одним из важных шагов при анализировании сопротивления является превращение его в сопротивление, чуждое Эго. А. Адлера основана на идее, что психотерапия — совместное образовательное предприятие, в котором участвуют один или несколько терапевтов и один или несколько пациентов. Цель терапии — развить у пациента социальный интерес, для чего используется замена ошибочных социальных ценностей. Основной предмет подобного курса переобучения — пациент, его стиль жизни и отношение к жизненным задачам. Изучая свои «основные ошибки», пациент получает возможность решить: продолжать идти старыми путями или начать двигаться в других направлениях. Сторонники адлернанского подхода считают, что очень важен элемент свободы даже в самом факте выбора пациентом этих направлений- самоинтересом и социальным интересом, если же он выбирает для себя изменения, то образовательный процесс ставит своими целями: • воспитание социального интереса; • уменьшение чувства неполноценности, преодоление расстройств, определение, признание и использование собственных ресурсов; • изменение стиля жизни человека, т. е. степени осознания жизни и ее целей; терапевтическая цель — трансформация «крупных ошибок в мелкие»; • изменение ошибочной мотивации, которая лежит в основе даже приемлемого поведения, или смена ценностей; • поощрение индивидуума к признанию своего равенства среди людей; • содействие клиенту в том, чтобы стать более альтруистичным, помогающим, вносящим свой вклад человеческим существом.
|