Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Тоталитарный режим (тоталитаризм)
Идейные истоки тоталитаризма уходят своими корнями в древность. Изначально его трактовали как принцип построения целостного едино действующего общества. В VII—IV вв. до н. э. теоретики рационализации китайской политико-правовой мысли (легисты) Цзы Чань, Шан Ян, Хань Фэй и другие, отвергая конфуцианство, выступили с обоснованием доктрины сильного, централизованного государства, регулирующего все стороны общественной и частной жизни. При этом государственный контроль ими рассматривался в виде постоянной борьбы правителя с подданными. Общими отличительными признаками тоталитаризма являются стремление к всеобъемлющей организованности общества и полному контролю за личностью со стороны власти, к радикальному преобразованию всей общественной системы в соответствии с революционной по своему характеру социальной утопией, не оставляющей места для индивидуальной свободы и социальных противоречий. Если граждане государства целиком и полностью подчинены центру, сосредоточившему в своих руках политическую, экономическую, социальную и духовно-информационную власть, — это тоталитарный политический режим. Если же, напротив, общество как таковое контролирует власть во всех ее проявлениях, то это демократия в ее современном исполнении, особый тип политической системы. При этом нельзя забывать, что понятия «тоталитаризм» и «демократия» — во многом утопические, нормативные и в «чистом виде» нереализуемые. Более того, даже сама постановка вопроса, какой строй лучше, неправомерна, так как каждый политический режим имеет свои достоинства и недостатки. Тоталитаризм имеет свои идеологические предпосылки и психологические корни. К первым относятся утопические мечты трудящихся масс о справедливом общественном строе, где не будет имущественного и социального неравенства, эксплуатации человека человеком. Превращение тоталитарной утопии в единственно истинную идеологию — закономерный этап в развитии человечества. К психологическим корням тоталитаризма следует отнести открытый 3. Фрейдом механизм инфантилизма. Суть его заключается в том, что вполне взрослый человек в стрессовой ситуации способен подобно ребенку (лат. — инфант) делегировать свои права всемогущей сакральной Власти, отождествляемой им с Вождем-Отцом. Происходит слияние отдельного индивида с властью в форме искренней любви к диктатору. Главной предпосылкой тоталитарного политического режима обычно считают индустриальную стадию развития современного общества. В принципе с этим можно согласиться, но данное положение нуждается в уточнении. Два события XX в. породили полное господство государственной власти над отдельной личностью. Во-первых, усиление социального контроля благодаря развитым средствам транспорта и связи (железные дороги, телефон и телеграф и т.д.). Во-вторых, шаги в сторону создания новой, виртуальной реальности средствами телевидения и радиовещания сделали возможным манипулирование общественным сознанием путем прямого и непосредственного обращения Вождя-Отца к массам. Иначе говоря, отдельный индивид остался один на один с могучей, безжалостной и беспощадной государственной машиной. В целом тоталитарному режиму присущи следующие черты: 1. оптимистичная вера в возможности человеческого разума и, как следствие, — отождествление общества, этой сложной, саморегулирующейся на основе обратной связи социальной системы с относительно простой организацией. Отсюда — ошибочный вывод: обществом в целом можно управлять как большим заводом чисто административными методами, игнорируя обратные связи и связи внутри социума. Развитие горизонтальных структур, характерных для гражданского общества, не стимулировалось; 2. практически полное огосударствление экономики, проявившееся в замене рыночных отношений и конкуренции командно-административными методами управления в форме планирования в общегосударственном масштабе. В советском варианте — непримиримое отношение к частной собственности, тунеядству и нетрудовым доходам; 3. принудительная идеологизация всех сторон общественной жизни, в первую очередь — духовной сферы; нетерпимость к инакомыслию; 4. всемогущество власти на основе сращивания правящей партии с государством; 5. репрессивный характер режима: карательные органы находятся под контролем правящей партии.
|