![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Механизмы управленияСтр 1 из 3Следующая ⇒
Понятие менеджмента, общие принципы управления. Менеджер (англ. manage — управлять) — лицо, организующее конкретную работу определенного числа сотрудников в условиях рыночного хозяйства на основе современных методов управления. В современной рыночной экономике менеджер в основном является наемным управляющим. Продвижение по служебной лестнице современного менеджера, в отличие от классического предпринимателя - собственника, зависит не от доли капитала, вложенного в акции, а от личной предприимчивости и компетенции. Под словом «менеджмент» понимают несколько различающихся понятий: это и когорта современных управляющих (совокупность менеджеров), и наука управления, и деятельность по управлению. Менеджмент - система управления предприятием (учреждением, организацией), ориентированная на удовлетворение общественных потребностей посредством производства товаров и услуг в условиях рыночного хозяйствования. Цель менеджмента - достижение высокой эффективности производства, качества продукции и услуг при постоянном расширении и обновлении их номенклатуры. В широком смысле слова менеджмент означает стиль хозяйственной деятельности, поведение с использованием материальных и духовных ресурсов как внутри предприятия, так и в сфере маркетинга. Усложнение экономики ставит перед менеджерами все более сложные задачи, предъявляет высокие требования не только к их квалификации, но и к личности. Управление в настоящем и ближайшем будущем требует от менеджера следующих навыков и личных качеств: - способность управлять собой; - разумные личные ценности; - четкие личные цели; - постоянное личное самоусовершенствование; - навык решать проблемы; - изобретательность и способность к инновациям; - высокая способность влиять на окружающих; - знание современных управленческих подходов; - способность руководить; - умение обучать и развивать подчиненных; - способность формировать и развивать эффективные рабочие группы. Процесс управления имеет определенную технологию современного менеджмента, основанную на определении целей. В современном менеджменте цели выражают в виде моделей, конечных результатов, допускают и идеальные представления. Система или механизм управления основывается также на определении отправных принципов, методов и функций. Категории менеджмента: функция, субъекты и объекты, методы, виды, принципы. Механизмы управления
В народном хозяйстве, в том числе и в здравоохранении, в нашей стране до перехода на рыночные отношения ведущим методом управления был административно-распорядительный, приказной. Гораздо меньшее значение имел социально-психологический: - неумение управлять собой; - размытые личные ценности; - смутные личные цели; - остановленное саморазвитие; - недостаточность навыка решать проблемы; - недостаток творческого подхода; - неумение влиять на людей; - недостаточное понимание особенностей управленческого труда; - слабые навыки руководства; - неумение обучать; - низкая способность к формированию коллектива. Обучение менеджеров позволяет преодолевать перечисленные ограничения и развивать эффективное управление. Впервые научные методы управления применил Фредерик Тейлор, а основоположником классической школы в управлении считается Анри Файоль. Заслуга А.Файоля заключается в том, что он рассматривал управление как особый вид деятельности и определил общие функции управления. Американский социолог Мери Паркер Фоллет первой определила менеджмент как «обеспечение выполнения работы с помощью других лиц». Она выдвинула идею «участия рабочих в управлении» и сформулировала идею «конструктивного конфликта». Заслуга Элтона Мэйо заключается в том, что он разработал теоретические основы концепции «человеческих отношений». Управление — это наука, искусство, профессия и деятельность. Управление как вид деятельности в той или иной мере осуществляется каждым человеком, принимающим решения и реализующим их в отношении себя лично, своей семьи, образования, работы, отдыха и т.д. Для менеджера управление является профессиональной деятельностью. Существуют различные определения управления как вида деятельности. Управление - это целенаправленный поступательный процесс, обеспечивающий эффективное функционирование системы и ее развитие в определенных условиях при имеющихся ресурсах. К связующим процессам в менеджменте относятся: мотивация, определение целей, контроль, принятие решений, коммуникации. Исходя из этого определения, научное управление на основе системного и ситуационного анализа начинается с определения цели и критериев, позволяющих оценить ее достижение - результат управления, эффективность функционирования системы, являющейся объектом управления (например, системы здравоохранения) и эффективность самого процесса управления. Управление включает: - анализ объекта управления как системы: составляющих ее подсистемы. Ситуационный анализ позволяет проанализировать ситуацию, в которой функционирует и развивается объект управления (система): выявить приоритетные проблемы. Методы менеджмента: экономические, административные, организационные, социально-психологические, нормативные Современное управление (менеджмент) требует обратных соотношений — акцента на экономически-математические и социально-психологические методы (рис. 21).
Соотношение методов управления по требованиям менеджмента I. Экономико-математические. II. Социально-психологические III. Организационно (административно)-распорядительные Объектом управления является система здравоохранения. Система здравоохранения считается открытой системой, потому что она динамично взаимодействует с внешней средой. Здравоохранение представляет собой социотехническую систему, является организацией, которая состоит из людей и технологических компонентов. Управление здравоохранением — это менеджмент, объектом которого является сложная социотехническая открытая динамическая система. Специфика объекта делает управление им чрезвычайно сложным. Основные особенности управления здравоохранением: - особая ответственность принимаемых решений, от которых зависят жизнь и здоровье людей; - трудность, а иногда и невозможность предсказания отдаленных последствий принимаемых решений; - трудность, а иногда и невозможность исправления неверных решений. Управление здравоохранением в современной России особенно сложно, так как осуществляется в переходный период. Функции управления: - планирование; - распорядительство; - мотивация; - руководство; - координация; - контроль; - коммуникация; - исследование; - оценка; - принятие решений; - подбор персонала; - представительство и ведение переговоров; - заключение сделок. Коммуникация в менеджменте - это обмен информацией и ее смысловым содержание между людьми. Менеджмент включает 6 основных комплексов мероприятий: постановка целей и задач, определение способов достижения целей, обучение и подготовка кадров, реализация управленческих решений, проверка результатов их выполнения, корректировка управляющих воздействий. Основные функции управления связывают с 3 уровнями управления в здравоохранении. Уровни управления в здравоохранении: Стратегический уровень — основные функции управления: прогноз, планирование. Тактический уровень — проектирование, организация. Оперативный уровень — регулирование, учет, контроль, анализ. Указанные уровни управления имеют место в деятельности менеджеров любого уровня (отрасли, службы, учреждения), вместе с тем возможно дифференцировать эти условия в зависимости от масштаба объектов управления. В здравоохранении России, где вопросы охраны здоровья относятся к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов, можно считать, что стратегический уровень управления соответствует управлению здравоохранением Российской Федерации и субъектов РФ, тактический - территориальному и муниципальному уровню, оперативный - уровню учреждений и предприятий здравоохранения и их подразделений, отдельных специалистов. Планирование включает сбор, хранение, обработку, анализ информации (первая часть управленческого цикла), разработку альтернативных решений, выбор и принятие оптимального решения (вторая часть управленческого цикла). Методы планирования: аналитический, нормативный, бюджетный, метод соотношений и пропорций, эксперимента и моделирования. Особое внимание при планировании уделяется системному и ситуационному подходу и экономическому анализу. Современное планирование называют программно-целевым, так как в его основе должны быть целевая программа, конкретные обоснованные мероприятия, обеспечивающие достижение поставленной цели с минимальными издержками. Организация - это создание условий для реализации принятых управленческих решений, выполнения планов и программ, обеспечение необходимых финансовых, материально-технических, информационных и других ресурсов. Руководство - это создание у выполняющих управленческие решения персонала мотивов для реализации этих решений, т.е. целей и задач организации. На этом этапе применяются: - организационно-распорядительные методы (приказы, рекомендации, указания, разрешения, санкционирование); - экономические методы (премирование, экономическое стимулирование); - социально-психологические методы (поощрение, наказание и т.д.). Контроль – комплексная функция управления, процесс обеспечения достижения организацией своих целей путем своевременного обнаружения возникших в ходе производственной деятельности объектов управления проблем и изменений внешней среды, соответствие фактического состояния объекта управления с ожидаемым, выявление расхождений и их оценка. Контроль позволяет осуществлять обратную связь, завершает цикл управления. Текущий контроль позволяет корректировать решения и их реализацию в соответствии с ситуацией. Контроль бывает: текущий, предварительный, заключительный. Планирование и контроль связаны с информацией, ее сбором, хранением, обработкой, анализом. Эту работу можно и целесообразно автоматизировать. В 70-е годы в здравоохранении России начали внедряться автоматизированные системы управления (АСУ), в настоящее время чаще используются термины «информационные» и «информационно-советующие, экспертные системы», «автоматизированные рабочие места». Ответственность за принятие и реализацию управленческих решений несет руководитель. Возможно авторитарное и демократическое руководство, единоличное или опирающееся на мнение большинства; последнее в современном обществе считается предпочтительным. Основные ошибки в управлении связаны с недостаточностью информации, опыта, знаний или личностными особенностями субъектов управления, определяющими недостаточность суждения. Большая часть ошибочных решений (около 70%) связана с информационным обеспечением. Информация считается важнейшим ресурсом управления, а в условиях рыночной экономики она становится дорогим товаром. Управлению отводится особая роль в реформировании здравоохранения России. Разработан и опубликован проект «Концепция реформы управления и финансирования здравоохранения Российской Федерации» (В.И. Стародубов и др.). В соответствии с главными положениями этой концепции следует отказаться от чрезмерной децентрализации управления и финансирования здравоохранения и строить единую систему здравоохранения, повысить роль федеральных органов. В системе управления и финансирования здравоохранения должен утвердиться принцип «нового федерализма», т.е. разделения функций федеральных органов и органов управления субъектов Федерации. Предлагается формировать фонд поддержки здравоохранения субъектов Федерации из средств федерального бюджета и централизуемой части взносов ОМС. Необходимо обеспечить минимум социальных гарантий в здравоохранении для жителей разных территорий путем выравнивания условий их финансирования. Для обеспечения эффективного управления сетью ЛПУ в центр деятельности органов управления в соответствии с проектом необходимо предусмотреть: - постановку целей для управляемых объектов; - создание механизмов и условий для достижения поставленных целей; - мониторинг достижения поставленных целей; - оценку деятельности ЛПУ, корректировку механизмов и условий, а в некоторых случаях и поставленных ранее целей. Ни в одной стране с развитыми системами общественного здравоохранения нет таких острых проявлений низкой эффективности отрасли и структурных диспропорций. На долю стационарной помощи приходится примерно 65% общих расходов, выделяемых на здравоохранение, против 35—50% в западных странах. Это означает, что при общем недофинансировании здравоохранения больше страдают поликлиники. Врачи, оказывающие первичную медицинскую помощь, составляют 20—25% всех врачей, а в странах с передовыми системами — это больше половины врачей, а в Канаде — 60% (в России это участковые врачи-терапевты, педиатры, акушеры-гинекологи, в западных странах — врачи общей практики). Уровень госпитализации в России составляет примерно 21 на 100 жителей против 12—17 в западных странах, средняя продолжительность стационарного лечения - 16 дней против 8-13 дней в западных странах. Частота направления пациентов участковыми врачами к специалистам составляет как минимум 30% первичных посещений, в то время как в западных странах – 4- 10%. Из-за высоких цен на лекарства в аптеках неоправданно высока потребность в дорогостоящей стационарной помощи. Чрезмерно большое число учреждений и больничных коек сегодня практически невозможно содержать. Экономические и организационно-управленческие механизмы повышения структурной эффективности здравоохранения: - повышение роли амбулаторно-поликлинической помощи; - оптимизация объемов стационарной помощи; - интеграция отдельных звеньев и уровней оказания медицинской помощи и подушевое финансирование интегрированной сети ЛПУ.
|