Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Механизмы управления






Понятие менеджмента, общие принципы управления.

Менеджер (англ. manage — управлять) — лицо, организующее конкретную работу определенного числа сотрудников в условиях рыночного хозяйства на основе современных методов управления.

В современной рыночной экономике менеджер в основном является наемным управляющим. Продвижение по служебной лестнице современного менеджера, в отличие от классического предпринимателя - собственника, зависит не от доли капитала, вложенного в акции, а от личной предприимчивости и компетенции.

Под словом «менеджмент» понимают несколько различающихся понятий: это и когорта современных управляющих (совокупность менеджеров), и наука управления, и деятельность по управлению.

Менеджмент - система управления предприятием (учреждением, организацией), ориентированная на удовлетворение общественных потребностей посредством производства товаров и услуг в условиях рыночного хозяйствования.

Цель менеджмента - достижение высокой эффективности производства, качества продукции и услуг при постоянном расширении и обновлении их номенклатуры.

В широком смысле слова менеджмент означает стиль хозяйственной деятельности, поведение с использованием материальных и духовных ресурсов как внутри предприятия, так и в сфере маркетинга. Усложнение экономики ставит перед менеджерами все более сложные задачи, предъявляет высокие требования не только к их квалификации, но и к личности.

Управление в настоящем и ближайшем будущем требует от менеджера следующих навыков и личных качеств:

- способность управлять собой;

- разумные личные ценности;

- четкие личные цели;

- постоянное личное самоусовершенствование;

- навык решать проблемы;

- изобретательность и способность к инновациям;

- высокая способность влиять на окружающих;

- знание современных управленческих подходов;

- способность руководить;

- умение обучать и развивать подчиненных;

- способность формировать и развивать эффективные рабочие группы.

Процесс управления имеет определенную технологию современного менеджмента, основанную на определении целей. В современном менеджменте цели выражают в виде моделей, конечных результатов, допускают и идеальные представления. Система или механизм управления основывается также на определении отправных принципов, методов и функций.

Категории менеджмента: функция, субъекты и объекты, методы, виды, принципы.

Механизмы управления

Принципы Методы: Функции:
организационные организциционно-распараспорядительные прогноз
развития экономико-математические планирование
Целостность социльно-психологические проектирование
Целевая направленность   организация
Научная обоснованность   регулирование
Иерархическая упорядоченность   учет
Сочетание централизации и децентрализации   контроль
    анализ

В народном хозяйстве, в том числе и в здравоохранении, в нашей стране до перехода на рыночные отношения ведущим методом управления был административно-распорядительный, приказной. Гораздо меньшее значение имел социально-психологический:

- неумение управлять собой;

- размытые личные ценности;

- смутные личные цели;

- остановленное саморазвитие;

- недостаточность навыка решать проблемы;

- недостаток творческого подхода;

- неумение влиять на людей;

- недостаточное понимание особенностей управленческого труда;

- слабые навыки руководства;

- неумение обучать;

- низкая способность к формированию коллектива.

Обучение менеджеров позволяет преодолевать перечисленные ограничения и развивать эффективное управление.

Впервые научные методы управления применил Фредерик Тейлор, а основоположником классической школы в управлении считается Анри Файоль. Заслуга А.Файоля заключается в том, что он рассматривал управление как особый вид деятельности и определил общие функции управления.

Американский социолог Мери Паркер Фоллет первой определила менеджмент как «обеспечение выполнения работы с помощью других лиц». Она выдвинула идею «участия рабочих в управлении» и сформулировала идею «конструктивного конфликта».

Заслуга Элтона Мэйо заключается в том, что он разработал теоретические основы концепции «человеческих отношений».

Управление — это наука, искусство, профессия и деятельность. Управление как вид деятельности в той или иной мере осуществляется каждым человеком, принимающим решения и реализующим их в отношении себя лично, своей семьи, образования, работы, отдыха и т.д.

Для менеджера управление является профессиональной деятельностью. Существуют различные определения управления как вида деятельности.

Управление - это целенаправленный поступательный процесс, обеспечивающий эффективное функционирование системы и ее развитие в определенных условиях при имеющихся ресурсах.

К связующим процессам в менеджменте относятся: мотивация, определение целей, контроль, принятие решений, коммуникации.

Исходя из этого определения, научное управление на основе системного и ситуационного анализа начинается с определения цели и критериев, позволяющих оценить ее достижение - результат управления, эффективность функционирования системы, являющейся объектом управления (например, системы здравоохранения) и эффективность самого процесса управления.

Управление включает:

- анализ объекта управления как системы: составляющих ее подсистемы. Ситуационный анализ позволяет проанализировать ситуацию, в которой функционирует и развивается объект управления (система): выявить приоритетные проблемы.

Методы менеджмента: экономические, административные, организационные, социально-психологические, нормативные

Современное управление (менеджмент) требует обратных соотношений — акцента на экономически-математические и социально-психологические методы (рис. 21).

 

Соотношение методов управления по

требованиям менеджмента

I. Экономико-математические. II. Социально-психологические

III. Организационно (административно)-распорядительные

Объектом управления является система здравоохранения. Система здравоохранения считается открытой системой, потому что она динамично взаимодействует с внешней средой. Здравоохранение представляет собой социотехническую систему, является организацией, которая состоит из людей и технологических компонентов.

Управление здравоохранением — это менеджмент, объектом которого является сложная социотехническая открытая динамическая система. Специфика объекта делает управление им чрезвычайно сложным.

Основные особенности управления здравоохранением:

- особая ответственность принимаемых решений, от которых зависят жизнь и здоровье людей;

- трудность, а иногда и невозможность предсказания отдаленных последствий принимаемых решений;

- трудность, а иногда и невозможность исправления неверных решений.

Управление здравоохранением в современной России особенно сложно, так как осуществляется в переходный период.

Функции управления:

- планирование;

- распорядительство;

- мотивация;

- руководство;

- координация;

- контроль;

- коммуникация;

- исследование;

- оценка;

- принятие решений;

- подбор персонала;

- представительство и ведение переговоров;

- заключение сделок.

Коммуникация в менеджменте - это обмен информацией и ее смысловым содержание между людьми.

Менеджмент включает 6 основных комплексов мероприятий: постановка целей и задач, определение способов достижения целей, обучение и подготовка кадров, реализация управленческих решений, проверка результатов их выполнения, корректировка управляющих воздействий.

Основные функции управления связывают с 3 уровнями управления в здравоохранении.

Уровни управления в здравоохранении:

Стратегический уровень — основные функции управления: прогноз, планирование.

Тактический уровень — проектирование, организация.

Оперативный уровень — регулирование, учет, контроль, анализ.

Указанные уровни управления имеют место в деятельности менеджеров любого уровня (отрасли, службы, учреждения), вместе с тем возможно дифференцировать эти условия в зависимости от масштаба объектов управления.

В здравоохранении России, где вопросы охраны здоровья относятся к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов, можно считать, что стратегический уровень управления соответствует управлению здравоохранением Российской Федерации и субъектов РФ, тактический - территориальному и муниципальному уровню, оперативный - уровню учреждений и предприятий здравоохранения и их подразделений, отдельных специалистов.

Планирование включает сбор, хранение, обработку, анализ информации (первая часть управленческого цикла), разработку альтернативных решений, выбор и принятие оптимального решения (вторая часть управленческого цикла). Методы планирования: аналитический, нормативный, бюджетный, метод соотношений и пропорций, эксперимента и моделирования.

Особое внимание при планировании уделяется системному и ситуационному подходу и экономическому анализу. Современное планирование называют программно-целевым, так как в его основе должны быть целевая программа, конкретные обоснованные мероприятия, обеспечивающие достижение поставленной цели с минимальными издержками.

Организация - это создание условий для реализации принятых управленческих решений, выполнения планов и программ, обеспечение необходимых финансовых, материально-технических, информационных и других ресурсов.

Руководство - это создание у выполняющих управленческие решения персонала мотивов для реализации этих решений, т.е. целей и задач организации.

На этом этапе применяются:

- организационно-распорядительные методы (приказы, рекомендации, указания, разрешения, санкционирование);

- экономические методы (премирование, экономическое стимулирование);

- социально-психологические методы (поощрение, наказание и т.д.).

Контроль – комплексная функция управления, процесс обеспечения достижения организацией своих целей путем своевременного обнаружения возникших в ходе производственной деятельности объектов управления проблем и изменений внешней среды, соответствие фактического состояния объекта управления с ожидаемым, выявление расхождений и их оценка.

Контроль позволяет осуществлять обратную связь, завершает цикл управления. Текущий контроль позволяет корректировать решения и их реализацию в соответствии с ситуацией.

Контроль бывает: текущий, предварительный, заключительный.

Планирование и контроль связаны с информацией, ее сбором, хранением, обработкой, анализом. Эту работу можно и целесообразно автоматизировать.

В 70-е годы в здравоохранении России начали внедряться автоматизированные системы управления (АСУ), в настоящее время чаще используются термины «информационные» и «информационно-советующие, экспертные системы», «автоматизированные рабочие места».

Ответственность за принятие и реализацию управленческих решений несет руководитель. Возможно авторитарное и демократическое руководство, единоличное или опирающееся на мнение большинства; последнее в современном обществе считается предпочтительным.

Основные ошибки в управлении связаны с недостаточностью информации, опыта, знаний или личностными особенностями субъектов управления, определяющими недостаточность суждения.

Большая часть ошибочных решений (около 70%) связана с информационным обеспечением. Информация считается важнейшим ресурсом управления, а в условиях рыночной экономики она становится дорогим товаром.

Управлению отводится особая роль в реформировании здравоохранения России. Разработан и опубликован проект «Концепция реформы управления и финансирования здравоохранения Российской Федерации» (В.И. Стародубов и др.).

В соответствии с главными положениями этой концепции следует отказаться от чрезмерной децентрализации управления и финансирования здравоохранения и строить единую систему здравоохранения, повысить роль федеральных органов. В системе управления и финансирования здравоохранения должен утвердиться принцип «нового федерализма», т.е. разделения функций федеральных органов и органов управления субъектов Федерации.

Предлагается формировать фонд поддержки здравоохранения субъектов Федерации из средств федерального бюджета и централизуемой части взносов ОМС. Необходимо обеспечить минимум социальных гарантий в здравоохранении для жителей разных территорий путем выравнивания условий их финансирования. Для обеспечения эффективного управления сетью ЛПУ в центр деятельности органов управления в соответствии с проектом необходимо предусмотреть:

- постановку целей для управляемых объектов;

- создание механизмов и условий для достижения поставленных целей;

- мониторинг достижения поставленных целей;

- оценку деятельности ЛПУ, корректировку механизмов и условий, а в некоторых случаях и поставленных ранее целей.

Ни в одной стране с развитыми системами общественного здравоохранения нет таких острых проявлений низкой эффективности отрасли и структурных диспропорций.

На долю стационарной помощи приходится примерно 65% общих расходов, выделяемых на здравоохранение, против 35—50% в западных странах. Это означает, что при общем недофинансировании здравоохранения больше страдают поликлиники.

Врачи, оказывающие первичную медицинскую помощь, составляют 20—25% всех врачей, а в странах с передовыми системами — это больше половины врачей, а в Канаде — 60% (в России это участковые врачи-терапевты, педиатры, акушеры-гинекологи, в западных странах — врачи общей практики).

Уровень госпитализации в России составляет примерно 21 на 100 жителей против 12—17 в западных странах, средняя продолжительность стационарного лечения - 16 дней против 8-13 дней в западных странах.

Частота направления пациентов участковыми врачами к специ­алистам составляет как минимум 30% первичных посещений, в то время как в западных странах – 4- 10%.

Из-за высоких цен на лекарства в аптеках неоправданно высока потребность в дорогостоящей стационарной помощи.

Чрезмерно большое число учреждений и больничных коек сегодня практически невозможно содержать.

Экономические и организационно-управленческие механизмы повышения структурной эффективности здравоохранения:

- повышение роли амбулаторно-поликлинической помощи;

- оптимизация объемов стационарной помощи;

- интеграция отдельных звеньев и уровней оказания медицинской помощи и подушевое финансирование интегрированной сети ЛПУ.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.011 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал