![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Подготовка менеджеров сестринского дела на факультетах ВСО. ⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3
Проводимые изменения в области базового сестринского образования уже давно были необходимы и совершенно оправданы. Медицинские сестры, самый многочисленный отряд медицинских работников, трудятся в системе общей практики, поликлиниках, больницах, учебных и научно-исследовательских учреждениях, занимают при этом различные должности и выполняют самые разные функциональные обязанности, для чего им и необходим различный объем знаний. В связи с переходом на рыночные отношения в отечественном здравоохранении, как и в других отраслях производственной и непроизводственной сфер, формируются различные формы собственности; осуществляется переход на бюджетно-страховую систему финансирования; развиваются индивидуально-коллективные формы оказания лечебных и санитарно-профилактических услуг. Это предполагает принципиально новую подготовку звена руководителей системы здравоохранения. В условиях перехода на рыночные отношения лечебно-профилактические учреждения, независимо от формы собственности и организационно-правового статуса, должны гарантировать населению квалифицированную медицинскую помощь. Улучшение эффективности работы лечебных учреждений во многом зависит от профессиональных и личностных качеств руководителей сестринских служб: главных и старших медицинских сестер. Новые технологии в здравоохранении, новые методы диагностики и лечения, возросшие требования к качеству сестринского ухода - все это вызывает необходимость совершенно иного уровня сестринского образования, высокой степени компетентности и квалификации сестры-руководителя (главной и старшей медицинской сестры). Аналогичные тенденции существовали и в других странах мира. Не случайно, с 1979 года в университетах большинства стран Западной Европы и Северной Америки начали работать сестринские факультеты, готовящие медицинских сестер по магистровским (мастерским) программам. В силу различных причин, в нашей стране первые факультеты высшего сестринского образования в медицинских вузах появились в гг. Москве и Самаре только в 1991 году. Согласно Государственному стандарту подготовка специалиста с высшим сестринским образованием и его деятельность направлены на: - оказание высококвалифицированной сестринской помощи, включая укрепление здоровья, профилактику заболеваний, непосредственный уход за больными и реабилитацию; - планирование, организацию, управление и экономическое обеспечение эффективной работы сестринских служб и подразделений; - организацию, обеспечение, управление и проведение педагогического процесса, связанного с подготовкой и переподготовкой сестринского персонала; - проведение научных исследований по сестринской специальности; - организацию и контроль за культурой производства, соблюдением этических и конституционных прав граждан: сотрудников, пациентов и окружающих их лиц. Поэтому не случайно в программу подготовки медицинской сестры с высшим образованием входит широкий блок гуманитарных дисциплин. Это общемедицинский и клинический модули в соответствии с уровнем бакалавра, экономика и юриспруденция, психология и педагогика, лингвистика и логика, риторика и культурология, история и философия. В связи с этим представитель новой специальности получает необходимый и очень специфический объем знаний и навыков, нужный для работы администратора-управленца современного учреждения здравоохранения. Необходимость обучения специалистов на ФВСО: - население страны постоянно высказывает неудовлетворенность качеством оказания медицинской помощи специалистами различного уровня, но в большей степени - качеством сестринского ухода за больным; - в стране отмечается рост количества пациентов, страдающих хроническими заболеваниями, алкоголизмом и наркоманией, неумолимо увеличивается число больных с различными проявлениями иммунодефицита, инвалидов детства, труда и войны; - ухудшается экологическая обстановка в стране и мире, основная масса населения отодвинута за черту бедности, резко сократилась средняя продолжительность жизни россиян, у молодежи отсутствует культура здоровья, быта и производства; - медицинские учреждения работают по старинке, особенно это проявляется в организации и управлении деятельностью лечебно-профилактическими учреждениями; - социалистическая система закладывалась в условиях «ликбеза» (ликвидации безграмотности) и за 70-летний период своей деятельности на многих уровнях не учитывался профессионализм и интеллект исполнителей. - медицинские сестры различного уровня - палатные, операционные, старшие и главные сестры в прошлом получали один уровень образования и отбирались на основе выдвижения лучших и наиболее профессиональных. Целью концепции развития высшего сестринского образования является определение основных задач, направлений и этапов реформы образования, направленной на подготовку Академических сестер (высшее сестринское образование), соответствующих мировым требованиям, современному состоянию здравоохранения в РФ и медицинской науке, а также перспективам их развития в условиях перехода к рыночной экономике. Предпосылками и условиями реализации данной концепции являются следующие моменты: - необходимость поднятия престижа деятельности медицинской сестры как представителя самостоятельной и важной для здравоохранения страны профессии; - внедрение в здравоохранение РФ концепции развития высшего сестринского образования, в соответствии с которой Академические медицинские сестры являются важной частью технологической цепи организации оказания медицинской и медико-социальной помощи населению. Новые специалисты по уровню подготовки могут самостоятельно обеспечивать определенные виды деятельности, полностью отвечая за их конечный результат; - введение в практику здравоохранения дифференцированной оплаты труда медицинской сестры в соответствии с уровнем ее образования, предоставление возможности занятия более высокой должности (старшей и главной медицинской сестры, заведующей отделением) после получения высшего сестринского образования; - организация и проведение научно-исследовательских работ по проблемам менеджмента и лидерства в сестринском деле, вопросам улучшения качества сестринского ухода, организации сестринского процесса в лечебных - расширение и укрепление международного сотрудничества в области высшего сестринского образования; - улучшение материальной базы медицинских вузов страны и медицинских учреждений за счет перехода на страховую медицину и рыночные условия деятельности; - поддержка Министерства здравоохранения России в Если уровень старшей и главной медицинской сестры, а также преподавателя сестринского дела в медицинских училищах, колледжах и вузах не вызывает возражений и считается логически завершенным, то должность заведующего любым отделением - хирургическим, терапевтическим, педиатрическим, гинекологическим, тем более узкоспециализированным почему-то вызывает сомнение. Рассмотрим эту проблему с профессиональных и социально-житейских позиций. В настоящее время данные должности занимают наиболее опытные и авторитетные специалисты-профессионалы. Да, они хороши в хирургии, терапии и в других специальностях. Авторитет на их стороне и он их защищает. Значит, и быть им Старшимиспециалистами своих направлений - Старший или Главный хирург, терапевт и так далее.
|