Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Правовой механизм формирования толерантного сознания.Стр 1 из 2Следующая ⇒
Лекция№3 Обучение толерантности Формирование толерантного сознания и профилактика недопущения национального экстремизма, ксенофобии в гражданском обществе. 3.2. Развитие коммуникативных способностей как основного признака личности, обладающей толерантным сознанием.Способы воспитания толерантности Толерантность сознания – это особый философский взгляд, способный понимать связь мира, многообразие культур, идеологий, убеждений, являющихся не только сознанием «чего-то», но и сознанием, «кого-то». Толерантное сознание – это понимание и осмысление культуры этноса как процесса эволюции мировой культуры. Общечеловеческое толерантное сознание и этническое толерантное сознание соотносятся между собой как общее и особенное. Этническое толерантное сознание входит в общечеловеческое (общее) как особенное (часть его составляющего). Опора на этническое толерантное сознание позволяет показать толерантное сознание как «единство в многообразии». Толерантность – мудрое терпение, выдержка - есть спасение, выход из кризиса. Проблема формирования толерантного сознания, по сути, является проблемой социальной философии, так как рост открытой нетерпимости наблюдается по всему миру. Развитие и дальнейшее существование человечества – одна из главных задач современного мира. Каждый народ самостоятельно решает эту сложную проблему. Современный мир находится в состоянии, где главным объяснительным императивом становятся происходящие широкомасштабные изменения. Новые пост-модерные реалии определяют содержание и смысл существования общества и всех его сфер. Однако ни одно устойчивое социокультурное образование не может существовать без религиозно-этических систем, подпитывающих культурную матрицу. Единственный способ сохранения, развития и самореализации человека – это контакты с окружением для передачи своего лучшего опыта и принятия достойного чужого. В результате такого обмена опытом обогащаются обе стороны, проявляется единение народов и культур мира. Мировая практика подтверждает, что единство не может быть спаяно железом и кровью. Любой вооруженный конфликт, а тем более война, наносит огромный ущерб культурной среде, возникает или формируется интолерантность. Российский исследователь Б.З.Вульфов к институтам формирования толерантного сознания относит - образовательные учреждения, в первую очередь, школа, через которую проходят практически все дети соответствующего возраста – возраста активного формирования знаний и навыков познания, действенного сознания, социального опыта, значимых ценностных ориентиров. Здесь – объективно заданное пространство совместного пребывания и взаимодействия ребят из разных этносов, но и возможная сфера возникновения и проявления межнациональных неприязни, напряжения и конфликтов. Столь же объективны и возможности их профилактики и преодоления, заложенные в приобщении школьников из разных этносов к общему знанию и познанию – в одном возрасте, в одинаковом (по идее) объеме, в одном классе, в общем для всех образовательном учреждении, одним педагогическим коллективом. Это общее для всех знание объединяет не только самой информацией, в нем заложенной, и приобщением к ней, но и возможностью ее обсуждения, объяснения, рассуждений " по поводу", организуемых учителем. В его функции оказывается привлечение практического местного (по этносам, нациям, народам и др.) материала на уроках истории и математики, биологии и географии, литературы и языка. Могут быть использованы задачи, упражнения, факты и явления национально-этнической, региональной культуры и т.д. Они могут применяться и во внеурочной работе, дополнительном образовании (краеведение, школьные музеи, кружки, общества, экспедиции, приглашение представителей разных этносов, художественная и техническая самодеятельность), в организации самоуправления и пр. Все эти знания позволяют учащимся быть открытыми, не теряя, но проявляя национальную идентичность. Важность пробуждаемой рефлексии юных людей в том, что на основе доступного их возрасту и статусу " внутреннего синтеза" знаний и социального опыта у ребят создается свое представление о том или ином факте, явлении, процессе, состоянии и желание, умение этим представлением руководствоваться в реальных межнациональных отношениях в регионе, социуме, ближайшем окружении. Толерантное сознание формируется там, где школа, учителя целенаправленно работают и с семьями учащихся, и в социуме в целом, его секторах. Дети и молодежь приносят ксенофобию и экстремизм из социально-этнического пространства, менее доступного влиянию школы, но нередко оказывающиеся весьма действенными. Важно помнить, что формирование толерантного сознания происходит в той же среде, в которой возникают и существуют межнациональные связи и конфликты. Она может и затруднять такое формирование, даже сводить на нет усилия его субъектов-организаторов, но в ней есть и мобилизующий потенциал. Без факторов этой среды сама идея формирования толерантного сознания осталась бы благим пожеланием, напрасной активностью. Такое сознание сколько-нибудь эффективно складывается не в лозунгах или увещеваниях, апелляцией к чьим-то примерам, но только в реалиях живой жизни, в практическом утверждении ее гуманистических идеалов. При непредусмотрительности, неосторожности становятся возможными вспышки, обострения межнациональной напряженности, т.е. результата, обратного ожидаемому. Следует учитывать возрастные особенности формирования толерантного сознания. Важно работать и со взрослыми носителями идей ксенофобии и авторитетами в межнациональных конфликтах, и с теми, кто имеет традиционное влияние на младшие поколения и, больше того, препятствует целенаправленным психолого-педагогическим усилиям. Противопоставить негативным факторам следует совместную работу с положительно настроенными " старшими товарищами" (хотя и им порой очень трудно бывает жить в сложной и агрессивной среде), с производственными коллективами, с культпросвет учреждениями, воинскими частями, физкультурно-спортивными организациями – с теми, кто интересен ребятам. С этим успешно сочетается деятельность общественных организаций, связанная с проведением фестивалей национальных культур, конкурсов, смотров… Для воспитания толерантного сознания очень важен и сам по себе такой опыт, и широкая о нем информация как о позитивном поле сотрудничества, предупреждающем межнациональные конфликты и содействующем их преодолению. С точки зрения профилактики наиболее значимы: приобщение к такого рода опыту школьников, студентов, членов неформальных объединений; поддержка молодежных инициатив. Особый и очень серьезный аспект проблемы связан с ее конфессиональными истоками – напряженностью в отношениях между последователями разных религий, между религиозным и светским образованием и воспитанием. В историческом опыте человечества большинство военных конфликтов было вызвано, да и теперь вызывается национальными и религиозными столкновениями. Но, по своим гуманистическим основаниям, т.е. вне религиозного экстремизма, при любом конфессиональном разнообразии, эти подлинные основы и символы веры не противоречат гуманистическим идеям светского образования и существования: они, по сути своей, обращены к главному духовному саморегулятору человеческого сознания – совести. Исходя из существующего исторического опыта человечества, можно сделать следующий вывод: толерантность – это прежде всего способность признавать права других, как свои собственные. Действительно, равноправный подход, подразумевающий понимание равного доступа всех граждан страны к социальным благам, к управленческим, образовательным и экономическим возможностям для всех людей, независимо от их пола, расы, национальности, религии, принадлежности к какой-либо группе, способствует росту взаимоуважения членов группы или общества, доброжелательности и терпимому отношению к различным группам. Безусловно, толерантное отношение к другим предполагает - равные возможности для участия в политической жизни всех членов общества, - сохранение и развитие культурной самобытности и языков национальных меньшинств, - возможность следовать своим традициям для всех культур, представленным в данном полиэтническом обществе, - признание свободы вероисповедания при условии, что это не ущемляет права и возможности других членов общества. В толерантных сообществах граждане, независимо от их национальности, возраста и пола, проявляют сотрудничество и солидарность в решении общих проблем, используя позитивную лексику в наиболее уязвимых сферах межэтнических, межрасовых взаимодействий, в отношении между полами. Важно отметить, что толерантность рассматривают как способность человека, сообщества, государства слышать и уважать мнение других, не враждебно встречать мнение, отличное от своего. Уважение права и свободы других граждан, этносов или наций как и свои собственные – это один из основополагающих принципов, принятых «Декларацией принципов толерантности», имеющее превентивное действие профилактики экстремизма. Вопросы толерантности и формирования толерантного сознания на международном уровне рассматриваются в «Декларации принципов толерантности», утвержденной резолюцией № 5.61 Генеральной конференции ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 года. В преамбуле Декларации напоминается, что «во Всеобщей декларации прав человека провозглашается, что " каждый человек имеет право на свободу мысли, совести и религии" (статья 18), " на свободу убеждений и на свободное выражение их" (статья 19) и что образование " должно содействовать взаимопониманию, терпимости и дружбе между всеми народами, расовыми и религиозными группами" (статья 26)». Как указано в самом документе, решение о провозглашении Декларации обусловлено «чувством тревоги в связи с участившимися в последнее время актами нетерпимости, насилия, терроризма, ксенофобии, агрессивного национализма, расизма, антисемитизма, отчуждения, маргинализации и дискриминации по отношению к национальным, этническим, религиозным и языковым меньшинствам, беженцам, рабочим-мигрантам, иммигрантам и социально наименее защищенным группам в обществах, а также актами насилия и запугивания в отношении отдельных лиц, осуществляющих свое право на свободу мнений и выражение убеждений, представляющими угрозу делу укреплению мира и демократии на национальном и международном уровнях и являющимися препятствиями на пути развития». Представляя «толерантность» - как «необходимое условие мира и социально-экономического развития всех народов», Декларация обращает внимание на «обязанность государств-членов развивать и поощрять уважение прав человека и основных свобод для всех, без различия по признаку расы, пола, языка, национальной принадлежности, религии или состояния здоровья, и бороться с проявлениями нетерпимости». В данном контексте наиболее эффективным средством предупреждения нетерпимости рассматривается воспитание в духе толерантности, которое «начинается с обучения людей тому, в чем заключаются их общие права и свободы, дабы обеспечить осуществление этих прав, и с поощрения стремления к защите прав других» (ст.4 Декларации). Правовой механизм формирования толерантного сознания. Учитывая четкие определения толерантности (ст.1), роль государства в формировании толерантного сознания его граждан (ст.2) и характер воспитания в толерантности (ст.3), представленные в «Декларации принципов толерантности», можно прийти к ясному пониманию, что основной механизм формирования толерантного сознания обусловлен прежде всего знанием и уважением прав и свобод человека. Разумеется, без высокого уровня благосостояния общества и его всех слоев населения признавать права других труднее. В социальной психологии существует закономерность, что только «самодостаточный человек с нормальным позитивным проявлением самоидентичности способен к толерантному отношению к другим людям». Это же можно отнести и к группе людей, и к народностям, и к нациям, считающим своей основной задачей - сохранение самобытной культуры и чувства собственного достоинства. Следовательно, одним из значимых аспектов формирования толерантного сознания можно рассматривать правовой аспект, включающий такие социальные условия воспитания толерантности, как: - построение правового государства, - возможность регуляции межэтнических и прочих конфликтов на правовой основе, - соблюдение прав человека, - создание гражданского общества, поскольку толерантность может быть только в обществе социального доверия. Уважение прав и свобод человека, в целом, признание этих прав и свобод за другими, а также знание действующих законов своей страны или страны проживания, вне всяких сомнений, являются превентивными мерами ликвидации причин и случаев терроризма, приводящих к росту межэтнической, межконфессиональной вражды. Толерантность – ценность и социальная норма гражданского общества. Наше видение толерантности, ее ценностной значимости заключается: • в уважении к разнообразию различных мировых культур; • устойчивой гармонии между различными этническими группами, религиозными конфессиями; • Правильном понимании самовыражения и проявления человеческой индивидуальности. Этнические различия в современном обществе, традиционные этнокультурные ценности, этнические чувства являются важнейшими индикаторами, обуславливающими направленность поведения личности, влияющими на ее самоидентификацию в окружающем пространстве. Стремление индивидов идентифицировать себя с определенной этнической группой – это объективная реальность, фактор человеческого прогресса. Мировая практика свидетельствует, что призывы отказаться от учета этнического фактора в государственном строительстве и национальной политике, неоправданные попытки навязать всем этническим меньшинствам единую «национальную», «государственную» идентичность взамен этнической являются необоснованными и деструктивными. История убедительно показала, что каждая этническая общность, большая или малая, проживающая на своей этнической территории, неизбежно стремится к политическому оформлению своей идентичности. Она нуждается в формировании в духе бережного обращения и сохранения своих ценностей и традиций национальной государственной политики. Так как утеря своей государственности, политической самостоятельности всегда является началом упадка и деградации этноса, приводящим, в конечном счете, к ассимиляции и утере своей самобытности. И наоборот, формирование своей государственности, даже в форме ограниченной политической автономии, является началом возрождения, ростом этнического и политического самосознания. Отсюда возникают возможности формирования собственной политики, национального, духовного, нравственного, социально-экономического возрождения и процветания. Проведение справедливой и эффективной национальной политики невозможно без учета конкретных социальных, политических, исторических условий, определяющих положение этнических групп в обществе. В условиях многонационального общества эффективна только многовариантная национально-языковая политика, которая возможна только при наличии детерминированной двухуровневой конструкции: государственно-правовой и научно-теоретической. Толерантное сознание – один из стержней культуры межнациональных отношений. Но в реальности народы пока еще далеки от него: к сожалению, мы часто еще сталкиваемся с явлениями интолерантности, национализма, взаимной ненависти. Как решить эту сложную задачу, изжить эти явления или хотя бы двинуться в сторону их изживания? Бесспорно, движение к толерантности – задача всего человечества; придти к ней можно только через человеческие практики. И надеяться на то, что человечество сразу, одновременно, дружно «раздоры позабыв, в семью единую соединится», было бы наивным. В этом движении есть авангард, зачинатели, есть и те, кто еще не освободился от пережитков интолерантности, а есть и те, кто упорно и активно их практикуют. Общечеловеческое толерантное сознание скрывает многоплановое и многозначное содержание. Оно проявляется в формах социального поведения и в итогах жизни. Религия в качестве нравственной, духовной силы получила возможность вступить в диалог с «миром», судьба которого оказалась зависимой от его нравственной состоятельности перед лицом реальных проблем общественного развития. Ведь в основе культурных ценностей, разделяемых большинством религий, лежат такие универсальные общечеловеческие понятия, как любовь, мир, справедливость, толерантное сознание. Толерантное общественное сознание предстает как идеальное преобразование мира, как всеобщая ценность в межнациональных отношениях. Это один из важнейших путей современного мира, который может обеспечить удовлетворение сложных и многообразных потребностей мира и одновременно выступить показателем степени духовного богатства и нравственного совершенствования. Внешняя среда детерминирует духовную реальность человека, но не выступает причиной. А точнее выступает причиной происходящих в нем изменений только тогда, когда осуществляется взаимодействие самого человека с обстоятельствами среды. А обстоятельства среды многообразны, разнонаправлены, противоречивы, избираемы, отчасти создаваемы. Избираемы в любом случае! Даже в самых неимоверных условиях. Поэтому с каким из них вступать во взаимодействие решает человек, а не среда. Лишь только он наделен духовной реальностью. Это положение остается адекватным даже при агрессивной среде и слабых людях, снижается лишь его культурный уровень. В собственном значении внешняя среда – это источник, предлагающий и определяющий варианты возможностей выбора и пределы изменений. Она определяет, очерчивает то, чем духовный мир может стать, и в этом своем детерминирующем значении является бесконечно важной и необходимой. Но станет ли дух человека именно таким, это зависит не только от среды, а от самого человека, образовавшейся духовной реальности в нем. Непременным условием плодотворности их многоплановой работы остается проявление в разнообразных формах уважительного отношения к тем верованиям, которые разделяют их партнеры на международной арене. Среди конкретных задач толерантности в профилактике недопущения национального экстремизма, ксенофобии можно назвать следующие: - глубокое и всестороннее овладение обществом культурой своего собственного народа как непременное условие интеграции в иные культуры; - формирование в обществе представлений о многообразии культур в мире и в своей собственной стране, воспитание положительного отношения к культурным различиям, спо-собствующим прогрессу человечества и служащим условиям для самореализации личности; - создание условий для интеграции членов общества в культуры других народов; - формирование и развитие умений и навыков эффективного взаимодействия с представителями различных культур; - формирование общества в духе мира, терпимости, гуманного межнационального общения. 3.2.Развитие коммуникативных способностей как основного признака личности,обладающей толерантным сознанием. Подструктуры личности, обуславливающие коммуникативную толерантность:
1. Интеллектуальная - передает парадигму (образец, тип, стиль) мыслительной деятельности конкретного человека, т. е. принципы его понимания действительности, привычные для него стереотипы осмысления проблем, идей, принятия решений. Известно, что каждый думает по-своему: один склонен к обобщению, а другой преимущественно анализирует события и факты; некоторые личности мыслят глубоко и всесторонне, а иные скользят по поверхности явлений; то, что одни находят важным, другие - второстепенным; кто-то рассуждает последовательно и доказательно, а кто-то не в ладах с элементарной логикой. При этом когда партнеры обнаруживают свои различия в области интеллекта, каждая из сторон обычно считает себя правой и демонстрирует ту или иную степень нетерпимости к интеллектуальному своеобразию другого. Это и понятно: при взаимодействии возникают интеллектуальные затруднения, которые нелегко преодолеть посредством сотрудничества, взаимных уступок или перенятия мыслительного стиля партнера; куда легче показать свое раздражение, высказать недовольство взаимодействующей стороной. Демонстрация низкого уровня коммуникативной толерантности выступает показателем негибкости или лености ума и мешает выходу из затруднительных ситуаций. Об этом полезно помнить всякий раз, когда вы сталкиваетесь с интеллектуальным своеобразием партнера. В общении с близкими также не следует показывать нетерпимость к умственным потенциалам партнера, заявляя: " ты рассуждаешь примитивно", " твоя логика выводит меня из равновесия", " у тебя не все дома". Не стоит сетовать по какому-либо конкретному адресу: " у начальника - заскок", " свекровь - выжила из ума", " этот пациент - с приветом". В коммуникации участвуют по меньшей мере две стороны, и у какой из них с штеллектом более благополучно - большой вопрос. 2. Ценностно-ориентационная - вбирает в себя основные мировоззренческие идеалы конкретного человека, его жизненные ближайшие и отдаленные цели, интересы, оценки происходящего. Каждый из нас имеет хотя бы в чем-то своеобразные взгляды и мнения. Они могут касаться представлений о смысле жизни и счастье, понимания значимости семейных ролей и служебных обязанностей, намеченных планов и свершившихся достижений. Любой человек рьяно, прежде всего, защищает свои ценности. Психологи утверждают, что конфликты на этой почве наиболее частые и глубокие. Хорошо, если взгляды партнеров во многом совпадают, тогда легче найти согласие и взаимопонимание. Но если каждый подходит к событиям и фактам со своей меркой, то появляются трения и возникает повод проявить коммуникативную нетерпимость, то есть осуждение, раздражение или неприятие ценностей другого. Супруги, родители и дети, начальники и подчиненные, работники сферы обслуживания и клиенты, учителя и ученики, медики и пациенты - все могут выражать более или менее разные ценности и ориентации в сфере взаимодействия, а следовательно, проявлять коммуникативную нетерпимость друг к другу.
3. Этическая - выражает нравственные нормы, которых придерживается человек. При этом проявляется та или иная степень включения совести в его мысли, оценки и действия: сказывается ориентация на добро и зло, справедливость или несправедливость, склонность руководствоваться чувством долга или привычка вести себя безответственно. Партнеры, обладающие разным этическим содержанием, обычно трудно совместимы. И если им приходится поддерживать длительные или тесные контакты, это отражается на уровне их терпимости: со временем обе или одна из взаимодействующих сторон начинает испытывать неприятные чувства. Впрочем, фактор времени для некоторой категории людей несущественен, ибо они готовы в любой момент и в различных ситуациях немедленно реагировать на различия, обнаруживаемые в своей этической сфере и нравственных ориентациях партнера. Возможно, это выразится в нравоучениях, в подчеркивании своего превосходства или в ограничении контактов с определенной категорией личностей.
4. Эстетическая - охватывает область предпочтений, вкусов и чувств, особенности восприятия человеком красивого и безобразного, возвышенного и низменного, комического и трагического. Здесь определяется кто, что и почему нравится или не нравится личности. Эстетическое начало проявляется постоянно и во всем, доказательством чему служит трудно преодолимая привычка судить обо всем и вся. Каждый из нас с большим желанием дает оценки событиям и окружающим, предметам и обстоятельствам, при этом, понятно, преобладает субъективизм. Чтобы хоть как-то ограничить его, в арсенале средств, пресекающих эстетический произвол, появилась аксиома, умиротворяющая особенно нетерпимых к чужим эстетическим воззрениям " о вкусах не спорят'- 5 октября химики".
5. Эмоциональная - демонстрирует преобладающий спектр, в котором чаще всего пребывает данный человек: радость или печаль, оптимизм или пессимизм, возбужденность или спокойствие, подъем или подавленность, беззаботность или тревожность, миролюбие или агрессивность. У каждого, как мы знаем, свой " дежурный" эмоциональный фон. У каждого есть опыт общения с партнерами, преобладающий настрой которых в той или иной мере соответствует или не соответствует нашему. Даже кратковременное пребывание в " чуждом" для тебя эмоциональном поле другого человека может вызвать неприятное состояние. Так, с этим связана одна из трудностей работы медика' находясь в контакте с больными, врач и медсестра невольно погружаются в специфический эмоциональный фон, свойственный недомогающим людям - у них заметна грусть, пессимистические интонации, тревожность, а нередко больные выражает подавленность, отчаяние, озлобленность, агрессию. Понятно, что в подобных условиях работы увеличивается нагрузка на коммуникативную толерантность или включаются особые механизмы психологической защиты, такие как отстраненность от страданий больных, ответная агрессия и др.
6. Сенсорная (чувственная) - включает особенности чувственного восприятия мира на уровне зрительного, слухового, обонятельного, вкусового, кожного и двигательного ощущений. В данном случае имеется в виду индивидуальная сенсорная организация конкретного человека: какой из каналов восприятия - анализаторов становится для него ведущим при взаимодействии с окружающей действительностью - зрительный, слуховой, кинестетический (объединяет анализаторы мышечной и кожной чувствительности), обонятельный или вкусовой. В жизни мы нередко сталкиваемся с различиями в сенсорной организации партнеров и, случается, показываем сниженную толерантность к тем, кто воспринимает мир не так, как мы. Один любит слушать и говорить, для него значимо речевое общение, потому он придает значение построению фразы, логике повествования, особенностям голоса и интонаций партнера, тонко выделяет их смысл - таков аудиальный тип. Другой пристально всматривается в лица людей, в детали обстановки, легко оперирует наглядными образами, предпочитает схемы и модели в качестве средств обмена информацией, отмечает во что и как одет партнер, как он держится - так воспринимает действительность визуальный тип. Третий строит свои впечатления, основываясь, главным образом, на кинестетическом восприятии - ему бы все пощупать своими руками, притронуться к партнеру, ощутить нежное прикосновение к своему телу - кинестетический тип. В повседневном общении возникают различные комбинации - соответствия или несоответствия сенсорных подструктур личностей партнеров. Для проявления коммуникативной толерантности, конечно, больше шансов, если имеет место соответствие визуал взаимодействует с визуалом, аудиал - с аудиалом, а кинестетический тип с кинестетическим. Коммуникативная толерантность способна снижаться, когда встречаются разнородные типы, например, любитель послушать и поговорить взаимодействует с тем, кто склонен созерцать и мыслить образами, человек, воспринимающий мир преимущественно кинестетически, вынужден жить или сотрудничать с аудиалом или визуалом. Представьте себе быт супругов, если один - визуал, тонкий ценитель живописи, архитектуры, завсегдатай на выставках и в музеях, а другой - специализируется на вкусовых ощущениях, любитель вкусно поесть и выпить В определенный момент партнеры подметят существенную разницу в предпочтениях и привязанностях, хотя, быть может, не обязательно отыщут их источник - особенности сенсорной организации. Но итогом будет та или иная степень неприятия друг друга. 7. Энерго-динамическая - отражает энергетические свойства человека - качество и силу его энергетического поля. Качество излучаемой и распространяемой индивидом энергии зависит, как отмечалось, от ее знака - положительного, нейтрального или отрицательного. Положительно " заряженный" человек (позволим себе такую метафору) словно притягивает к себе окружающих открыт для общения, эмоционально откликается на происходящее и состояния партнеров, готов к сотрудничеству и позитивно оценивает соучастников деятельности. Человек, обладающий отрицательным полем, своим поведением, интеллектуальными и эмоциональными проявлениями будто отталкивает партнеров, воздвигает невидимые, но хорошо ощутимые барьеры на пути к соучастию и сопереживанию. Нейтральная энергия делает его безучастным, равнодушным к происходящему, что проявляется обычно одновременно как на интеллектуальном, так и на эмоциональном уровнях. Правомерно ожидать, что партнеры с разноименными энергиями будут неуютно себя чувствовать при взаимодействии, особенно если их контакты длительные и тесные. Да и понятно отсутствует или ослаблена гармония эмоций и чувств, полярны состояния и настроения, различна степень включенности в ситуации. Желательно, чтобы " энергетические поля" партнеров легко налагались или соприкасались - это облегчает деловое общение и сосуществование. Непросто устанавливать и поддерживать контакты индивидам, обладающим нейтральным зарядом - энергетическая неопределенность инертна, порой дезориентирует партнеров. Пожалуй, уютно чувствуют себя в энергетическом поле друг друга одноименно " заряженные" индивиды. Однако состояние энергетической статики через некоторое время способно вывести их из равновесия чувствуют взаимную усталость как очень общительные, эмоционально открытые люди, так и замкнутые, необщительные, отстраненные. Кроме качественной характеристики, энергетическое поле человека, как мы знаем, имеет определенную интенсивность, силу, что проявляется в динамике всей психической деятельности - в скорости ответных реакций, в яркости эмоций и чувств, в быстроте или медлительности действий, в решительности поступков. Партнеры, резко различающиеся этим, могут испытывать взаимную неудовлетворенность, высказывать претензии по поводу ритма и длительности выполняемой работы. Так, флегматик может раздражать холерика своей нерасторопностью, вялостью движений, медлительностью мышления, а холерик способен действовать на нервы флегматику своей суетливостью, спешностью, невоздержанностью. Реакция одного человека на энергетическое поле другого обычно происходит на подсознательном уровне вам чем-то неприятен человек и потому не хочется взаимодействовать с ним. Возможно, вторичное реагирование, когда некоторое время спустя вы начинаете искать объяснения, чем и почему партнер не понравился вам или стал неприятным. Но и в этом случае первопричина, то есть энергетические различия, может оставаться неосознанной, будут указываться иные свойства, например, характер, стиль мышления и прочие черты, которые якобы вызвали негативную реакцию.
8. Алгоритмическая - данная подструктура личности объединяет очень разные личностные качества, у которых тем не менее есть нечто общее - однообразие воспроизводимости. К ним относятся привычки, умения, стиль деятельности, разные ритуалы, включая бытовые, семейные, религиозные. Им свойственна весьма заметная жесткость повторения, в разных условиях они осуществляются как бы по " накатанным путям", при помощи алгоритмов и известных приемов. Человек охотно и часто использует в своем поведении всякие однообразно воспроизводимые действия, потому что так ему легче осуществлять свою деятельность. Отсюда становится понятно, почему мы с большим трудом отказываемся от сложившихся привычек, избранного стиля в работе, усвоенных ритуалов и почему так болезненно переживаем малейшие посягательства на них - таким способом мы защищаем легкие, а значит и приятные режимы нашей психической деятельности. Алгоритмическое устройство партнеров может быть более или менее идентичным. Чем больше сходства в привычках, навыках, умениях, ритуалах, стилях поведения, тем больше шансов проявить себя свободно и беспрепятственно в присутствии партнера, тем, следовательно, легче протекает психическая деятельность каждого. Таково общее правило, хотя в жизни встречаются исключения один партнер нетерпим именно к тем качествам другого, которыми сам наделен. 9. Характерологическая - сосредотачивает устойчивые, типообразующие черты личности, которые врожденны или приобретены под влиянием окружения в результате воспитания, примеров, подражания. Здесь следует обратить внимание на то, что проявление черт характера в поведении индивида облегчает реализацию различных форм его психической деятельности в рамках врожденного и приобретенного, хотя при этом могут возникать трения с окружающими. Характер - это система самовыражения личности, посредством которой она адаптируется к самой себе, а именно осуществляет свою психическую деятельность в наиболее удобных и привычных для себя формах и режимах. Когда сталкиваются партнеры, обладающие существенными различиями в характере, то оба могут испытывать трудности двоякого свойства: осложняется протекание внутренней психической деятельности и процесс сотрудничества. Коммуникативная толерантность проявится в том, что партнер способен принять, сгладить, не утрировать эти различия или по каким-то причинам не замечать их, например, под влиянием большой любви или, напротив, в случае полнейшего безразличия к партнеру.
10. Функциональная - закрепляет различные системы жизнеобеспечения и поддержания комфорта личности - это прежде всего потребности и возникающие на их основе предпочтения и желания. Поскольку потребности, предпочтения и желания связаны с функциональными состояниями жизнеобеспечения и комфорта, личность активно их заявляет и защищает. Любые посягательства на них воспринимает как угрозу благополучию, как наступление на свою бытийность. В то же время человек с низким уровнем толерантности испытывает неудовлетворенность, раздражение либо неприязнь к партнеру, стремящемуся проявить и отстоять свои потребности. Под структурой коммуникативной толерантности понимается совокупность вариативно устойчивых компонентов, которые сохраняются при различных изменениях условий жизнедеятельности. Н.А. Асташова, рассматривая структуру толерантности как психо-социальной характеристики личности, выделяет в ней три взаимосвязанных подсистемы: когнитивную, эмоциональную, деятельностную. Поскольку коммуникативная толерантность - есть частное проявление толерантности личности вообще, мы можем предположить, что структурно феномен коммуникативной толерантности состоит из тех же компонентов. Когнитивный - это понятие о толерантности, осознание идеи толерантной коммуникации, ее соответствия принципам нравственности. Когнитивная подструктура отражает тип мыслительной деятельности конкретного человека, т.е. принципы его понимания действительности, привычные для него стереотипы осмысления проблем, идей, принятия решений. Когнитивный компонент представляет собой своеобразное информационное " поле", отдельные компоненты данного " поля" характеризуют особенности личности, взаимоотношений в образовательной сфере, специфику работы образовательного учреждения, предметное содержание обучения. Ю.М. Орлов полагает, что, в конечном счете, именно мышление обусловливает эффективность поведения, информационно обеспечивает выживание... и даже эмоции - продукт нашего умственного поведения. Таким образом, стиль мышления является одной из детерминант коммуникативной толерантности. Эмоциональный компонент коммуникативной толерантности - это относительно устойчивые чувства человека к объектам, к процессу толерантного взаимодействия с ними, выражающиеся в эмоционально-ценностной оценке возникающих межличностных отношений. Оценка -базисное явление психической деятельности, и именно в зависимости от ее характера индивид проявляет толерантность или интолерантность в отношениях. Без оценивания человек не может выбирать наиболее успешные направления и способы взаимодействия с окружающими, т.е. некачественность оценки делает невозможным выбор наилучшего способа поведения человека. За оценкой всегда стоят выраженные в той или иной степени ощущения и эмоции. От ее (оценки) характера зависит формирующееся вслед за ней отношение индивида к тому или иному явлению и, следовательно, мера его коммуникативной толерантности или интолерантности. Деятельностный - предрасположенность к такому типу социального поведения, основой которого является понимание, сотрудничество, коммуникативные умения. Н.А. Асташова, характеризуя деятельностный компонент в структуре толерантности личности, подчеркивает особое его значение, " поскольку лишь в границах деятельности определенного субъекта любые реальности - действительные и воображаемые - выстраиваются в смысловой ряд, в жизненную концепцию". Исследователи структуры коммуникативной толерантности кроме вышеназванных подсистем выделяют в качестве одной из центральных - аксиологическую, которая включает в себя основные мировоззренческие идеалы конкретного человека, его мотивационно-ценностные отношения к коммуникации. Ценность - это положительная или отрицательная значимость объектов окружающего мира для человека, группы, общества в целом, определяемая не их свойствами самими по себе, а их вовлеченностью в сферу человеческой жизнедеятельности, интересов и потребностей, социальных отношений. К ценностям, имеющим отношение к коммуникативной толерантности, могут быть отнесены: равные возможности для всех; свобода как независимость в суждениях и действиях, уверенность в себе (свобода от внутренних противоречий); познание (интеллектуальное развитие); широта взглядов (умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи, привычки); терпимость к взглядам и убеждениям других; самоконтроль в общении. Итак, под аксиологическим компонентом коммуникативной толерантности понимается совокупность жизненных смыслов, включающих в идеале отношения субъекта к коммуникации как к равноправному диалогу на основе паритета и уважения к системе ценностей другого. Таким образом, говоря о коммуникативной толерантности, психологи отмечают, что структурно она представляет собой синтез взаимосвязанных подструктур: аксиологической, когнитивной, эмоциональной и конативной, отводя последней особую роль. Коммуникативная толерантность формируется на двух уровнях: на уровне мотивационно-ценностного отношения к взаимодействию как к равноправному диалогу и на уровне проявления ее в коммуникативном поведении. Как правило, признание коммуникативной толерантности как ценности и проявление ее в реальных поступках не всегда взаимообусловлено. Исследователи коммуникативной толерантности выделяют поведение в качестве определяющего критерия ее сформированности. Поведение может быть рассмотрено как внешнее проявление совокупности действий индивида. Значение свойств и качеств личности в ее поведении огромно. Однако утверждение, что оно целиком определяется ими - такая же крайность, как и противоположное утверждение, что поведение целиком определяется обстоятельствами. Теория деятельности А.Н. Леонтьева положила начало преодолению одностороннего представления о деятельности, как детерминированной только личностно. Исследователи справедливо отмечают недопустимость психологического понимания личности и ее деятельности вне движения в системе социально-психологических влияний. Поведение человека общественно обусловлено и обретает характеристики сознательной, коллективной, целеполагающей и созидательной деятельности. В поступках и действиях человека интегрируются одновременно действующие силы: его свойств и качеств, активности, с которой он " вошел" в ситуацию осуществляемой деятельности и реакции на поступки, т.е. осознания сделанного ситуативного выбора и либо продолжение, корректировка, прекращение дальнейших действий. Поступки - это единицы поведения, в которых выражаются позиция личности и ее моральные убеждения. Именно поступки человека свидетельствуют о сформированности у него такого личностного качества, как коммуникативная толерантность.
К основным критериям толерантного поведения, по мнению исследователей (С.К. Бондырева, Д.В. Колесов, Т.Д. Таюрская), относятся: - проявление уважения, доброжелательности и терпимого отношения к людям, установление равноправных отношений, основанных на взаимном доверии, заинтересованности, стремлении понять другого, дружеской расположенности к партнерам; - выносливость к различиям, признание за партнером права на индивидуальность, отсутствие стремления перевоспитать его в соответствии с собственными представлениями о " правильном" взаимодействии; сдержанность при столкновении с некоммуникабельными качествами партнеров, такими как высокомерие, грубость, хамство, пренебрежение, жестокость и др., умение находить общий язык, темы для общения с разными людьми в различных ситуациях, умение слушать собеседника, отношение к собеседнику как к равноправному участнику диалога. - умение прощать другому ошибки, проявления неловкости, непреднамеренной грубости; отсутствие агрессии по отношению к окружающим людям, высокая адаптивность, умение приспосабливаться к привычкам и характерам партнеров по взаимодействию. Выделение критериев толерантного поведения позволяет определить основные признаки несформированности такого личностного качества, как коммуникативная толерантность. Они проявляются в следующем: выражение пренебрежения к партнеру по взаимодействию, оскорбления, употребление негативной лексики в отношении другого; следование негативным стереотипам, предубеждениям в общении с партнерами; игнорирование " другого", отказ в резкой форме от выполнения совместных действий; неумение приспосабливаться в общении, стремление переделать партнера по взаимодействию; неумение скрывать или сглаживать неприятные чувства; - избирательное проявление толерантности в общении и т.д. Для процесса развития коммуникативной толерантности особое значение имеет гибкость поведения - способность иметь более чем одно эмоциональное состояние, переживание или поступок, умение их изменять в ответ на воздействие внешней ситуации, что позволяет расширить возможности привычной реакции, ограничивающей способность добиваться результата. Психологи выделяют ряд предпосылок для понимания коммуникативного поведения, а именно: за каждым поведением есть некоторое позитивное намерение; есть различие между человеком и его поведением; смысл коммуникации заключается в вызванной ею реакции, а не в том, что предполагалось сообщить; в человеческих взаимодействиях наибольшее влияние на результат имеет тот, кто проявляет наибольшую гибкость и разнообразие в поведении. Исследователи коммуникативной толерантности (В.В. Бойко, О.А. Скрябина, СИ. Толстикова, и др.) сходятся во мнении, что как педагогическое явление она может рассматриваться как цель процесса обучения и воспитания и как средство достижения определенных педагогических результатов. В данной работе мы ставим задачу исследовать указанное явление как составную часть комплекса целей процесса воспитания, как личностное качество, которое может быть развито в процессе обучения, воспитания и самовоспитания студентов. Коммуникативная толерантность в данном аспекте означает наличие у молодежи знаний о ценностях толерантного общения, сформированность умений и навыков толерантного взаимодействия с окружающими, эмоционально-волевую готовность к диалогу, положительную коммуникативную установку, которая в ходе процесса воспитания и самовоспитания будет способствовать превращению коммуникативной толерантности в личностное качество, включению коммуникативной толерантности в личную систему ценностей. Следовательно, содержание воспитания данного качества предполагает создание комплекса педагогических условий, направленных на формирование коммуникативной толерантности личности. В качестве обязательных педагогических условий, актуализирующих внутренние факторы самовоспитания коммуникативной толерантности, исследователи выделяют: - содержание знаний, формирующих толерантный стиль общения; воспитательное влияние, регулирующее процесс развития коммуникативной толерантности и побуждающее студента к самовоспитанию данного качества; - организация личностно-ориентированных взаимоотношений в педагогическом взаимодействии; - " насыщение" воспитательного пространства образцами толерантной коммуникации. Воспитание коммуникативной толерантности не может осуществляться в отрыве от воспитания других качеств личности и, прежде всего, нравственных. Воспитывающее воздействие оказывает вся окружающая человека действительность: общество, взаимоотношения в семье и в коллективе, стиль общения со сверстниками и окружающими людьми, средства массовой информации и т.д. Процесс формирования коммуникативной толерантности личности может происходить стихийно в повседневной жизни через опыт и пример окружающих людей, на бытовом уровне, а также через организованную целенаправленную педагогическую деятельность. В качестве основной цели организации этой деятельности, на наш взгляд, должна выступать работа по созданию условий, обеспечивающих саморазвитие коммуникативной толерантности воспитуемого, поскольку данное качество - есть внутренне образование субъекта, которое может проявляться только самомотивированно, а не по требованию внешнего источника. Процесс формирования коммуникативной толерантности характеризуется определенными связями и зависимостями, которые находят отражение в принципах формирования данного качества. Строгое следование принципам выступает условием успешного решения задач педагогического процесса, направленного на формирование коммуникативной толерантности. Принципы содержат общественные ориентиры на необходимость культивирования коммуникативной толерантности как общественной и личностной ценности. Основные принципы педагогической деятельности по формированию толерантной личности изложены М.И.Рожковым, Л.В.Байбородовой, М.А.Ковальчук. Организация воспитательного процесса, его содержание и средства должны соответствовать социальной ситуации, реальным отношениям, складывающимся между людьми. Это, так называемый, принцип адекватности, который предполагает учет в педагогическом взаимодействии разнообразных факторов окружающей социальной среды Принцип индивидуализации означает необходимость создания условий для саморазвития у студентов такого качества как коммуникативная толерантность, определение " индивидуальной траектории" воспитания толерантного сознания и поведения, выбор специальных средств педагогического влияния на каждого субъекта воспитания. Ориентация в воспитательной деятельности на формирование оосознанной устойчивой системы отношений к окружающим, стимулирование проведения ими самоанализа характера и стиля их общения - суть принципа рефлексивной позиции. Данный принцип может быть реализован через направленность воспитательных воздействий на стимулирование у обучающихся развития самооценки своих поступков и прогнозирование своих отношений с окружающими. Принцип создания толерантной среды требует формирования в высшем учебном заведении гуманистических отношений, суть которых - реализация права каждого на своеобразное отношение к окружающей среде и самореализация. С.К. Бондырева и Д.В. Колесов также выделяют ряд принципов толерантного воспитания, среди которых наиболее актуальным представляется принцип направленности воспитательных воздействий на развитие высокой адаптивности, способности индивида сосуществовать с любым фактором, не изменяться внутренне под влиянием различных обстоятельств. Формирование умений, навыков толерантного поведения, ценностных ориентации, установок на толерантность представляют собой целостное формирование коммуникативной толерантности как свойства личности. Этот процесс включает как теоретический, так и практический компоненты. Сегодня в педагогической практике накоплен достаточный опыт по формированию знаний, умений и навыков компетентного общения.. По мнению исследователей, эта работа должна проходить через теоретическую подготовку (изучение базовых курсов психолого-педагогического цикла, изучение теории аксиологического общения - В.П. Бездухов); через обучение отдельным компонентам техники общения (управление собственным коммуникативным поведением - СВ. Кульневич, В.И. Лещинский; искусство диалога - Л.Г. Байбородова, Е.О. Галицких, Н.Ю. Посталюк, М.И. Рыжков; культура и техника вербального воздействия); через обучение коммуникативному поведению в различных сферах педагогической деятельности (сфера взаимоотношений с учащимися - О.А. Батурина, сфера взаимоотношений с преподавателями - A.M. Соломатин); через включение студентов в различные виды деятельности (Б.В. Куприянов, Л.И. и А.Л. Уманские); через социально-педагогический тренинг (Г.У. Солдатова, Л.А. Шайгерова, О.Д. Шарова). В.П. Канн-Калик предлагает программу коммуникативного самосовершенствования личности. Автор в программе выделяет следующие блоки: программа по развитию общительности как профессионально-личностного свойства (в ситуации низкого уровня общительности); программа по преодолению негативных наслоений в общении (скованность, стеснительность, резкость и др.); программа по формированию профессионально-коммуникативных умений и навыков; упражнения по овладению педагогическим общением; разнообразная деятельность коммуникативного характера, способствующая обретению опыта общения. Итак, подводя итог рассмотрению основных аспектов коммуникативной толерантности как актуального свойства личности, следует отметить, что в науке сложилось достаточно определенное понимание данного феномена, его структуры, типологии, характера проявлений. Это явление отличается комплексностью и представляет собой психологическую и нравственную основу общения и принцип успешного межличностного взаимодействия, это феномен, формирование которого обусловлено характером общения, основанного на этических нормах.
|