Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Способы воспитания толерантности ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2
Путь к толерантности – это серьезный эмоциональный, интеллектуальный труд и психическое напряжение, ибо оно возможно только на основе изменения самого себя, своих стереотипов, своего сознания. Путь к толерантному взаимодействию, пониманию взаимному уважению лежит в трех проекциях: 1. апеллировать к симпатическому пониманию, (Г.Г. Шпет), 2. Формирование эмпатии – М.М. Бахтин, путь к пониманию через со-мышление – В.Ф. Гумбольдт, что ведет ведет в свою очередь к со-действию. Если человек толерантен, он уверен, открыт, недирективен, доброжелателен. Воспитание толерантности – это процесс воспитание терпимости к иному образу жизни, мнению, поведению, ценностям. Формирование таких качеств, как признание человеком другого, принятие, понимание облегчило бы решение проблемы воспитания толерантности. В этой связи, в воспитании толерантности выделяется два понятия: Признание - это способность видеть в другом именно другого, как носителя других ценностей, другой логики мышления, других форм поведения. Принятие - это положительное отношение к таким отличиям. Понимание - это умение видеть другого из нутрии, способность взглянуть на его мир одновременно с двух точек зрения: своей собственной и его. Воспитание в духе толерантности следует рассматривать в качестве безотлагательного императива; в связи с этим необходимо поощрять методы систематического и рационального обучения толерантности, вскрывающие культурные, социальные, экономические, политические и религиозные источники нетерпимости, лежащие в основе насилия и отчуждения. Политика и программы в области образования должны способствовать улучшению взаимопонимания, укреплению солидарности и терпимости в отношениях как между отдельными людьми, так и между этническими, социальными, культурными, религиозными и языковыми группами, а также нациями. Воспитание в духе терпимости должно быть направлено на противодействие влиянию, вызывающему чувство страха и отчуждения по отношению к другим. Оно должно способствовать формированию у молодежи навыков независимого мышления, критического осмысления и выработки суждений, основанных на моральных ценностях. оспитание как процесс взаимодействия, а не воздействия сопряжен с толерантностью — с терпением и терпимостью, но не всего, что угодно, а лишь того, что дает пищу для размышления и развития. Это обучение таким способам поведения и реагирования, которые не наносят вреда другому, которые учитывают этого другого. Однажды в Германии мне довелось общаться и жить в доме человека, который проявил огромную доброту, бескорыстие, но когда я неверно воспользовалась водой в душе, очень тактично и тонко поправил ошибку. Эта ситуация запомнилась, но оставила в недоумении. Дождавшись удобного момента, я задала вопрос о том, почему ему приходится экономить воду, будучи столь богатым человеком? Он ответил очень ясно и убежденно, что запасы пресной воды на планете ограничены и если каждый из нас не будет заниматься самоограничением, это скажется на качестве жизни других людей. «Ведь кому-то может не хватить, если я что-то использую чрезмерно». Думаю, что он преподал хороший урок. Во всяком случае, хочу сказать, что размышляя над этим, я все больше начинала понимать, что значит стимулировать процесс осознания, дав образец собственного поведения. Признаться честно, по возвращении из Франкфурта я долго следила за собой, боясь бросить бумажку в неположенном месте, оставить непогашенным свет, вовремя отремонтировать кран, чтобы вода не расходовалась впустую, и т.д. Постепенно кое-что стало получаться автоматически. Сформировалась установка.
Воспитание толерантности через образцы нравственных поступков
Для воспитания толерантности необходимы люди, готовые увлечь за собой собственным примером. О том, что обществу необходимы образцы для подражания, которые будут стимулировать не только мысли, но и действия, поступки, пишет Ю.А. Шрейдер: «Без человеческих образцов высшей нравственности не возникает элементарное просвещение, а сохраняющиеся устои подвергаются размыванию временем… Точно так же мораль не может сохраниться в обществе, где отсутствуют абсолютные моральные ориентиры и подвижники, готовые идти на жертву ради следования этим ориентирам. В таком обществе и элементарная порядочность становится редчайшим явлением». Сам термин «толерантность» как дозволение, уступка сначала только в вопросе религиозной свободы, как допущение иного появляется в Европе уже во второй половине XVI века, хотя этому предшествовал значительный по времени этап вызревания и осознания феномена толерантности. Моделью толерантных отношений в современном понимании, по мнению французского исследователя М. Конша, является такое сообщество, в котором господствуют интеллектуальная свобода и абсолютная терпимость к любому мнению. Толерантность — «...это взаимная свобода, которую люди используют, чтобы верить и говорить то, что им кажется истиной, таким образом, что выражение каждым своих верований и мнений не несет никакого насилия, но, напротив, совместно с сущностью мира». Оно включает уважение человеческого достоинства, которое не допускает рассмотрения человека в качестве средства. Толерантность Р.В. Брислайн рассматривает как качество личности, которое противопоставляется стереотипности и авторитаризму. Оно считается необходимым для успешной адаптации к новым неожиданным условиям. Излишне упрощая явления окружающего мира, люди, не обладающие толерантностью, проявляют категоричность, оказываются неспособными к изменениям. В связи с этим выделяются два аспекта толерантности: — внешняя толерантность (к другим) — убеждение, что они могут иметь свою позицию, способны видеть вещи с иных (разных) точек зрения, с учетом разных факторов; — внутренняя толерантность (как гибкость, как отношение к неопределенности, риску, стрессу) — способность к принятию решений и размышлению над проблемой, даже если не известны все факты и возможные последствия. Основная цель воспитания толерантности: 1.содействовать максимально широкому распространению идей и социальных образцов толерантности, практическое приобщение к культуре толерантности детей; 2.способствовать формированию личности, обладающей чувством собственного достоинства и уважения к людям, умеющей строить отношения в процессе взаимодействия с учащимися разных верований, национальностей на основе сотрудничества и взаимопонимания. Личность формируется под влиянием осознания себя полноценным человеком со всеми присущими ему человеческими проявлениями в поступках, чувствах, отношениях и путем приобщения его к общечеловеческим ценностям и культуре. Одним из способов достижения толерантных отношений друг к другу является обучение ассертивному поведению. Ассертивность рассматривается как способность личности открыто и свободно заявлять о своих желаниях, требованиях и добиваться их воплощения. Применительно к подросткам это обозначает умение оптимально реагировать на замечания, справедливую и несправедливую критику, способность говорить себе и окружающим «нет», отстаивать свою позицию, не ущемляя при этом достоинства другого человека. Важно учить подростков умению просить других об одолжении, не испытывая чувства неловкости. Все это позволит сохранить партнерские отношения с окружающими людьми. Подходы к воспитанию толерантности: Личностно-ориентированный: признание права каждой личности на свободу, самоопределение, индивидуальность и самовыражение; признание и выполнение своих обязанностей перед собой и другими; опора при взаимодействии на мотивацию, ценности, опыт, " Я-концепцию" партнера; индивидуальный подход Деятельностный: опора на активность, сознательность и самостоятельность; ориентация не на вербальное воздействие, а на деятельность самого человека; обеспечение субъективной свободы в выборе деятельности и ее компонентов; построение воспитания через специально организуемую деятельность и общение. Обучение правам человека и воспитание толерантности – процесс взаимосвязанный, т.к. толерантность (терпимость) — это особая ценность прав человека, она утверждает уважение к чужому мнению, к различным формам самовыражения и проявления человеческой индивидуальности. Толерантность вытекает из факта уважения прав других людей. Она вырастает из убеждения, что все свободны иметь собственное мнение, веру, свободны от предрассудков, каждый вправе критиковать мысли и действия других людей и власти, а также внимательно прислушиваться к критике. Она неразрывна с признанием за каждым права на творчество, на культурную самобытность, свободный выбор нравственности, с правом иметь индивидуальный облик, вести собственный образ жизни. Обучение правам человека выполняет важные образовательные и воспитательные функции: философско-культурологическая, которая направлена на преодоление узконационального мышления, предрассудков и стереотипов по отношению к другим народам и их культурам; образовательно-правовая, смысл которой в повышении правовой культуры учащихся путем расширения знаний не только национальных, но и международных правовых норм, элементов правоотношений и правовых институтов, формирование умения творчески использовать эти знания для решения социально-правовых проблем. воспитательно-формирующая, ориентированная на глубокое восприятие и осмысление прав человека, представлений, оценок, требований, личностного отношения и преобразования их в устойчивые убеждения и прочные навыки сознательного гуманного поведения; психолого-развивающая, которая в процессе усвоения прав человека пробуждает и совершенствует интерес к себе, к своему внутреннему миру, к познанию своего «я», системе потребностей, интересов, установок, что составляет психологическую основу самовоспитания и самосовершенствования; коррекционная, которая направлена на диагностику отклоняющегося поведения (агрессивность, насилие, нетерпимость, жестокость) и его коррекцию психолого-педагогическими средствами. Литература: 1.Асмолов А. Историческая культура и педагогика толерантности // Мемориал. 2001., №24, с.61-63. 2. Семина Л.И. Учимся диалогу. Толерантность: объединения и усилия. // Семья и школа. 2001. №№11-12, с. 36-40. 3. Степанов П. Как воспитать толерантность? // Народное образование. 2001 № 9, 2002 № 1. 4.Асмолов А.Г. На пути к толерантному сознанию. М., 2000. С.7. 5. Толерантный человек: как его воспитать? // Народное образование, №6, 2001. - с. 152-156.
|