Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Мутазилиты
Мутазилиты — отошедшие, отделившиеся, обособившиеся — первое крупное направление в исламском богословии. И если первое разногласие между суннитами, шиитами и хариджитами возникло исключительно из-за вопроса верховной власти (имамата), а именно — кого нужно считать законным халифом, — а уже в последующие времена возникли остальные разногласия, как в вопросах акиды, так и в вопросах фикха, то для мутазилитов вопрос верховной власти никогда так остро не стоял. Предметами их дискуссий в основном были вопросы понимания сущности Аллаха, Его атрибутов, разъяснения Единобожия, Божественной справедливости, свободы воли и предопределения. Мутазилизм как религиозное течение возник в VII веке в Басре, когда от видного ученого того времени аль-Хасана аль-Басри отделились два его ученика, — Васил ибн Ата и Амр ибн Убада. Причиной их «отделения» стала теория о «промежуточном состоянии» человека, совершившего тяжкий грех. Они занимали среднюю позицию между хариджитами, считавшими такого человека неверным, вышедшим из Ислама, и мурджиитами, которые откладывали решение относительно такого человека до Судного дня, и считали, что решение о нем вынесет Аллах. Мутазилиты по поводу такого человека говорили: «он выходит из состояния верующего, но не становится неверным». Необходимо сказать несколько слов о причинах появления мутазилитов. Дело в том, что с утверждением халифата началась активная деятельность по переводу на арабский язык трудов греческих мыслителей, таких как Аристотель, Платон, Сократ и другие. Ознакомившись благодаря этому с античным философским наследием, мусульманские ученые заимствовали у греков то, что можно было совместить с Исламом, в особенности, используемые ими методы рассуждения и доказательства. Еще одной причиной стали участившиеся религиозные диспуты с представителями более древних религий, начиная от христиан и иудеев и заканчивая зароострийцами, брахманами и другими. Доказывая истинность своих воззрений, мусульмане не могли использовать Коран и хадисы, так как их противники не принимали такие доводы, и были вынуждены прибегать к логическим методам аргументации. Впоследствии мутазилиты перенесли эти методы в споры с другими мусульманами, зачастую игнорируя аяты с неоднозначным смыслом или не принимая хадисы, противоречащие их учению. Мутазилиты придавали особое значение человеческому разуму, признавая за ним способность к определению хорошего и плохого и познанию Аллаха даже при отсутствии Посланника и Откровения. Но не стоит думать, что мутазилизм, как религиозное учение внутри Ислама стал результатом деятельности всего двух человек — Васила ибн Ата и Амра ибн Убады. Заслуга этих двоих состояла лишь в том, что они просто собрали, сформулировали и подкрепили доводами те идеи, которые уже длительное время витали в умах некоторых богословов, но при этом не имели четкого офрмления и не были последовательно изложены. Так, еще в 742 г. в Дамаске по приказу халифа Хишама за «еретические» мысли о свободе воли был казнен Гайлан ад-Димашки, а еще раньше — в 699 г. — по тому же обвинению был казнен Маабад аль-Джухани. Поэтому будет правильнее сказать, что «мутазилизм» просто вобрал в себя существовавшие ранее взгляды отдельных лиц по каким-то богословским вопросам. Трудно однозначно высказаться о глубинных причинах этих явлений спустя почти полторы тысячи лет. Но по опыту других религий можно прийти к выводу, что возникновение такого рода богословских споров было практически неизбежно и от этого, к сожалению, не смогли уберечься и мусульмане. Даже беглое ознакомление с религиозно-философскими традициями разных народов мира дает понятие о том, что вопрос предопределенности и свободы воли занимал умы крупнейших ученых и мыслителей во все времена, и время Ислама не стало исключением из этого правила, а лишь дополнительно подтвердило склонность человеческой души к сомнениям.
Мутазилитов называют «сторонниками Божественной справедливости и единобожия», а в просторечии — кадаритами и адлитами [Адлиты — от арабского адл — справедливость.]. Сами мутазилиты говорили, что кадариты — это те, кто признает предопределение добра и зла, исходящее от Всевышнего Аллаха. Себя они не называли так из-за осуждающих слов Пророка: «Кадариты — маги этой общины». Кроме этого, передавался и такой хадис Пророка: «Кадариты — противники Аллаха в отношении предопределения». Противники мутазилитов говорили, что верующий, который уповает на Аллаха и надеется на Его милость во всех жизненных обстоятельствах, не будет разделять свои греховные и праведные поступки на предопределенные Аллахом и совершенные самостоятельно. Общим для всех мутазилитов является признание следующих постулатов: 1. Признание того, что Аллах Всевышний — предвечен, вечность — самое отличительно свойство Его сущности. В то же время, они отрицали Его предвечные атрибуты, говоря: «Он — Знающий по своей сущности, Всемогущий по своей сущности, Вечноживой по своей сущности, а не посредством знания, могущества, жизни как вечных качеств, реальных понятий, существующих в Нем или отдельно от Него. Ведь если бы атрибуты разделяли с Ним вечность, которая является самым отличительным Его качеством, то они разделяли бы с Ним и Божественность». Мутазилиты сошлись в том, что Его слово создано во времени и сотворено в некоем субстрате [Субстрат (от лат. substratum — подстилка) — общая материальная основа всего сущего, из которой строится все мироздание, основа творения.], это — буквы и звуки, подобия его записаны в Писаниях как рассказы с Его слов, а то, что существовало в субстрате, является изменяющимся свойством, которое немедленно исчезло.
Исходя из требований Единобожия мутазилиты отрицали не только многобожие и придание Аллаху человеческих свойств, таких как руки, глаза, место, перемещение, они отрицали также самостоятельное существование Божественных атрибутов, рассматривая их как проявления сущности Аллаха, с которой эти свойства неразрывно связаны. В частности, они отрицали атрибут «речь», и выдвигали тезис о сотворенности Корана во времени. Мутазилиты говорили: «Если Коран вечен, то значит, есть нечто, такое же вечное как сам Аллах, а это многобожие». Этим тезисом они больше всего и запомнились в истории, и их учение стало ассоциироваться именно с ним. Существует версия, согласно которой мутазилиты были вынуждены признать сотворенность Корана после спора с христианами, во время которого последние заявили, что в Коране Иса (Иисус Христос) назван Словом от Бога [Примером может служить следующий аят: «Вот сказали ангелы: “О Марьям! Воистину, Аллах радует тебя вестью о Слове от Него, имя которому — Мессия Иса сын Марьям”». Сура «Али Имран», аят 45.], а если Его Слово вечно, следовательно, и Иса является вечным.
2. Мутазилиты сходились в том, что желание, слух и зрение не являются реальными понятиями, существующими в Его сущности, но расходились во мнениях относительно того, как именно они существуют
3. Все мутазилиты отрицали возможности увидеть Аллаха глазами в будущей жизни. Также они отрицали уподобление Аллаха человеку в любом отношении: положения, места, облика, тела, занятия пространства, перемещения, прекращения, изменения, чувствительности. Те аяты Корана, в которых говорилось о чем-то подобном, мутазилиты толковали иносказательно. Это они называли учением о Единобожии.
4. Мутазилиты считали, что человек способен действовать самостоятельно, именно человек — творец своих поступков, как хороших, так и плохих. Награду и наказание в будущей жизни человек получит в соответствии с тем, что он делает в этой жизни. Недопустимо приписывать Аллаху зло, несправедливость, неверие, так как в этом случае Его следует считать несправедливым. Точно также, если бы Он сотворил справедливость, то Он был бы справедливым.
5. Мутазилиты утверждали, что Аллах совершает только благо и добро, и Своей мудростью заботится о благе людей. Что касается наилучшего и Божьей милости, то в отношении их необходимости между ними были разногласия. Это они называли учением о Божественной справедливости.
6. Все мутазилиты единодушны в том, что если верующий покинул этот мир в повиновении Аллаху, раскаявшись в своих грехах, то он заслужил награду. Если же человек покинул этот мир, не раскаявшись в тяжком грехе, который он совершил, то он заслужил вечное нахождение в аду, но его наказание будет легче, чем у неверных. Это они называли учением об обещании и угрозе.
Обещание означает, что если Аллах обещал рай покорным, то Он обязан выполнить свое обещание, то есть человек сам должен заслужить право быть в раю. Угроза означает, что если Аллах обещал наказать грешника, то ни милосердие Аллаха, ни заступничество Пророка не помогут ему, и Аллах обязан ввергнуть такого грешника в ад. Таким образом, все находится в руках самого человека.
7. Мутазилиты говорили о том, что человек обязан познать Аллаха и возблагодарить Его за Его милость еще до ниспослания Откровения. Хорошее и мерзкое необходимо познать разумом. Также необходимо совершать хорошее и избегать мерзкого. Ниспослание религиозных обязанностей — милость Создателя Всевышнего, Он посылает их людям через Пророков в качестве испытания и проверки, «чтобы погиб тот, кто погиб при полной ясности, и чтобы жил тот, кто жил при полной ясности».
8. Относительно имамата среди мутазилитов не было общего мнения. Часть мутазилитов придерживалась мнения о необходимости избрания имама, а другая часть утверждала обязательность назначения и ясного указания.
9. Аш-Шахрастани не указал еще одну основу мутазилизма — «повеление одобряемого и запрещение порицаемого», которая означает необходимость всеми силами способствовать победе добра и искоренению зла. Поэтому они допускали возможность смещения грешного халифа, и восстания против его власти.
Теперь мы расскажем об особенностях учения каждого мутазилитского толка в отдельности.
|