Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Хузайлиты
Хузайлиты — последователи Абу аль-Хузайла Хамдана ибн Хузайла аль-Аллафа [Абу аль-Хузайл Хамдан (Мухаммад) ибн Хузайл аль-Аллаф (749–840-е гг.) — лидер мутазилитов Басры. Некоторое время жил в Багдаде. Тесно общался с Аббасидским халифом аль-Мамуном.]. Он был духовным вождем и предводителем мутазилитов, упорядочившим их учение и защищавшим его. Мутазилизм он перенял от Усмана ибн Халида ат-Тавила, который ссылался на Васила ибн Ата.
Отличительные особенности учения аль-Хузайла:
а) Хузайлиты говорили, что Аллах Знающ посредством знания, и Его знание — Его сущность, Всемогущ посредством могущества, и Его всемогущество — Его сущность, Вечноживой посредством вечной жизни, и Его вечная жизнь — Его сущность. Это мнение они заимствовали у философов, которые также говорили, что сущность Аллаха едина и в ней нет множественности. Качества же являются не обратной стороной сущности, а непосредственно самой сущностью. Разница между положением: «Знающий по своей сути, а не посредством знания», — и положением: «Знающий посредством знания, которое есть Его сущность», — в том, что в первом случае — это отрицание качества, а во втором — признание сущности, которая сама по себе и есть качество, или признание качества, которое само по себе есть сущность. И когда Абу аль-Хузайл признал эти качества разновидностями сущности, это — то же самое, что «ипостаси» христиан или «состояния» Абу Хашима [Учение Абу Хашима будет рассмотрено ниже.].
б) Абу аль-Хузайл говорил, что у Аллаха существуют волеизъявления, с помощью которых Он желает чего-либо. Он первый разработал это учение, и в этом за ним последовали поздние теологи.
в) О Слове Творца Абу аль-Хузайл говорил, что часть слова существует не в субстрате. Это слово «Будь!» Другая часть существует в субстрате. Это повеление, запрещение, известие, предупреждение.
г) Мнение Абу аль-Хузайла о предопределении не отличалось от взглядов остальных мутазилитов. Но надо заметить, что он кадарит только в отношении настоящей жизни, а в отношении будущей — джабарит. Он считал, что действия обитателей обеих вечностей (рая и ада) в будущей жизни не подвластны им, и все они сотворены Всевышним.
д) Абу аль-Хузайл говорил, что когда-нибудь существование обитателей рая и ада прекратится, и, в конце концов, они отправятся на постоянный, вечный покой. В том покое собраны наслаждения для обитателей рая, и в нем же собраны страдания для обитателей ада. Это представление близко к учению Джахма[Джахм — имеется в виду Джахм ибн Сафван — известный богослов-джабарит.], который верил в тленность рая и ада. Абу аль-Хузайл разделял это учение именно потому, что, когда в вопросе о возникновении мира он вынужден был прийти к выводу, что явления, не имеющие конца, подобны явлениям, не имеющим начала, так как каждое отдельное явление бесконечно, то он сказал: «Я не говорю о действиях, которые не имеют начала, а говорю, что люди придут к вечному покою». Но как же он рассуждает! Он верит в то, что действия людей обязательно прекратятся, но тогда следует признать, что и покой тоже должен прекратиться.
е) Относительно возможности действовать Абу аль-Хузайл говорил, что это одно из меняющихся свойств, но не такое как здравость ума и тела. Он различал действия души и действия частей тела, говоря: «По отношению к человеку недопустимо существование действий души при отсутствии способности и возможности совершить это действие». Абу аль-Хузайл говорил: «Состояние “он действует” иное, чем состояние “он действовал”. Что произошло от действий человека — является его действием, но его необходимо отличать от цвета, вкуса, запаха и остального, не относящегося к человеку». Относительно возникновения знания в одном человеке при его обучении другим Абу аль-Хузайл говорил, что Аллах создает эти знания в том, кто учится, и при этом эти знания не являются действиями людей.
ж) Относительно размышляющего до ниспослания Откровения он говорил, что тот должен познать Аллаха Всевышнего путем доказательства, а не душой. Если же он будет нерадив в познании Аллаха, то он заслужит вечное наказание. Человек обязан знать красоту хорошего и мерзость плохого, чтобы делать хорошее и отказаться от плохого.
з) Относительно длительности жизни человека и его жизненных благ у Абу аль-Хузайла было мнение, что если человек не будет убит, то тогда он умрет в предопределенный для него момент. Продолжительность жизни не может увеличиваться или уменьшаться [Согласно суннитской и шиитской идеологии продолжительность жизни человека может быть увеличена или уменьшена, относительно установленной первоначально. Это изменение зависит от дел человека, указания на возможность этого есть в хадисах Пророка.]. Жизненные блага бывают двух видов. Первые — это используемые вещи, которые сотворил Аллах и о которых можно сказать, что Он сотворил их именно как жизненные блага для людей. Поэтому, если кто-то говорит, что съел что-то или воспользовался чем-то, что Аллах не сотворил в качестве жизненных благ, то этим самым совершает грех, так как в этих словах присутствует утверждение того, что среди тел есть такие, которые не сотворил Аллах. Вторые — это то, что Аллах определил людям из этих жизненных благ, вследствие чего дозволенное Им из них является долей жизненных благ данного человека, а запрещенное Им не является долей жизненных благ, то есть, не является тем, чем пользоваться разрешено [Абу аль-Хузайл указывает на два различных вида благ. Первые — это абсолютно все, чем теоретически можно пользоваться человеку для удовлетворения своих нужд. Неважно, будь это мясо овцы или свиньи, вино или молоко. Вторые — это те блага, пользоваться которыми разрешил Аллах. Указание на их дозволенность дается нам в шариате.].
и) Аль-Кааби передал со слов Абу аль-Хузайла: «Желание Аллаха это не то же самое, что Он пожелал. Его желание в отношении того, что Он сотворил — это сотворение Им этого». По его мнению, сотворение Аллахом какой-то вещи отличается от самой этой вещи. Сотворение, по мнению Абу аль-Хузайла, — это слово, которое существует вне субстрата. Он говорил, что Всевышний не престанет быть Слышащим, Видящим, в том смысле, что Он услышит и увидит. Таким же образом, Он не престанет быть Всепрощающим, Милосердным, Делающим добро, Карающим, Покровительствующим, Враждующим, Повелевающим, Запрещающим, в том смысле, что все это будет с Его стороны.
к) Аль-Кааби передавал такие слова Абу аль-Хузайла: «Доказательство того, что скрыто, подтверждается только сообщением двадцати человек, среди которых хотя бы один должен быть праведником. На земле всегда есть группа людей, которые являются друзьями Аллаха, они непогрешимые, не лгут и не совершают тяжких грехов. Доказательство именно в их словах, а не в следовании дошедшему до нас хадису, так как большинство людей могут солгать, тем более, если они не являются друзьями Аллаха и среди них нет ни одного безгрешного».
|