Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Дирариты
Дирариты — приверженцы Дирара ибн Амра и Хафса аль-Фарда. Оба они отрицали наличие у Аллаха атрибутов, но при этом утверждали, что Аллах Знающий, Всемогущий в том смысле, что Он не незнающий и не бессильный. Дирариты приписывали Аллаху такую сущность, которую знает только Он сам, и говорили, что это учение изложено со слов Абу Ханифы и группы его приверженцев. Под этим они подразумевали, что Аллах знает Себя через самосозерцание, а не путем доказательства или сообщения об этом. Дирариты считали, что в раю у человека будет шестое чувство, с помощью которого он сможет увидеть Аллаха. Поступки людей, по мнению дираритов, на самом деле сотворены Создателем, а человек только приобретает их. Дирар ибн Амра и Хафс аль-Фард утверждали: «После Посланника Аллаха доказательство лежит только в единодушном мнении общины, а то, что передают с его слов о предписаниях религии через сообщения отдельных лиц — неприемлемо». Со слов Дирара передают, что он не признавал списки Корана Абдаллаха ибн Масуда и Убая ибн Кааба, утверждая, что Аллах не ниспосылал их [Как известно, Посланник Аллаха до своей смерти не успел собрать все аяты Корана в одну книгу. Но после его смерти несколько сподвижников, знавших Коран наизусть, занялись собиранием Корана. Собирать Коран одновременно начали Абдаллах ибн Масуд, Убай ибн Кааб, Али ибн Абу Талиб и Зайд ибн Сабит. После того, как они закончили эту работу, они предоставили мусульманам эти списки. Видимо, между ними существовали некоторые различия в порядке расположения сур или аятов. В различных областях Халифата распространение получил какой-то один из списков. Люди, склонные к созданию конфликтов, со временем стали устраивать разного рода споры о правильности того или иного списка. После этого халиф Усман принял решение создать единую версию Корана, для чего собрал всех знающих сподвижников и под руководством Зайда ибн Сабита они собрали все суры Корана в том виде, который мы имеем на сегодняшний день. Все остальные списки были собраны и закопаны рядом с могилой Пророка.]. О размышляющем до ниспослания откровения дирариты придерживались мнения, что человек не должен своим разумом постигать что-либо, пока не явится Посланник, чтобы сообщить ему повеления и запреты. Дирар ибн Амр утверждал, что имамом не обязательно должен быть курайшит. Напротив, если в притязаниях на имамат сойдутся курайшит и африканец, то предпочтение следует отдать африканцу, так как у него меньше родственников и слабее связи, и если он нарушит положения шариата, то его будет легче свергнуть. Хотя мутазилиты допускали имамат среди некурайшитов, но никогда они не отдавали предпочтения африканцу перед курайшитом.
|