Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Джахизиты
Джахизиты — последователи Амра ибн Бахра Абу Усмана аль-Джахиза [Абу Усман Амр ибн Бахр аль-Джахиз — ученик ан-Наззама. Представитель басрийских мутазилитов. Известно, что он был знатоком хадисов Пророка, талантливым писателем. Во время халифов аль-Мутасима и аль-Мутаваккиля занимал при дворе высокое положение. Но после того, как халиф аль-Мутаваккиль отказался от мутазилитской идеологии, аль-Джахиз потерял свое влияние и даже подвергся репрессиям. Аль-Джахиз был автором множества книг, в основном направленных на опровержение своих идеологических противников, прежде всего, шиитов всех направлений (зайдитов, рафидитов, «крайних»). Умер в 869 г.]. Амр был одним из самых образованных мутазилитов и автором книг, излагавших их учение. Прочитав множество философских работ, он смешал их с Исламом и распространил многие из своих воззрений, благодаря красноречивым выражениям и красоте своего изящного остроумия. Он жил в период правления аль-Мутасима и аль-Мутаваккила и отделился от остальных мутазилитов следующими вопросами:
а) Аль-Джахиз утверждал, что все знания возникают в силу естественной необходимости, от природы, ничто из этого не относится к действиям людей, у человека только воля имеет некоторое участие в этом, действия же его происходят от природы, как говорил Сумама.
б) Амр утверждал, что обитатели ада не будут в нем вечно, а со временем превратятся в природное свойство ада. Он говорил: «Ад притянет к себе обреченных на адские муки, но никто не войдет в него». Его учение об отрицании Божественных атрибутов — это учение философов, а о признании свободы человеческой воли — учение мутазилитов.
в) Аль-Джахиз говорил: «Создатель определяется как Желающий в том смысле, что в Его действиях не может быть невнимательности и незнания, Его нельзя одолеть и принудить к чему-либо. Все разумные существа знают, что Аллах — их Творец, признают, что они нуждаются в Пророке, и убеждены в своем знании. Есть две категории людей: знающие о Единобожии и не знающие о нем, незнающие — прощены, знающие — убеждены. Кто принял Ислам, тот уверовал, что Аллах — не тело и не образ, невидим взорам, Он — справедлив, не создает насилия и не желает неповиновения. Кто уверовал и с глубоким убеждением признал это, тот — верующий. А кто признал это, но затем отверг и признал антропоморфизм и безусловное предопределение (джабр), тот является многобожником, неверным. Тот же, кто не размышлял ни о чем из всего этого, а уверовал, что Аллах — его Господь, и что Мухаммад — Посланник Аллаха, — тот верующий, которого нельзя упрекать и на которого не возложено иной обязанности, кроме этой» [Что ж, согласно такому мнению мусульманину вообще нет никакого смысла изучать все то, в чем разногласят мутазилиты и их противники и встревать в эти бесконечные и бессмысленные споры о сущности Аллаха. Никто не в состоянии познать сущность Всевышнего Аллаха и рационально разъяснить Его величие. Не лучше ли мусульманам удовлетворится тем, чем удовлетворялись сподвижники Пророка, признавая Единобожие и не задавая противоречивых вопросов о состоянии Аллаха. Сам Амр ибн Бахр говорит, что незнание этого вопроса не принесет вреда, но наличие неправильного мнения может привести к выходу из Ислама.].
г) Ибн ар-Раванди передал со слов Амра: «Коран — это тело, которое может превращаться то в человека, то в животное». Это подобно тому, что рассказывают со слов Абу Бакра аль-Ассами, который утверждал, что Коран — это сотворенное тело. Он отрицал свойства и не признавал наличия у Создателя атрибутов. Учение Джахиза — это учение философов. Он и его сторонники больше склонялись к натурфилософам, чем к богословам.
|