Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Хишамиты






 

Хишамиты — сторонники Хишама ибн Амра аль-Фувати [Хишам ибн Амр аль-Фувати — один из видных мутазилитов своего времени. Умер в 833 г.].

Хишам отличался особо сильными преувеличениями относительно свободы человеческой воли. Он отказывался приписывать действия Создателю, даже если о них говорилось в Божественном откровении.

 

а) К его преувеличениям относится высказывание о том, что Аллах не объединяет сердца верующих, а они сами, по своей воле объединяются. Но в Божественном Откровении говорится: «Если бы ты израсходовал все то, что на земле, то не объединил бы их сердца, но Аллах объединил их…» [Коран, сура 8 «Аль-Анфаль», аят 63.]

Аль-Фувати говорил, что Аллах не вызывает у верующих любовь к вере и не украшает ее в их сердцах, но в действительности Всевышний сказал: «… Аллах вызвал в вас любовь к вере и украсил ее в ваших сердцах» [Коран, сура 49 «Аль-Худжурат», аят 7.].

Но самое большое его преувеличение — это отрицание того, что Аллах запечатывает сердца, накладывает печати, устанавливает преграды и тому подобное, о чем говорится в Коране: «Аллах запечатал сердца их и слух их» [Коран, сура 2 «Аль-Бакара», аят 7.], «Нет! Аллах наложил печать на них за их неверие» [Коран, сура 4 «Ан-Ниса», аят 155.], «Мы устроили перед ними преграду и позади них преграду…» [Коран, сура 36 «Йа Син», аят 9.]

Хотел бы я знать, во что верил этот человек? Отрицал аяты Корана как Откровение Всевышнего? Так это открытое высказывание неверия. Или отрицал их буквальный смысл в отношении их связи с Создателем и признавал необходимость их иносказательного толкования? Так это сущность учения его товарищей.

 

б) К представлениям Хишама о доказательстве существования Создателя относится высказывание, что свойства не свидетельствуют о Нем как о Творце, свойства непригодны для доказательства, лишь тела свидетельствуют о том, что Он Творец. Это также странно.

 

в) Об имамате Хишам говорил, что он не утверждается в период смут и разногласий среди людей. Он считал законным утверждение имамата только в состоянии согласия и единства общины. Один из его приверженцев — Абу Бакр аль-Асамм, говорил, что имамат утверждается лишь согласием всей общины до последнего человека. Этим они хотели доказать незаконность имамата Али, поскольку присяга ему имела место в дни смуты без единодушного согласия сподвижников, ведь в каждом краю оставалась группа людей, которая была против него.

 

г) Хишам говорил: «Рай и ад еще не созданы, так как в их существовании нет пользы и в них нет обитателей». Это мнение стало одной из основ идеологии последующих мутазилитов. Хишам признавал «окончательный расчет» [Окончательный расчет — это одно из убеждений мутазилитов, означающее, что после смерти человеку уже ничто не может ни помочь не навредить. Человеку нельзя надеяться на то, что Аллах проявит Свое милосердие к нему и простит его грехи. Человек должен получить в будущей жизни именно то, что он заслужил в этом мире, ведь ему была дана свобода воли и возможность действовать. Также мутазилиты отрицали заступничество Пророка и других близких к Аллаху людей.] и говорил, что только вера производит окончательный расчет со смертью. «Кто повинуется Аллаху, — говорил он, — всю свою жизнь, тогда как Аллах уже знал, что тот совершит нечто, что сделает его поступки тщетными, хотя бы и тяжкий грех, тот не заслужил обещанного воздаяния, и также, наоборот, с наказанием». Из мутазилитов его последователем был Аббад, который вообще отказывался признать, что Аллах сотворил неверного, потому что «неверный» состоит из «неверия» и «человека», Аллах же не творит неверие. Он говорил, что пророчество — это награда за хорошие дела и что оно продолжается до тех пор, пока существует мир.

Аль-Ашари передал со слов Аббада, будто он утверждал, что нельзя говорить: «Аллах продолжает говорить», — или: «Аллах не говорит». В этом с ним согласился аль-Искафи. Оба они считали: «Его нельзя называть “Говорящим”».

Аль-Фувати утверждал, что вещи до их сотворения не существуют, они не являются вещами, они называются вещами только после возникновения. Ради подтверждения этой идеи он запрещал говорить, что Аллах знает вещи до их существования, ибо они не называются вещами.

Хишам разрешал убивать и тайно уничтожать противников своего учения, насильно забирать и красть их имущество, потому что он был убежден в их неверии и считал позволительным пролитие их крови и захват их имущества.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал