Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Мурдариты






 

Мурдариты — сторонники Исы ибн Сабиха, которого называли Абу Муса аль-Мурдар [Абу Муса Иса ибн Сабих аль-Мурдар — один из ведущих ученых среди мутазилитов в Багдаде. Известно, что он был аскетом, специалистом в области хадисов. Жил в период расцвета мутазилитского калама, в середине IX в.].

Аль-Мурдар был учеником Бишра ибн аль-Мутамира. Он вел аскетический образ жизни, за что получил прозвище «мутазилитский монах».

 

От других мутазилитов он обособился несколькими мнениями:

 

а) Аль-Мурдар говорил, что Аллах Всевышний способен лгать и поступать несправедливо, но если бы Он солгал и поступил несправедливо, то Он стал бы лживым, несправедливым богом, — да возвысится Аллах над его словами!

 

б) О произведенных (порожденных) действиях Абу Муса высказал мнение, похожее на мнение своего учителя, но добавил, что путем порождения действие может быть совершено действующим.

 

в) О Коране аль-Мурдар говорил, что люди могут создать книгу подобную Корану по ясности, поэтичности и красноречию. Именно он больше других усердствовал в требовании признать сотворенность Корана и обвинял в неверии тех, кто говорил о его вечности, за признание ими двух предвечных богов.

Абу Муса аль-Мурдар обвинял в неверии также тех, кто тесно общался с правителем, и утверждал, что такой человек не может ни наследовать, ни оставлять наследника. Он считал неверными и тех, кто говорил, что Аллаха можно увидеть. Он был настолько неумерен, обвиняя людей в неверии, что говорил: «Они неверующие, когда говорят: “Нет бога, кроме Аллаха! ”» Однажды Ибрахим ибн ас-Синди спросил аль-Мурдара обо всех жителях земли, и тот сказал, что считает их всех неверными. Тогда Ибрахим сказал ему: «В рай, ширина которого подобна ширине небес и земли, попадешь только ты и трое твоих единомышленников?» Так аль-Мурдар был пристыжен и не нашел ответа.

Учениками Абу Мусы были два Джафара, Абу Зуфар и Мухаммад ибн Сувайд. С аль-Мурдаром общались Абу Джафар Мухаммад ибн Абдаллах аль-Искафи, Иса ибн аль-Хайсам, Джафар ибн Харб аль-Ашаджж. Аль-Кааби передал со слов двух Джафаров: «Аллах сотворил Коран на хранимой скрижали, и он не мог быть перенесен, так как одна вещь не может находиться в двух местах в одном состоянии. А то, что мы читаем как Коран — это повествование о первоначально написанном на хранимой скрижали. Его (Коран) сделали и создали мы». Из различных мнений о Коране он избрал именно это.

Относительно способности разума определять добро и зло оба Джафара говорили, что разум делает необходимым познание Аллаха со всеми Его решениями и атрибутами еще до ниспослания религиозного закона. Человек должен знать, что, если он проявит нерадение, не познает Аллаха и не будет благодарить Его, то Он накажет его вечным мучением.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал