Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Байхаситы






 

Байхаситы — приверженцы Абу Байхаса аль-Хайсама ибн Джабира.

Во времена правления аль-Валида ибн Абд аль-Малика [Аль-Валид ибн Абд аль-Малик — шестой халиф династии Умаййадов.] Абу Байхаса преследовал аль-Хаджадж [Аль-Хаджадж ибн Юсуф прославился своей преданностью семейству Умаййа, но прежде всего, своей жестокостью. В достижении своих целей, а именно, установления полного господства Умаййадов, Хаджадж использовал любые средства, не считаясь ни с жизнями людей, ни даже со святостью Мекки. При осаде Мекки его войском он приказал обстреливать город из катапульт, вследствие чего была повреждена Кааба. За свои заслуги он был назначен наместником всего востока халифата на долгие годы, фактически став его правителем, как много лет назад его соплеменник Зияд ибн Абихи. Юсуф вел активную борьбу с шиитами и хариджитами, и благодаря его усилиям власть Умаййадов значительно укрепилась.], и он бежал в Медину. Там его преследовал Усман ибн Хаййан аль-Мазини, который посадил Абу Байхаса в темницу. Он вел с ним беседы, пока не поступило письмо от аль-Валида с приказом отрубить ему руки и ноги, а затем убить. Усман выполнил приказ халифа.

Взгляды Абу Байхаса таковы. Он утверждал, что ни один человек не может считаться мусульманином до тех пор, пока не овладеет знаниями об Аллахе, о Его Посланнике, знаниями того, что принес с собой Посланник Аллаха, не примет покровительство друзей Аллаха и не отречется от врагов Аллаха. Далее, человек должен знать то, что содержится в шариате, что запретил Аллах, и о чем в Коране содержится угроза, он должен знать не только все эти положения, но и их толкования и следовать им. Знать то, с чем человек не сталкивается часто, не обязательно, пока он не столкнется с какой-либо ситуацией в своей жизни. Но если он столкнулся с чем-то, то он обязательно должен остановиться, узнать положение на этот счет и не совершать ничего без знания. Абу Байхас не разделял точку зрения тех, кто говорил: «Мы сомневаемся относительно того, кто впадает в запретное, не зная, в дозволенное он впадает или в запретное». Абу Байхас сказал: «Он обязан был знать это! Вера — это знание всего истинного и ложного. Вера — знание в сердце, а не слова и дела». С его слов передают: «Вера — это признание обязательности и знание, но не одно из этих двух дел».

Основная масса байхаситов придерживалась мнения, что знание Ислама, полное признание истинности всех его положений, и поступки в соответствии с этим знанием — все это вместе и есть вера. Часть из них утверждала, что запрещено только то, что содержится в словах Всевышнего: «Скажи: “В том, что открыто мне, я нахожу запретным употреблять в пищу только мертвечину, пролитую кровь и мясо свиньи, которая является скверной, а также недозволено мясо животных, заколотых не ради Аллаха”» [Коран, сура 6 «Аль-Анам», аят 145.]. Все, что кроме этого — дозволено.

Среди байхаситов есть две секты. Первые говорят: «Кто вернулся из “страны переселения” и стал отсиживаться дома, от такого мы отказываемся». Вторые говорят: «Нет, мы не отказываемся от них, потому что они вернулись к тому, что дозволено Аллахом».

Обе эти секты утверждают, что если имам какой-либо группы неверный, то неверные и все его подданные.

К байхаситам относится секта, последователей которой называли «сторонниками разъяснения». Они утверждали, что если кто-то из мусульман свидетельствует словами исповедания веры, то он должен начинать с разъяснения свидетельства, каково оно есть.

Последователи еще одной байхаситской секты назывались «сторонниками вопроса». Они говорили: «Человек является мусульманином, если он произнес оба свидетельства исповедания веры [Оба свидетельства исповедания, т. е. свидетельствование того, что нет бога, кроме Аллаха, и свидетельствование, что Мухаммад является Посланником Аллаха.], отрекся от врагов Аллаха, признал покровительство друзей Аллаха и уверовал целиком в то, что пришло от Аллаха Всевышнего. Если он не знает что-то из религии Аллаха, то он спрашивает о том, что предписал ему Аллах. Незнание какого-либо положения шариата не вредит человеку, пока он не столкнулся с этим в жизни. Если совершающий запретное не узнает, что это запретно, и будет продолжать делать это, то он является неверным».

В отношении детей они придерживались такого мнения: дети верующих — верующие, дети неверных — неверные. В отношении свободы воли они соглашались с кадаритами, говоря, что Аллах предоставил людям право выбора, и Он не принуждает их в совершении тех или иных действий. Основная масса байхаситов отреклась от них.

Некоторые из байхаситов говорили, что не следует выносить решение о неверии человека, совершающего запретное, пока его случай не будет представлен правящему имаму, а уже тот вынесет решение. Все, на что нет запрета, — прощается.

Другие байхаситы говорили, что опьянение, если оно было следствием питья, — дозволено, и опьяневший не наказывается за то, что он сказал и сделал в состоянии опьянения.

Но некоторые байхаситы говорили, что опьянение — это неверие. В то же время они считали, что человек не становится неверным из-за употребления опьяняющих напитков, пока к этому не присоединится какой-нибудь другой тяжкий грех, например, оставление молитвы, клевета на добродетельного мужчину.

Среди хариджитов были приверженцы Салиха ибн Мусарриха [Салих поднял восстание в Дара в 695 г. В битве с халифскими войсками он был тяжело ранен и вскоре скончался. Его место занял Шабиб ибн Язид. Шабиб был разгромлен войсками Хаджаджа.]. О нем не известно, что он высказал какое-либо особое мнение, которым бы он отличался от других хариджитов. Он востал против Бишра ибн Марвана, и тот послал против него аль-Хариса ибн Умайра или аль-Ашаса ибн Уайра аль Хамдани. В замке Джалула Салих был ранен, и тогда он поставил на свое место Шабиба ибн Язида ибн Нуайма аш-Шайбани по прозвищу Абу-с-Сахара. Он захватил Куфу, убив двадцать четыре эмира из войска аль-Хаджаджа. Потом он бежал в Ахваз. На одной из переправ через реку, но утонул. Последними его словами были: «Таково предопределение Всемогущего, Всеведущего!»

О Шабибе известно, что потом он отрекся от Салиха и оставил его, затем воевал против Салиха, говоря о своем праве на имамат. Идеология Шабиба не отличалась от того, чего придерживались байхаситы. Однако его храбрость, сила, достойное поведение с врагами отличали его от остальных хариджитов. Истории о нем приводятся в книгах.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.009 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал