![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Аджрадиты
Аджрадиты — приверженцы Абд аль-Карима ибн Аджрада, который первоначально поддерживал учение надждитов. Также говорят, что он был сторонником Абу Байхаса, но затем отрекся от него и разработал свое учение. Аджрадиты придерживались следующих взглядов: ● необходимо отречься от ребенка, пока его не призовут принять Ислам, призывать же его необходимо тогда, когда он достигнет зрелости; ● дети многобожников будут в аду вместе со своими отцами [Имеется в виду, если дети многобожников будут убиты в ходе войны.]; ● имущество не считается дозволенным, пока не убит его владелец; ● они не ругали тех, кто отсиживается дома, если знали об их религиозности; ● переселение к ним они считали желательным, но не обязательным; ● совершивших тяжкий грех они считали неверными; ● говорят, что они отрицали существование в Коране суры «Юсуф». Как аргумент они приводили свое мнение, что эта сура рассказывает о страстной любви и поэтому не может быть частью Корана. Позднее аджрадиты распались на мелкие секты. У каждой секты было особое мнение в каком-либо из вопросов, но так как все они относились к аджрадитам, мы подробно сообщим о них ниже.
а) Салтиты — приверженцы Усмана ибн Аби-с-Салта, который отделился от аджрадитов сказав: «Если человек принимает Ислам, то мы принимаем его, но отказываемся от его детей, пока они по достижению зрелости не примут Ислам». С их слов передают: «На детей многобожников и мусульман не распространяются ни покровительство, ни враждебность, пока они не достигнут зрелости. Тогда их призывают принять Ислам, и они либо принимают веру, либо отвергают ее».
б) Маймуниты — приверженцы Маймуна ибн Халида. Он был аджрадитом, но отличался от них следующими взглядами: ● человек обладает свободой воли, в этом он согласился с мутазилитами; ● действие является творением и созданием человека; ● он утверждал, что возможность совершить действие предшествует самому действию; ● он говорил, что Аллах Всевышний желает только добра, а не зла. Аллах не желает неповиновения людей. Аль-Хусайн аль-Карабиси в своей книге о хариджитах рассказал, что маймуниты допускали браки с дочерьми дочерей и дочерьми детей братьев и сестер. Они говорили, что Аллах запретил браки с дочерьми и дочерьми братьев и сестер, но не запрещал браки с детьми последних. Аль-Кааби и аль-Ашари передали со слов маймунитов, что они отрицали существование суры «Юсуф» в Коране. Они говорили о необходимости борьбы с правителем и с любым, кто поддерживает его власть [То есть борьба с теми, на кого опирается власть — сборщиками налогов, государственными служащими, судьями, военачальниками.]. С теми же, кто не присягнул правителю, бороться можно только в том случае, если они являются активными противниками хариджитов. Маймуниты считали, что дети многобожников будут в раю.
в) Хамзиты — приверженцы Хамзы ибн Адрака. Во всех положениях они были единодушны с маймунитами, кроме своего убеждения в том, что дети их врагов и многобожников попадут в ад. Хамза был одним из приверженцев аль-Хусайна ибн ар-Рукада, который поднял восстание в Сиджистане среди жителей Аука. Халаф аль-Хариджи не согласился с ним относительно признания свободы воли и права на главенство, и каждый из них отрекся друг от друга. Хамза допускал существование двух имамов одновременно, пока не установилось единство и не побеждены враги.
г) Халафиты — приверженцы Халафа аль-Хариджи. Это хариджиты Кермана и Мекрана [Керман и Мекран — города на территории современного Ирана.]. Они не соглашались с признанием свободы воли, а предопределение добра и зла приписывали Аллаху, в этом они были согласны с суннитами. Халафиты спорили с хамзитами и указывали им на следующее противоречие, говоря: «Вы говорите: “Если бы Аллах наказывал людей за действия, которые Он же им и предопределил, то Он был бы несправедлив”, — но при этом вы утверждаете, что дети многобожников попадут в ад, хотя они не совершили никакого греха и не оставили никакого следа». Ведь это удивительное и необъяснимое противоречие!
д) Атрафиты — секта, придерживающаяся учения Хамзы ибн Адрака о признании свободы воли. Их особенностью было то, что они прощали жителей окраин за пренебрежение теми предписаниями шариата, о которых те не знали, если они исполняли то, обязательность чего познается разумом. Атрафиты признавали умозрительные обязанности, как говорили кадариты. Их главой был Галиб ибн Шазик из Сиджистана. К ним относятся мухаммадиты — приверженцы Мухаммада ибн Ризка, который был одним из приверженцев аль-Хусайна ибн ар-Рукада, а затем отрекся от него.
е) Шуайбиты — приверженцы Шуайбы ибн Мухаммада. Первоначально вместе с Маймуном ибн Халидом он был среди аджрадитов. Шуайб отказался от них, когда те признали свободу воли, после чего основал собственное учение. Шуайб говорил: «Аллах творит поступки людей, а раб Божий приобретает их силой и желанием, отвечает за них добром и злом, получает за них награду и наказание. Ничто не существует в мире без желания на то Аллаха». В этом положении он был близок с ашаритами. В отношении имамата он придерживался обычного мнения хариджитов. Он разделял взгляды аджрадитов о детях, об отсиживающихся дома, о покровительстве друзьям Аллаха и отречении от врагов Аллаха.
ж) Хазимиты — приверженцы Хазима ибн Али. Они придерживались мнения Шуайба о том, что Аллах — Творец людских поступков, и что в Его власти только то, что Он желает. Они признавали «окончательный расчет». Это означает, что Аллах покровительствует людям или отрекается от них исключительно в соответствии с той верой, с которой они умрут. Также они говорили, что Аллах не перестанет любить Своих друзей и ненавидеть Своих врагов. С их слов передавали, что они колебались в отношении Али, не высказываясь об отречении от него. В отношении других они открыто говорили об отречении.
|