Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Гасаниты
Гасаниты — последователи Гасана аль-Куфи. У Гасана было свое мнение о том, что такое вера. Он полагал, что вера — это знание об Аллахе, Его Посланнике, а также признание того, что ниспослал Аллах, и того, что сообщил Посланник, в общем, без подробностей. Вера или есть, или ее нет, она не увеличивается и не уменьшается. Гасан утверждал, что если некто скажет: «Я знаю, что Аллах запретил есть свинью, но я не уверен в том, что свинья, мясо которой Он запретил, — это именно свинья; может, это овца или другое животное?» — то он все равно является верующим. Если некто скажет: «Я знаю, что Аллах предписал паломничество к Каабе, но я не знаю, где Кааба. Может быть, она в Индии?» — то и такой человек тоже является верующим. Этими примерами Гасан стремился показать, что вопросы, подобные этим, не касаются основ веры, и их незнание не выводит человека из Ислама и не лишает его веры. Но это не означает то, что Гасан сомневался в чем-то из этого. Это удивительные слова! Ведь разумный человек не может сомневаться, в какой стороне находится Кааба, и не видеть разницы между свиньей и овцой. Гасан к тому же утверждал, что Абу Ханифа тоже был мурджиитом и разделял его взгляды, — да помилует его Аллах! Возможно, он оболгал его. Абу Ханифу и его приверженцев ерисиографы обычно называли суннитскими мурджиитами, возможно, из-за слов Абу Ханифы: «Вера — это признание истинности Аллаха сердцем, она не увеличивается и не уменьшается» — понятых в том смысле, что без искренней веры благие дела не приносят пользы, как совершение греха не причиняет вреда искреннему верующему. Но разве можно представить себе, чтобы ученый, разработавший огромное количество положений фикха [Фикх — наука, занимающаяся разработкой норм исламского права во всех областях жизни человека и государства.] для жизни и деятельности мусульман, придавал делам человека лишь второстепенное значение? Скорее всего, мурджиитские взгляды были приписаны Абу Ханифе, поскольку он был противником кадаритов и мутазилитов, а последние называли мурджиитами всех, кто выступал против них в вопросе о свободе воли. Так же поступали и ваидиты [Ваидиты, которых рассматривают как одну из хариджитских сект, считали, что совершивший тяжкий грех обречен на вечное пребывание в аду.]. Вероятно, прозвищем «мурджиит» Абу Ханифа обязан именно мутазилитам и хариджитам. А лучше всего знает Аллах!
Абу Ханифа ан-Нуман — один из крупнейших исламских ученых. Он родился в 699 г. х. в Куфе. В молодые годы Абу Ханифа прославился участием в диспутах между различными группами мусульман, но затем оставил это поприще и занялся изучением фикха. Со временем Абу Ханифа стал самым авторитетным ученым в этой области не только в Куфе, но и во всем Ираке. Он разработал свои методы и приемы выведения правовых норм, отличные от тех, которые использовали его современники. Абу Ханифа считается основателем школы права и мазхаба, получившего название ханафитский. В настоящее время именно ханафитский мазхаб наиболее распространен среди мусульман. Сейчас трудно сказать однозначно, каких взглядов придерживался Абу Ханифа. Некоторые считали его мурджиитом, как упомянул аш-Шахрастани. Кроме того, известно, что Абу Ханифа был приверженцем Зайда ибн Али ибн аль-Хусайна; он помогал ему деньгами и поддержал его восстание в 740 г. Ученый выступал против Умаййадов и высказывался за передачу власти потомкам Али ибн Абу Талиба. Несмотря на многочисленные просьбы, уговоры и угрозы он отказывался занимать при Умаййадах какие-либо посты, за что подвергся жестоким преследованиям со стороны умаййадского наместника Куфы. Абу Ханифа был брошен в тюрьму, прошел через пытки, но так и не отказался от своих убеждений. Однако под давлением общественного мнения наместник был вынужден отпустить ученого, после чего тот вместе с семьей переселился в Мекку. Там он прожил до свержения династии Умаййадов. Первоначально Абу Ханифа, как и многие другие, поддерживал приход к власти Аббасидов, считая, что имам должен быть потомком Пророка, к которым себя относили Аббасиды. Но, когда Аббасиды проявили свою враждебность к потомкам Али, Абу Ханифа рассорился с халифом и отвернулся от Аббасидов, не желая принимать от них ни должности, ни деньги. После кровавого подавления восстания потомков Али в 762 г, Аббасиды начали жестоко преследовать Алидов, убивая их и забирая их имущество. Когда Абу Ханифа активно выступил против такой несправедливости, разгневанный халиф приказал высечь старого ученого. До самой своей смерти в он подвергался различного рода репрессиям со стороны Аббасидского режима. Сунниты считают Абу Ханифу одним из своих величайших ученых. С огромным уважением относятся к нему и зайдиты из числа шиитов, основывая на его мнении многие положения своего мазхаба. Возможно, в течение жизни позиция Абу Ханифы изменялась, и в вопросе сущности веры он склонялся к мнению мурджиитов, а в вопросе имамата — к зайдитам. К сожалению, сквозь толщу веков мы не можем определить, каковы на самом деле были взгляды этого ученого. После себя Абу Ханифа оставил множество детально разработанных положений фикха и целую плеяду талантливых учеников, продолживших его дело в области изучения исламского закона.
|