Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Мухтариты






 

Мухтариты — приверженцы аль-Мухтара ибн Абу Убайда ас-Сакифи по прозвищу Кайсан. Сначала он был хариджитом, затем некоторое время поддерживал Абдаллаха ибн аз-Зубайра, затем исповедовал шиизм, и в конце концов стал основателем нового учения, приверженцев которого называли кайсанитами.

Он признавал имамат Мухаммада ибн аль-Ханафии после эмира верующих Али или после аль-Хасана и аль-Хусайна. Он призывал людей признать Мухаммада имамом. Себя Мухтар представлял одним из его представителей и доверенных лиц. Часто Мухтар излагал свои выдумки и приписывал их Мухаммаду. Когда Мухаммад узнал обо всем этом, он отрекся от него. Он публично объявил, что не имеет никакого отношения к Мухтару, а тот действует исключительно в своих личных интересах.

Всего, что Мухтару удалось сделать, он достиг благодаря двум вещам. Во-первых, свое учение и призыв он приписывал Мухаммаду ибн аль-Ханафии.

Во-вторых, он взялся отомстить за кровь аль-Хусайна ибн Али, днем и ночью занимаясь борьбой с теми, кто был замешан в его убийстве.

Одним из основополагающих принципов учения Мухтара было представление об изменении мнения у Всевышнего Аллаха. Мухтар говорил, что изменение мнения бывает нескольких видов:

— изменение мнения относительно знания чего-либо, когда Ему становится очевидным противоположное тому, что Он знал.

Я не представляю, чтобы разумный человек поверил в это!

— изменение мнения относительно желания чего-либо, когда Он желает противоположное тому, что пожелал раньше;

— изменение мнения относительно приказа, когда Он приказывает что-то, но через некоторое время приказывает что-то другое, противоположное первому приказу [Изменение приказа — это не то же самое, что изменение мнения. В пользу изменения приказа можно привести случай с Пророком Ибрахимом и его сыном Исмаилом. Аллах приказал Ибрахиму принести сына в жертву, но потом отменил этот приказ, и заменил Исмаила жертвенным животным. Также известно, что со времени ниспослания первого Пророка Адама Всевышний Аллах изменял некоторые предписания Шариата, отменяя какие-либо из его положений, что-то разрешая, а на что-то накладывая запрет.].

Причина того, что Аль-Мухтар уделял так много внимания изменению мнения, была в следующем. Часто он говорил, что через такое-то время произойдет такое-то событие. Это знание он преподносил либо как откровение свыше, либо как сообщение от имама. Если он обещал своим приверженцам, что что-то случится, и оно действительно случалось, то этот факт он преподносил как неоспоримое доказательство истинности своего призыва и помощи от Аллаха. Если же то, что он обещал, не происходило, он говорил: «Ваш Господь изменил решение».

Аль-Мухтар не различал отмену постановлений шариата и изменение мнения. Он говорил: «Если допустима отмена постановлений шариата, то допустимо и изменение мнения».

Как было сказано, сам Мухаммад ибн аль-Ханафия отрекся от Мухтара, когда ему стало известно, что тот обманывает людей, выдавая себя за его эмиссара и доверенного человека. Также он отрекся от заблуждений, порочных толкований и приукрашенных выдумок, принадлежащих Мухтару.

Одна из таких выдумок касалась принадлежащего ему старого кресла. Мухтар покрыл его парчой, украсил всевозможными украшениями и заявил: «Это одна из реликвий эмира верующих Али, да возвеличит его Аллах! — подобная ковчегу завета у израильтян. Когда Кайсан сражался со своими противниками, он ставил это кресло на открытое пространство перед строем и говорил: Сражайтесь, победа и успех за вами! Это кресло занимает среди вас место ковчега завета среди израильтян, в нем благодать и помощь. Ангелы сверху спустятся в помощь вам».

Известен рассказ о белых голубях, которые появились в небе. До этого Мухтар говорил своим людям, что ангелы спустятся в образе белых голубей.

Рифмованная проза, которую он сочинял, известна как самое пустое сочинение.

Связать себя с Мухаммадом ибн аль-Ханафией его заставила добрая вера в него и любовь со стороны простого народа. Мухаммад был человеком большой учености, обширных знаний, обладал проницательным умом. Эмир верующих поведал ему обстоятельства грядущих бедствий и открыл ему пути познания. Мухаммад избрал уединение и предпочел славе безвестность.

Говорили, что он был хранителем знания об имамате, пока не передал это наследие тому, кто его достоин.

Сейд аль-Химйари и поэт Кусайр Аззы были его приверженцами. Кусайр сказал о нем:

Да! Имамов из Курайша,

попечителей истины четверо равных:

Али, и трое его сыновей.

Это внуки Пророка, с которыми у него нет тайн.

Один внук — внук веры и праведности.

Второго внука скрыла Кербела.

Третий внук не вкусит смерти,

пока не встанет во главе конницы,

со знаменем впереди.

Он скрылся невидимый среди них

на время в ущелье Радва.

Мед и вода перед ним.

 

Сейд аль-Химйари верил в то, что ибн аль-Ханафия не умер, что он пребывает на горе Радва, между львом и тигром, охраняющими его. Перед ним два источника, текущие водой и медом. Он вернется после сокрытия, чтобы наполнить землю справедливостью, как ныне она наполнена несправедливостью.

Именно аль-Химйари первым высказался о сокрытии имама и его возвращении из сокрытия, что затем признали и другие шииты. Это мнение распространилось среди кайсанитов и было признано ими одной из основ религии.

После смерти Мухаммада ибн аль-Ханафии кайсаниты разошлись во мнениях относительно того, кто является следующим имамом, и каждое расхождение стало отдельным учением.

 

Кайсаниты-мухтариты оставили заметный след в ранней истории Ислама.

Предыстория восхождения Мухтара такова. Мухтар, будучи активным сторонником Абдаллаха ибн аз-Зубайра, с разрешения последнего отправился в Куфу и прибыл туда, ориентировочно, в 684 г. Однако вместо того, чтобы выступать в защиту интересов Абдаллаха, он стал вести пропаганду в пользу Мухаммада ибн аль-Ханафии, называя себя его представителем. Мухтар был задержан властями города, но по просьбе Абдаллаха ибн Умара ибн аль-Хаттаба, который доводился ему родственником, был отпущен с условием не поднимать смуту в городе.

После смерти халифа Язида ибн Муавии центральная власть потеряла контроль над восточной частью халифата. В Куфе вспыхнуло шиитское восстание, направленное на свержение власти Умаййадов, возглавленное несколькими сподвижниками Пророка. Восставшие выступили под лозунгом: «Месть за смерть аль-Хусайна». Они напомнили куфийцам, что именно они виновны в смерти внука Пророка: это они пригласили его в город, а затем предали, не оказав поддержки. Смыть с себя этот грех куфийцы могли, лишь отомстив убийцам аль-Хусайна. Для этого был сформирован отряд добровольцев-мстителей, называвших себя «таввабин» — кающиеся, который выступил в поход на Сирию, где находились убийцы аль-Хусайна — Убайдаллах ибн Зияд и другие. Там повстанцы вступили в неравный бой с сирийской профессиональной армией, возглавляемой ибн Зиядом, и потерпели сокрушительное поражение, понеся большие потери. Все их лидеры погибли. Немногие уцелевшие по предводительством Мухтара возвратились в Куфу.

В это время формальным правителем Куфы был Абдаллах ибн аз-Зубайра. Мухта, сплотив вокруг себя шиитов Куфы, внезапно поднял восстание против представителей ибн аз-Зубайра и захватил власть в городе. Укрепившись в городе, Мухтар стал планомерно расправляться с куфийцами, замешанными в убийстве аль-Хусайна. Вскоре под контроль Мухтара перешли почти весь Ирак и часть Персии. Исламское государство раскололось на три враждующих между собой области: Сирия и Египет, власть в которых принадлежала Умаййадам; Хиджаз и Басра, которыми правил ибн аз-Зубайр; Куфа и восточные области, контролируемые Мухтаром. Кроме этого, в некоторых районах халифата начинали набирать силу хариджиты.

Мухтар пытался расшить сферу своего влияния. Первым его шагом в этом направлении стал неудачный поход против 80-тысячной сирийской армии. Посланное им войско, увидев огромное численное превосходство противника, без боя отступило в Куфу. Очередная проблема ожидала Мухтара в Куфе, где против него выступило местное население, но это восстание было подавлено силами Ибрахима ибн аль-Аштара. Желая воспользоваться противостоянием ибн аз-Зубайра и Абд аль-Малика ибн Марвана, халифа династии Умаййадов, Мухтар попытался нанести удар по ибн аз-Зубайру и захватить часть его территорий. Но у ибн аз-Зубайра нашлись силы для того, чтобы нанести поражение армии противника. Лишь в 687 г. войскам Мухтара, возглавляемым Ибрахимом ибн аль-Аштаром, удалось одержать победу над Умаййадами.

Опасаясь дальнейшего усиления Кайсана, Абдаллах ибн аз-Зубайр решил покончить с ним раз и навсегда. Войска басрийцев под командованием брата аз-Зубайра Мусаба выступили в поход против Мухтара. После ряда проигранных сражений Ал-Мухтар с несколькими сотнями последних сторонников был осажден в своем куфийском дворце. Возможно, решающую роль в поражении Мухтара сыграло то, что его лучший военачальник Ибрахим ибн аль-Аштар после победы над армией Умаййадов отказался подчиняться Мухтару и оставил его без поддержки. В апреле 687 г. Мухтар погиб во время вылазки из осажденного дворца, после чего его сторонники сдались Мусабу и все, за редким исключением, были казнены.

По мнению некоторых ученых, взгляды Мухтара оказали огромное влияние на шиизм, прежде всего, на развитие его идеологических аспектов. Благодаря этому влиянию, шиизм превратился из политического движения сторонников передачи власти «семейству Пророка», в частности, Али и его потомкам, в обособленную идеологическую школу, учение которой приобрело ряд отличительных признаков. Мухтар первым высказал идеи, вошедшие впоследствии в вероучение большинства шиитских сект: сокрытие имама, его возвращение после смерти, воплощение в имаме Божественной частицы, переселение душ и, главное, — концепция Махди.

Согласно хадисам, в конце времен появится Махди, последний потомок Пророка, который объединит мусульман и избавит мир от охвативших его ужасающего нравственного падения, бесчестия, несправедливости, лицемерия и горестей. Несмотря на некоторые различия, веру в приход Махди разделяли большинство мусульман, но именно у Мухтара Махди приобретает сверхчеловеческие черты, существуя вне законов пространства и времени. Это тот, кого люди ожидают, как высохшая земля ждет дождя. Махди — беспрецедентная личность в истории человечества, он единственный в своем роде, его невозможно сравнить с кем-либо в силу отсутствия какого-либо сходства. Махди — это тот, кто перевернет имеющиеся представления, он напрямую ведом Аллахом, ему подвластно все сущее, он способен управлять вселенной. Это тот, кто установит идеальную справедливость и уничтожит всякую несправедливость. Он — доказательство могущества Аллаха. Он выше всякого Пророка и Посланника и своим значением затмевает фигуру Иисуса Христа, в приход которого также верят мусульмане. Христос должен решить всего один вопрос — указать христианам на их ошибку, объяснить им, что он не Бог, а только Его Посланник. Махди, а не Иисус — истинный правитель мира в конце времен. Пророки Хидр, Иисус и Ильяс станут его помощниками и будут читать молитву позади него. Все это показывает высочайшее положение Махди. Махди соединит в себе все знания и способности предыдущих Пророков. Он будет обладать такими предметами как перстень Пророка Сулеймана, посох Пророка Мусы, он отыщет ковчег завета. Он сможет растолковать в Коране то, что не растолковал даже Пророк Мухаммад. Он объяснит значение всего, даже значение и смысл тех букв, которые есть в начале некоторых сур и истинный смысл которых никто не знает. Но и это еще не все. Некоторые полагают, что после победы Махди исчезнет само понятие греха, поскольку Махди уничтожит первопричину всякого греха — проклятого Иблиса, навсегда избавив мир от искусителя.

После этого идея о получила такое широкое распространение, что в данный момент приход Махди ждут все мусульмане. Если для суннитов вера в пришествие ожидаемого, ведомого Аллахом Махди — это просто одна из основ их идеологии, верить в которую обязательно, то для шиитов это краеугольный камень, на котором стоит все их учение [Общеизвестно, что в Священном Коране нет ни одного аята, в котором бы упоминался Махди. Что же касается хадисов о Махди, которые записаны в суннитских сборниках, то их существует огромное количество, возможно, более ста. Среди этих хадисов есть выдуманные, слабые, и их большинство, и есть несколько хороших, например: «Махди из моего рода и из потомков Фатимы». В тех нескольких хадисах, которые признаны хорошими или даже достоверными, нет никаких конкретных сведений о Махди, а дается только информация, что в последние времена он будет на земле. У шиитов же существует еще бó льшее количество хадисов о Махди, да и в каждой своей книге они уделяют ему отдельную главу. Суннитами и шиитами о Махди написано множество книг и статей, желающие могут подробнее изучить этот вопрос самостоятельно. Правда, некоторые исламские ученые считали, что все пророчества о приходе Махди являются лишь выдумкой шиитов.].

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.009 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал