Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Форшлаг ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2
В средневековье форшлаги изображались в виде крючочков, черточек, маленьких лиг перед главной нотой. Обычно они исполнялись очень коротко. В 18 ст. появляются долгие и короткие форшлаги. К середине века форшлаги должны были исполняться по правилу, установленному Ф.Э.Бахом в трактате: «Форшлаг отнимает у главной ноты половину ее длительности, если она имеет равные части; у нот же имеющих нечетное число частей, форшлаг отнимает две трети длительности основной ноты». Все форшлаги,
в каденционных оборотах, желательно исполнять с верхнего вспомогательного. У Бетховена и романтиков трель, обычно, начинается с основного звука, за исключением Шопена, который трель часто играл с верхнего вспомогательного. Нахшлаг – заключение трели, завершение. Его следует исполнять тогда, когда он выписан композитором в нотах или указан графически в изображении мелизма. В Баховское время существовали знаки.Характер исполнения нахшлагов был различен. В 1-й половине 18 в. нахшлаги большей частью игрались медленнее. (Бах Фуга С-dur Iт. ХТК). Во 2-й половине 18 ст. исполнение нахшлага становится одинаковым по длительности с трелью. Ф.Э.Бах выдвигал требование, чтобы звуки нахшлага исполнялись «так же быстро, как и звуки трели». Исключение из правила исполнения трели с верхнего вспомогательного. Трель можно начинать с основного звука: 1) если перед звуком на котором стоит трель, в мелодии идет верхний вспомогательный звук, с которого должна начинаться трель. 2) Если трель стоит на первом звуке пьесы (Бах Прелюдия g-moll I т. ХТК). 3) Если в мелодии нужно подчеркнуть интервал (Бах Фуга cis-moll IIт. ХТК). 4) Если трель встречается на звуке большой длительности или подчеркивает органный пункт (нахшлаги к таким трелям играются не поступенно, а скачком на терцию вниз). Мордент перечеркнутый Название происходит от французского слова mordant, т. е. кусающий. И в современной и в старинной музыке этот мелизм исполняется приблизительно одинаково. Мордент играется на пол тона или тон ниже от основного звука с возвращением к нему. В 1-й половине 18 в. чаще всего при исполнении мордента применялась ближайшая ступень диатонической гаммы. Тон или полутон – зависит от строения лада в данном эпизоде. Мордент исполняется всегда за счет главного звука над которым он поставлен.У французов-клавесинистов мордент – pince, от слова щиплющий,
а не из закостеневших правил и формул. Ясное осознание выразительной роли, которую играет мелизм в конкретном музыкальном эпизоде, овладение элементарными исполнительскими навыками музыкантов – клавиристов 17-18 ст., подчинение технической стороны исполнения самого сложного орнамента его выразительному началу – все это ведет к постижению стиля исполнения старинных орнаментальных украшений. Натан Перельман сказал: «Если в расшифровке мелизмов наука вступает в спор с красотой, встаньте на сторону последней».
Список литературы: 1 Алексеев А.Клавирное искусство. М Л., 1952 2 Алексеев А.Из истории фортепианной педагогики.К., 1974. 3 Алексеев А.История фортепианного искусства. Часть 1.М., 1988. 4 Бейшлаг А.Орнаментика в музыке.М..1978. 5 Голубовская Н. Предисловие к «Избранным клавирным сочинениям Перселла.М., 1954. 6 Копчевский Н. Клавирная музыка. М., 1986. 7 Куперен Ф. Искусство игры на клавесине. М., 1973. 8 Крастинь В. Об исполнении клавирной музыки Баха на фортепиано. В кн.: Об исполнении фортепианной музыки. М., 1965. 9 Любимов А. Предисловие к «Французской клавесинной музыке».М., 1988. 10 Мильштейн Я. Хорошо темперированный клавир И.С. Баха. М., 1975. 11 Ройзман Л. Об исполнении украшений (мелизмов) в произведениях старинных композиторов (17- первая половина 18 столетия). В кн.: Очерки по методике обучения игре на фортепиано. М., 1965.
|