![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
ISBN 5-222-02298-6 ББК 53.54Стр 1 из 34Следующая ⇒
ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА Допущено Государственным комитетом по физической культуре, спорту и туризму Российской Федерации в качестве учебника для вузов физической культуры «ФЕНИКС» Ростов-на-Дону
М 50 Рецензенты: доктор педагогических наук профессор В. К. Бальсевич; доктор педагогических наук профессор Ю. К. Гавердовский; доктор педагогических наук профессор В. И. Жолдак. Менхин Ю. В., Менхин А. В. М 50Оздоровительная гимнастика: теория и методика. Ростов н/Д: Феникс, 2002.- 384 с. Учебник «Оздоровительная гимнастика: теория и методика» является первым официальным изданием по дисциплине «Физическая культура», входящей в Учебный план по специальностям 022300 — «Физическая культура и спорт» и 022500 - «Адаптивная физическая культура». В учебнике впервые представлены теоретико-методические основы особой исторически сложившейся области физического воспитания — оздоровительной гимнастики, имеющей многочисленные организационные формы, виды оздоровительно-кондиционной и оздоровительно-спортивной направленности, а также группы эффективных оздоровительных средств и оригинальные методы их применения. ISBN 5-222-02298-6 ББК 53.54 © Оформление: изд-во «Феникс», 2002 © Менхин А. В., Менхин Ю. В., 2002 ПРЕДИСЛОВИЕ Современный этап в развитии гимнастики характерен пересмотром отношения к ней как к средству лишь спортивного совершенствования, ориентированного на стремление к высшим достижениям на международной арене. Следствием этого стало размежевание «олимпийской» и «массовой» гимнастики. Но в связи с этим стало очевидным существование двух методологий: методологии массовой гимнастики и методологии гимнастики высшего мастерства. Каждая из них имеет свой предмет и объект, принципы и правила, средства и методы, формы организации. Между тем они являются продуктом исторически «сложившейся системы физического и двигательного совершенствования, именуемой «гимнастика». Вот почему различные в принципе методологии двух гимнастик взаимопроникают — что и позволяет делать определенные обобщения, на основании которых в конкретной области специалист сможет производить выбор средств, методов и форм организации работы. Обобщения эти — своеобразный каркас, собранный из факторных блоков естественных законов и педагогических закономерностей, на который в каждом конкретном случае нанизываются частные формы организационного обеспечения и решения конкретных задач. С другой стороны, значительно возросла потребность в специалистах, способных с высоким качеством осуществлять работу именно физкультурно-оздоровительного характера. Она может быть удовлетворена только при соответствующем научно-методическом обеспечении процесса их подготовки. В связи с этим в вузах физической культуры в последнее время открыты новые факультеты и специализации по физкультурно-оздоровительной работе. При всем положительном значении этой акции следует заметить, что в данных учебных структурах по непонятным причинам оздоровление понимается лишь в аспекте восстановления утраченных функций, соответственно чему разработаны и программы обучения специалистов, оставляющие вне поля зрения другой аспект оздоровления — развивающий, относящийся к значительно большей практически здоровой части населения. ■ 3 Представляется, что это — довольно существенный недостаток в научно-методическом обеспечении подготовки специалистов. Исправить его может разработка различных основополагающих материалов, одной из обобщенных форм которых может и, по нашему мнению, должен стать соответствующий учебник. Попытка создания такого учебника и предпринята коллективом авторов. В написании учебника приняли участие: А. В. Менхгн (главы: П.1, 2, 4, 5, 9; Ш.4, 6, 7: Ш.З - в соавт. с М. П. Ивлевым, П.4 — в соавт. с Б. К. Ивлиевым, Ш.З — в соавт. с Е. Ю. Поповой, Ш.5 - в соавт. с В. В. Козловым, IV.2 и VI.2 — в соавт. с Ю. В. Менхиным); Ю. В. Менхин (1.1, 3, 4; П.7; Ш.1; IV.1, 2, 3, 4; V.2, 3, 4; VI.2, 3; П.8 — в соавт. с Е. Е. Биндусовым и Л. В. Попадь-иной); Н. Д. Граевская (Введение), Т. И. Долматова (IV.4), А. Л. Дружков (VI.1), Е. Б. Мякинченко (1.2), Ю. А. Попов (III.2), В. Н. Селуянов (П.6 - в соавт. с Е. Б. Мякинченко). Общую редакцию осуществили А. В. Менхин и Ю. В. Менхин.
|