Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Распределение часов курса. Методические указания к изучению






Утверждаю

Ректор университета

__________________А.В.Лагерев

«____»____________2006 г.

 

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ

 

Методические указания к изучению

дисциплины для студентов заочной

формы обучения всех специальностей

 

 

Брянск 2006


БЕК 63.3.я73

Отечественная история: методические указания к изучению дисциплины для студентов заочной формы обучения всех специальностей. - Брянск: БГТУ, 2006. с.

 

Разработал: Л.И.Чувилин

канд. историч. наук, доц.

 

 

Рекомендовано кафедрой «Философия и история» БГТУ (протокол 4 от 30.10.05.)

 


Предисловие

 

 

В настоящее время происходят глобальные социально-политические и экономические изменения, касающиеся целых геополитических пространств. Рушатся - старые и возникают новые политические и экономические системы, изменяются социально-экономические формации целых государств, подвергаются сомнению существующие ценности, возникают новые. В центре этих изменений находится и наша страна, где за последние 10-15 лет произошел резкий поворот в области внутренней к внешней политики.

В этой сложной и противоречивой обстановке порой бывает трудно разобраться даже умудренным жизненным опытом людям. В данной ситуации большое значение имеет овладение гуманитарными дисциплинами вообще и историческим опытом человечества в частности.

Огромный исторический путь, пройденный человечеством с древнейших времен до сегодняшнего дня, призван показать дальнейшее направление развития человечества. Знание исторических фактов, основных эпох в истории человечества, умение выражать и обосновывать свою позицию по вопросам исторического прошлого, все это жизненно необходимо в наши дни, когда положение каждого человека в обществе определяется его интеллектуальным потенциалом, профессионализмом и организаторскими способностями.

Учитывая это обстоятельство, подготовка специалистов с высшим образованием в вузах страны предусматривает изучение цикла гуманитарных дисциплин. Историю по всем формам обучения (дневная, вечерняя, заочная) изучают на первом курсе; содержание этой дисциплины определяется требованиями общероссийского стандарта по циклу «Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины» и включает в себя следующий обязательный минимум знаний. Сущность формы, функции исторического сознания. Типы цивилизаций в древности. Проблема воздействия человека и природной среды в древних обществах. Цивилизация Древней Руси. Место Средневековья во всемирно-историческом процессе. Киевская Русь. Тенденции становления цивилизации в русских землях. Проблема складывания основ национальных государств в Западной Европе. Складывание Московского государства. Европа в начале Нового времени и проблема формирования целостности европейской цивилизации. Россия в ХY-ХYIIвв. ХYIII век в европейской и североамериканской истории. Проблема перехода а «царство разума». Особенности российской модернизации в ХYIIIв. Духовный мир человека на пороге перехода к индустриальному обществу. Основные тенденции развития всемирной истории в XIX веке. Пути развития России. Место ХХв. во всемирно-историческом процессе. Новый уровень исторического синтеза. Глобальная история. Менталитет человека его эволюция и особенности в Западной Европе и России, в других регионах мира.

 

 

Цель и задачи курса дать представления об основных этапах и содержании истории России с древнейших времен и до наших дней. Показать на примерах из различных эпох органическую взаимосвязь российской и мировой истории. В этом контексте проанализировать общее и особенное в российской истории, что позволит определить место российской цивилизации во всемирно-историческом процессе.

Показать - по каким проблемам отечественной истории ведутся сегодня споры и дискуссии в российской и зарубежной историографии.

Показать место истории в обществе; формирование и эволюция исторических понятий и категорий.

Обратить внимание на тенденции развития мировой историографии и место и роль российской истории и историографии в мировой науке.

Проанализировать те изменения в исторических представлениях, которые произошли в России в последнее десятилетие.

Место в истории в системе гуманитарного образования.Раскрыть роль и место истории в системе гуманитарных и социальных наук. Значение междисциплинарных исследований и образовательных курсов.

Значение преподавания истории в высшем учебном заведении; необходимость привития студентам вуза (неисторического профиля) представлений об истории, об образовательной и воспитательных функциях исторической науки.

Понимание значения истории для раскрытия истории культуры, науки и техники, для осознания поступательного развития общества, его единства и противоречивости.

Взаимосвязь истории и других гуманитарных и социальных наук (социологии, психологии, культуры и др.), а также взаимодействие истории и биологии, экологии и прочих дисциплин естественнонаучного профиля.

 

 

Распределение часов курса


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал