Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Основы проектирования
Общие сведения об АИС Автоматизированная информационная система представляет собой совокупность информации, экономико-математических методов и моделей, технических, программных, технологических средств и специалистов, предназначенную для обработки информации и принятия управленческих решений. Информационная система - это средство организации информационного обеспечения процесса управления, способствующее своевременному поступлению необходимой и достоверной информации во все звенья системы управления, нуждающиеся в ней. К информационным системам относятся и автоматизированные системы управления технологическим процессом, предприятием или организацией и информационно-поисковые системы. Классификация АИС: - по видам процессов управления: АИС управления технологическим процессом; АИС управления организационно-технологическими процессами; АИС организационного управления; АИС научными исследованиями; Обучающие АИС - по уровню в системе государственного управления: отраслевые АИС; территориальные АИС; межотраслевые - по степени централизации обработки информации: централизованные системы обработки информации; распределенные системы обработки информации; - по характеру производства: АСУ непрерывными производствами; АСУ производствами с дискретным технологическим циклом; АСУ непрерывно-дискретным производством.
АИС относятся к большим системам и требуют деления на отдельные части и элементы: подсистемы, набор задач, отдельные задачи. Подсистема - относительно самостоятельная часть системы, выделенная по определенному признаку. Подсистемы могут выделяться по функциональному или структурному признаку. Принято выделять две группы подсистем в структуре АИС: функциональные подсистемы и обеспечивающие подсистемы. Функциональные подсистемы составляют содержательную часть автоматизированной системы. Именно в функциональных подсистемах сосредотачиваются задачи, реализующие конкретные функции системы управления. Задачи управления объединяются в функциональные подсистемы исходя из принципа однотипности относительно функции управления. Так в рамках АСУ предприятием чаще всего выделяют следующие функциональные подсистемы: технической подготовки производства, технико-экономического планирования, оперативного планирования и управления, материально-технического снабжения, бухгалтерского учета, управления сбытом, управления кадрами, управления качеством, управления финансами, управления вспомогательным производством. В рамках функциональных подсистем, как правило, выделяют подсистемы более низкого уровня. Таким образом, реализуется иерархичность системы управления. Обеспечивающие подсистемы создают условия для работы функциональных подсистем. Выделяют следующие обеспечивающие подсистемы: информационное обеспечение, математическое обеспечение, техническое обеспечение, программное обеспечение, лингвистическое обеспечение, правовое обеспечение. Таким образом, можно сказать, что функциональные подсистемы представляют комплекс экономико-математических моделей для решения задач управления, а обеспечивающие подсистемы представляют собой комплекс технических средств, носителей информации, программ и различных инструктивно-методических документов, необходимых для реализации соответствующих функциональных подсистем. Автоматизированные информационно-поисковые системы должны удовлетворять некоторым системным требованиям: · АИС должны иметь четко поставленную цель, решать задачи более высокого уровня, чем в ранее существующей системе, автоматизированная система должна не только обеспечивать автоматизированный режим решения задач системы, но обеспечивать новый более эффективный режим функционирования системы в новых условиях автоматизации; · АИС должна иметь критерий эффективности, согласуемый с вышестоящими системами; · система должна быть построена на базе общей алгоритмической модели; · в системе должен быть реализован принцип минимизации и стандартизации элементов, максимизации использования типовых проектных решений; · система строится на единой информационной базе; · наличие единой технической базы; · процесс сбора, передачи и контроля первичных данных должен быть автоматизирован; · система должна иметь устойчивую основную структуру и обладать способностью к эволюционному развитию; · структура аппарата управления должна быть приведена в соответствие с новой технической базой информационного обеспечения. Принципы проектирования АИС: 1) принцип решения новых задач - необходимо использовать средства автоматизации не только для решения традиционно сложившихся задач и приемов управления, но и перестраивать эти методы в соответствии с новыми возможностями. На практике это означает, что при анализе объекта управления выявляются потери, происходящие из-за недостатков организационного управления. И этот анализ ложится в основу определения состава задач автоматизации и их постановки; 2) принцип экономической целесообразности - данный принцип предполагает получение экономического или социального эффекта от создания АИС; 3) принцип системного подхода - проектирование АИС должно основываться на системном анализе как объекта, так и системы управления. При проектировании должны быть определены и критерии функционирования объекта системы управления и проведен структурный анализ, вскрывающий весь комплекс вопросов, который необходимо решить для того, чтобы проектируемая система наилучшим образом соответствовала установленным целям и критериям. В рассмотрение также включаются экономические и организационные вопросы; 4) принцип первого руководителя; 5) принцип иерархичности - АИС для достаточно сложных объектов создаются по иерархическому принципу. Под иерархией понимается наличие нескольких уровней управления. Иерархическое построение АС предполагает: - последовательное вертикальное расположение подсистем, составляющих систему; право вмешательства (приоритет) подсистем верхнего уровня в деятельность подсистем низшего уровня; зависимость действий верхнего уровня от фактического использования своих функций низшими уровнями. Иерархические системы достаточно легко обеспечивают процессы интеграции и децентрализации; 6) принцип непрерывного развития системы - по мере развития объекта и системы управления возникают новые задачи, совершенствуются старые. Все это требует включения в структуру и функции АС средств, обеспечивающих эволюцию различных компонентов АС, т.е. реализации системы на принципах полиформизма (обеспечения многовариантности проектных решений с тем, чтобы обеспечить их применение в различных конкретных АС) и субоптимальности (предусматривает такую организацию проектных решений, при которых при объединении отдельных проектных решений в систему общая эффективности системы не снижается); 7) принцип стандартизации и типизации - стандартизация и типизация элементов АС является комплексным мероприятием, в значительной мере определяет успех разработки системы и зависит от того, насколько точно и полно разработчикам системы удалось определить и описать состав элементов, ввести основные понятия, определяющие состав и границы данной АС на различных этапах исследования и разработки, обеспечить возможность планирования и управления разработкой системы с точностью до отдельных элементов; обеспечить выбор готовых типовых проектных решений (ТПР) и определить направления типизации новых проектных решений, создать исходную базу для разработки методики описания ТПР. Использование ТПР как составных частей и блоков при проектировании АС для конкретных объектов позволяет значительно сократить трудоемкость разработки и время внедрения, получить большое разнообразие проектных решений.
Проектирование базы данных
|